рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политической культура российского общества

Политической культура российского общества - Лекция, раздел Политика, Материалы лекций Природа и сущность государства. Основные признаки   Политическая Культура Отдельной Страны Обычно Формируется В П...

 

Политическая культура отдельной страны обычно формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражаюших устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Господствующие представления о значительной роли государства в российской политической культуре связаны с идеей державности. При этом именно в России распространено наличие национально-территориальных образований различным этническим общностям.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием наиболее мощных, не утративших своего влияния и в настоящее время факторов. Прежде всего к ним можно отнести геополитические причины, выражающиеся, в частности, в особенностях ее лесостепного ландшафта, в наличии на большей части территории резко континентального климата, в больших размерах освоенных человеком территорий и т.д. Влияя на жизнь многих и многих поколений, эти факторы (причины) определили для значительных, в основном сельских, слоев населения основной ритм жизнедеятельности, установки и отношение к жизни. К примеру, зимне-летние циклы способствовали сочетанию в русском человеке степенности, обломовской созерцательности и долготерпения (вызванных длительной пассивностью в зимний период) с повышенной активностью и даже взрывным характером (берущих истоки в необходимости многое успеть за короткое лето).

Собственное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и общецивилизационные факторы, отразившие самые показательные формы организации совместной жизни россиян, их базовые ценности и ориентиры. Например, к ним можно отнести социокультурную срединность между ареалами Востока и Запада; постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методы управления; мощное влияние византийских традиций, выразившееся, к примеру, в доминировании коллективных форм социальной жизни; отсутствие традиций правовой государственности и низкую роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения и т.д.В XX в. уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии существенно трансформировало многие тенденции в развитии российской цивилизации, нарушило естественные механизмы воспроизводства российских традиций, разорвало преемственность поколений и развитие ценностей плюралистического образа жизни, деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом.

Длительное и противоречивое влияние различных факторов в настоящее время привело к формированию политической культуры российского общества, которую можно охарактеризовать как внутренне расколотую, горизонтально и вертикально поляризованную культуру, где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым и второстепенным ориентирам. Основные слои населения тяготеют в большей степени к культурной программатике либо рациональной, либо традиционалистской субкультур, опирающихся на основные ценности западного и восточного типа. Во многом эти неравноценные по своим масштабам и влиянию субкультуры пронизаны и различными идеологическими положениями и подходами. В русской (российской) культуре в мотивационной структуре политической деятельности основное значение придается ценностям.

 

В основании доминирующей традиционалистской субкультуры российского общества лежат ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обусловливающие не только приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, но и в конечном счете – ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни), а также персонализированного восприятия власти, постоянно провоцирующего поиск «спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса. В российской политической культуре эгалитаристские взгляды оформились под влиянием длительного существования общины.

 

Ведущей политической идеей является и «социальная справедливость», обусловливающая по преимуществу морализаторские оценки межгрупповой политической конкуренции. Характерно для таких культурных ориентации и недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью, незаинтересованность в систематическом контроле за властями, отрицание значения кодифицированной законности и предпочтение ей своей, «калужской» и «рязанской законности» (Ленин). Этот тип политической культуры отличает еще и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования.

В противоположность этим ориентирам у представителей более рационализированных и либерально ориентированных ценностей система культурных норм и воззрений включает многие из тех стандартов, которые характерны для политической культуры западного типа. Однако большинство этих ценностей еще не прочно укоренено в их сознании и имеет несколько книжный, умозрительный характер.

Как уже отмечалось, практически все политические культуры той или иной страны представляют собой сочетание различных субкультур. Например, даже в достаточно интегрированной американской политической культуре Д. Элазар выделяет индивидуалистскую, моралистскую и традиционалистскую субкультуры. Две весьма различные политические культуры сложились в современном Китае (КНР и Гонконг). Однако в российском обществе уровень различий и противостояния между субкультурами крайне высок. Если, к примеру, традиционалисты мифологизируют особость России, то демократы – ее отставание, первые критикуют западный либерализм, вторые – косную российскую действительность. При этом и тех, и других отличают неколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и т.д.), отношение к компромиссу с оппонентами как к недопустимому нарушению принципов и даже предательству.

