Российская политическая традиция

Русская политическая мысль возникла из стремления постичь природу и специфику государства, особенности исторического пути России и составляющих ее народов. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают митрополита Илариона (XI в.) и его произведение «Слово о законе и благодати», основная идея которого – благотворность вхождения русского народа в семью христианских народов, а главные цели – восхваление князя Владимира Святославича, правления могучей Киевской Руси, обоснование главенства киевского князя над остальными князьями.
В «Поучении» Владимира Мономаха (XII в.) впервые в русской литературе сформированы задачи княжеской власти: князь должен добиваться мира в своем княжестве, не позволять сильному обижать простого человека, укреплять военное могущество государства, быть верным слову, данному своим братьям (князьям), избегать междоусобиц. Идеи единства русской земли, сильной княжеской власти, недопустимости вражды между князьями проходят через такие литературные произведения XII–XIII вв., как «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина».
Возвеличиванию московских государей посвящены и более поздние произведения – «Повесть о Флорентийском соборе», «Посвящение о Мономаховом венце», «Сказания о князьях Владимировских».
Наиболее полным и ярким воплощением идеи величия Московского государства и его высокого исторического и божественного предназначения была сформированная в начале XVI в. псковским монахом Филофеем теория «Москва – третий Рим», согласно которой история человечества представляет собой историю трех великих государств, чья судьба определена волей бога. Первое (Рим) пало из-за ереси, второе (Византия) заключило греко-католическую унию и в результате было завоевано турками.

«Третьим Римом» должна была стать Москва – хранительница православия. Эту миссию она должна была выполнять до конца света. Соответственно, московский государь являлся богоизбранным и вседержавным.
В XVIII в. идею неограниченной самодержавной власти развивал священнослужитель Феофан Прокопович (1681–1736). По его мнению, народ сам для собственного блага заключает соглашение об отказе от всех прав и свобод, о создании государства и наделении властью своего правителя.
Русская политическая мысль развивалась одновременно с развитием государственности. На Руси не было реформации, которая прошла в Европе. Не было и перемещения политических воззрений на человека, его естественные права

7. Политические учения в России периода образования централизованного государства (теория «Москва-третий Рим», Иван Пересветов)

Социальные явления, которые к этому привели: Объединение в единое централизованное государство русских земель вокруг Москвы княжеско-боярская оппозиция объединилась закрепощение крестьян и связанное с этим сопротивление народа. Эти факторы предопределили содержание политической мысли проблемы происхождения русских князей правомерность их династических притязаний взаимоотношения между светским и духовными властями Москва ревностно отстаивала свою независимость. Это нашло отражение в повести "О флорентийском соборе": защищается идея преемственности власти византийским императором и московскими князями. По мнению автора, Иоанн Палеолог, согласившись на унию с католической церковью, лишился права считаться защитником православной веры. Единственным ее защитником стали московские князья. После собора в российских церковных кругах - недоверие к грекам. Стали себя осознавать единым носителем Христовой веры в ее чистом виде. Российский царь получил право рассматривать свою власть как полученную от Бога. Когда Византия пала, эта мысль стала еще настойчивей. "Сказания о князьях Владимирских" - как выбрали Рюрика - мысль о происхождении русских князей от римских императоров - они могли претендовать на царский титул, т.к. потомки императорского рода. К концу 15 в монах Филофей пишет труд "Москва - 3-й Рим". Вся история человечества - история трех царств:
1 - Древний Рим пал из-за язычества
2-ой Рим - Константинополь пал т.к. изменил делу православия
3-ий Рим-Москва, т.к. хранила во всей чистоте христианскую веру.
4-му Риму не бывать, когда падет 3 - конец мира.
Он обусловлен легитимностью царской власти - царь - потомок бога и его слуга, нельзя ему противостоять, но и он должен заботиться о подданных и наказывать за зло. Православная церковь подчинилась светской власти, но сохранила право говорить владыкам правду. Законы - лишь часть этой правды, они поддерживаются силой власти и основаны на божественных заповедях. Беззаконие - всякое безнравственное деяние. Основная мысль - русское государство выбрано для защиты православной веры. Как официальная доктрина теория не была воспринята, но пользовалась широкой популярностью.
Возвышение царской власти над удельными князьями было возможно только при помощи обоснования теологических свойств верховенства, эту проблему решили при помощи церкви - Иосиф Володский (Иван Санин) "Просветитель", "Множество посланий". В этих посланиях он стремился окружить князя ореолом божественности. «Когда царская власть стремилась ограничить мощь церкви и ставила вопрос о передаче монастырских земель государству, он подчинил государственную власть церковной власти. Нужно ограничить власть государственную духовным контролем, т.к. государь - человек и может ошибаться, а божественная воля не может быть ошибочной».
В дальнейшем он отказывается от этой позиции и подчиняет церковь государству. Царь - над всеми, но он должен и защищать всех. Он должен быть защитником веры. В этом вопросе Санин проявил нетерпимость к инакомыслию. Требуя защиту веры связать с требованием защиты церковного имуществ. Имущество церкви – имущество Бога, всякое покушение на него - покушение на божеское => обосновал законность монастырских земель.
Его противник ^ Нил Сорский (инок белозерского монастыря). В своем учении обличает человеческие страсти (тщеславие, гордыню). «Монастырям не подобает заниматься мирской суетой, задача церкви в помощи человеку преодолеть страсти, а земли ей вовсе незачем». Идеал - в христианской общине, где общая собственность и обязанность труда. Государство не может вмешиваться в дела веры.

8. Идеи просвещённого абсолютизма в России (Феофан Прокопович, В.П. Татищев, И.Т. Посошков)

На рубеже XVII–XVIII вв. русское феодальное общество уже сформировалось как абсолютная монархия. Благодаря реформам Петра I было положено начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны.
Складываются 3 течения абсолютистской мысли:
1) этатистские взгляды Петра I и Ф. Прокопо-вича;
2) дворянская концепция В. Н. Татищева;
3) предбуржуазные идеи И. Т. Посошкова. Петр I в своей деятельности исходил из представления о неограниченном характере власти абсолютного монарха. Его главная обязанность – забота об общем благе. Суть идеи «общего блага» сводилась к тому, что лишь монархи знают, что именно необходимо их подданным и стране в целом. Концепция просвещенного абсолютизма была основана на высокомерном и презрительном отношении к народу как к темной, непросвещенной массе. Феофан Прокопович, сторонник Петра I, считал основой государства общественный договор, посредством которого народ отрекается от своей воли и передает ее одному лицу – монарху. Теоретической основой взглядов В. Н. Татищева является концепция естественного права и договорного происхождения государства. Также он считал, что государство является продуктом естественного развития человечества.
И. Т. Посошков – сторонник тоталитарной государственной регламентации производства, труда для увеличения общественного богатства. И. Т. Посошков предлагает четко определить права каждого сословия и его обязанности. Все проблемы государства он видит в несовершенстве законодательства, права, судопроизводства и управления.
Вторая половина XVIII в. характеризуется укреплением капиталистического уклада в России при сохранении феодально-сословной структуры общества. Это способствовало обострению классовых противоречий.
В середине XIX в. в России сложились 2 политических течения: славянофилы и западники. Славянофилы (К.С. Аксаков, А. С. Хомяков и др.) выступали против сближения России с Западной Европой. Славянофилы были сторонниками самодержавия, которое олицетворяло волю народа. Западники, Т. Н. Угонновский, К. Д. Кавсрин наоборот, считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь, что и Запад.
Во второй половине XIX в. в результате проведения реформ русская бюрократия раскололась на 2 враждующих лагеря. Одна часть осталась верна принципам полицейского государства и неограниченной власти царя, другая поддерживала новые принципы правления посредством законов. Для примирения этих двух сил 26 апреля 1906 г. была принята Конституция России. Именно в ней в высокой мере осуществляется принцип разделения властей.