По сути дела такая форма взаимного противостояния политических субкультур есть современная редакция того культурного раскола, который сложился в нашем обществе еще в годы крещения Руси и ведет свой путь через противостояние сторонников язычества и христианства, приверженцев соборности и авторитаризма, славянофилов и западников, белых и красных, демократов и коммунистов. В силу этого взаимооппонирующие субкультуры не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

Как показывает опыт развития российского общества, его культурная самоидентификация возможна на пути преодоления раскола и обеспечения органического синтеза цивилизационного своеобразия развития страны и мировых тенденций к демократизации обществ и расширению инокультурных контактов между ними. Трансформировать в этом направлении политико-культурные качества российского общества можно, прежде всего, путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа.

Нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий и не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Материалы лекций Природа и сущность государства. Основные признаки

П О Л И Т О Л О Г И Я... материалы лекций...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политической культура российского общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Природа и сущность государства. Основные признаки.
Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социа

Внутреннее устройство государств
  С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Формы государственного правления
  С точки зрения формы правления, подразумевающей определенную структуру и правовое положение высших органов государственной власти, а также порядок их формирования, принято выделять

Понятие политического процесса
    Р. Медоуз отождествлял политику и политический процесс. Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодейств

Типология политических процессов
  Проявление указанных особенностей политического процесса в различных временных и прочих условиях предопределяет и возникновение его разнообразных типов. Так, с содержательной точки

Политическая модернизация
    Модернизация (франц. modernisation, от moderne — новейший, современный), изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами.

Политическая организация как субъект политики. Лоббистская деятельность
    На функционирование политической системы общества большое влияние, помимо государства и партий, оказывают политическое организации и движения. В результате их деятел

Политические движения
  В политической сфере общества действуют различные общественные организации и движения: профсоюзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские ассоциации, экологические орган

Политические партии
  Впервые политические партии возникли в Англии. Политические партии относятся к политическим организациям. В настоящее время можно сказать, что в результате своего исторического разв

Избирательные системы
Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом пар

Особенности международных политических процессов
  Международные отношения представляют собой весьма специфическую область мира политики. Их особый облик стал складываться по мере возникновения и развития государств, которые не толь

Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики
  Теоретическое исследование международных политических процессов имеет богатую историю. В качестве первых попыток объяснения сложных взаимоотношений между государствами можно назвать

Теоретические дискуссии о мировой политике второй половины XX в.
    В послевоенное время в науке на первый план вышла дискуссия модернистов и традиционалистов. Те и другие пытались выработать более с

Новейшие тенденции развития мировой политики
Исторический рубеж II и III тысячелетий знаменует собой ряд существенных изменений в развитии международных политических процессов. Окончание «холодной войны», расширение численности стран, развива

Мировое сообщество. Формирование мировой системы.
  События последних десятилетий, связанные с включением российского общества в мировые общественные процессы, показывают, что взаимодействие между странами приводит к формированию сис

Межправительственные и неправительственные международные организации
  Организация Объединенных Наций (1945) призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической и социальной областях. Главна

Процессы глобализации и глобальные проблемы современности
  Глобализация – это 1)исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество начинает осознавать сво

Политическая культура и ее функции
    Аксиологическая функция политики служит формированию и закреплению в обществе ценностей политической культуры. Впервые термин “политическая культура

Типы политической культуры
  На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определен

Особенности политических культур Западного и Восточного типов
    В содержательном отношении существуют и более общие критерии ти-пологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой

Политическая социализация
Взаимоотношения личности и институтов политической социализации носят характер двусторонний. Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образцов и стандартов

Россия как федеративное государство
  Россия, по ряду исследований, это демократическая федеративная президентско-парламентская республика (смешанная форма правления). Конституционный строй России, включающий в себя гос

Современная внешнеполитическая стратегия России
Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а равно и начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мирово

Особенности политической модернизации современной России.
  По стоянию экономики Россия – страна третьего мира – индустриальная страна. Ей еще только предстоит перейти к постиндустриальному обществу, свойственному развитым капиталистическим

Методы политических исследований
  Метод как способ познания чаще всего включает в себя две переменные: определенные принципы, выражающие то или иное понимание политики и тем самым обусловливающие ос

Политические технологии
  Политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффекти

Экспертное политическое знание, политическая аналитика и прогностика
Научное знание о политике принято делить на общетеоретическое и прикладное или экспертное.Специфику того и другого вида политического знания можно понять, сопоставив их и выявив ос

Гражданское общество
    Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское об

Основные теории демократии
  К основным политологическим теориям демократии относятся следующие теории:   1. Концепция демократии классического либерализма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтеск

СЛОВАРЬ
  Абсентеизм – уклонение от участия в выборах. Автаркия – политика замкнутости, самоизоляции. Автохтонные нации– с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги