рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности политики

Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности политики - раздел Политика, 1. Политика – Особая Сфера Человеческой Деятельности, Цель К...

1. Политика – особая сфера человеческой деятельности, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Политика возникла более 25 тыс. лет назад. Впервые термин «политика» был употреблен в Древней Греции для обозначения государственных или общественных дел, искусства управления государством (от греческого слова «polis» – государство).

Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности политики:

– политика как способ управления обществом;

– политика как регулирование отношений между различными социальными группами, слоями, государственными образованиями;

– политика как сфера борьбы различных общественных групп интересов и отдельных лиц за власть.

Существование политики как социального института обусловлено наличием власти – источника государственного могущества. Категория власти является определяющей в сфере политики.

По мере того как усложнялись и совершенствовались формы человеческой деятельности, политика выходила за рамки государственно-организованной деятельности и распространялась на сферу взаимодействия индивидов. М. Вебер определяет политику как совокупность деятельности по самостоятельному руководству.

Специфика политики состоит в том, что она призвана обеспечивать целостность общества, регулировать социальные взаимоотношения, согласовывать интересы различных социальных групп. Так как политический мир связан с организацией государства, властными отношениями, методами и способами удержания власти, можно сделать вывод о том, что политика – это также сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и общественными силами, цель которой – завоевание, удержание и эффективное использование государственной власти.

Политика явилась результатом усложнения социальной жизни, которое было вызвано ростом человеческих потребностей. Примитивные общества Древнего мира не знали политических отношений. Главная цель существования древнего человека – физическое выживание. Отдельный индивид не осознает себя единым целым, он – часть племени. Взаимодействия внутри племени основывались на кровно-родственных связях и регулировались нормами общинной морали, обычаями и верованиями. Власть исходила от рода и была построена на авторитете старейшин, военачальников, жрецов.

Постепенно наращивались материальные возможности человечества, это вело к усилению социальной, этнической, культурной дифференциации. Сформировались политические институты, основанные на использовании средств принуждения. Расслоение общества вызвало несовместимость интересов. Чтобы их согласовать, были созданы специальные политические институты: государство, армия, господствующая идеология и т. д.

Реализация интересов групп в социально неоднородном обществе потребовала использования государственной власти. Без подобного регулирования удовлетворение интересов одних групп существенно изменило бы социальные возможности других групп.

 

2. Политика как особая сфера взаимодействий и отношений складывается только в обществе. Общество и политика неразделимы, их становление и развитие — тесно взаимосвязанный процесс. Кризис политической власти ведет к серьезным потрясениям в обществе и даже может спровоцировать его распад. И, напротив, изменения в обществе с неизбежностью отражаются и на способах осуществления политической власти, и на формах борьбы за обладание ею.

Напомним, что общество — это универсальный способ организации социальных связей, это система устойчивых отношений и взаимодействий, складывающихся на определенной территории. Политика — это один из видов этих взаимодействий и отношений, существующих наряду с другими компонентами: экономикой, социально-бытовой сферой, культурой. Понимание места и роли политики в жизни общества предполагает осознание связи политики с другими сферами общества, а также определение ее социальных функций. Рассмотрим вначале проблему взаимосвязи политики и экономики.

Политика и экономика представляют собой комплекс отношений и связей, регулирующий разные виды человеческой деятельности. Политика — это прежде всего решение того, как должна осуществляться государственная власть, чьи интересы она должна выражать, что предпринимать для обеспечения целостности общества. Экономика - это организация производства товаров и услуг, их распределение.

Признавая огромную значимость обеих сфер для общества, ученые спорят о том, какая из них является определяющей, базовой. Некоторые из них вслед за К. Марксом определяют экономику как базисную подсистему общества, а политику как надстроечную. Иными словами, экономические отношения они рассматривают как основополагающие, детерминирующие процессы, происходящие в политике. Как писал К. Маркс, «...способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Подход К. Маркса неоднократно подвергался критике главным образом за ярко выраженную позицию экономического детерминизма. Действительно, трудно было объяснить причины устойчивости одних обществ и распада других исключительно влиянием экономических отношений. Спустя столетие французский социолог Р. Арон укажет на противоположную тенденцию: «...Современные индустриальные общества, у которых много общих черт.., различаются прежде всего структурами государственной власти, причем следствием этих структур оказываются некоторые черты экономической системы... В наш век все происходит так, будто возможные конкретные варианты индустриального общества определяет именно политика».

Противоположные точки зрения существуют и по вопросу о взаимосвязи политики и культуры. Немецкий социолог М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал, как смена ценностных ориентации, произошедшая в результате утверждения в ряде западноевропейских стран протестантизма, привела к коренному изменению системы экономических отношений и взглядов на характер осуществления власти в обществе. С другой стороны, можно найти убедительные примеры того, как правящие слои, используя силу государственной власти, насаждали в массовом сознании определенные ценности и взгляды, демонстрируя тем самым приоритет политики над духовной сферой.

Полемика между учеными по Поводу приоритетности той или иной сферы социальной жизни говорит о том, что взаимосвязь между этими сферами является настолько сложной, что не позволяет однозначно говорить о приоритетности одной из них. Политика, экономика, культура воздействуют друг на друга не сами по себе, а через людей, вовлеченных одновременно в орбиту политических, экономических, культурных отношений. И если, например, происходят какие-то изменения в экономике, то они неизбежно сказываются на взглядах, ориентациях, интересах людей, меняют их мотивацию, что побуждает самих людей вносить коррективы в систему политических взаимодействий. И, напротив, если в обществе происходит смена правящей группы, то при желании, опираясь на мощь государственной машины, она может навязать обществу переструктурирование экономических отношений, внедрить в массовое сознание определенную систему ценностей.

Итак, политика— это одна из сфер общества. Она существует не изолированно, а в тесной взаимосвязи с экономикой, культурой. Ее главное отличие не в степени важности для общества (общество не может существовать без любой из своих подсистем), а в тех особых задачах, которые она решает.

3.Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike — госу­дарственные, общественные дела и lo­gos — слово, смысл, учение./ Отцом первого понятия является Аристотель (384—322 гг. до н. э.), второго — Гераклит (ок. 530—480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология — это учение, наука о политике.

Происхождение термина «politike» связано с древнегре­ческим городом-государством, который именовался полисом. Полис — это сложившаяся в Древней Греции форма об­щественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства. Полисная организация опира­лась на экономический и государственный суверенитет об­щины свободных собственников и производителей — граждан полиса, простиравшийся на всю полисную терри­торию, т. е. на сам город и прилегающую к нему сельскую местность. Этот суверенитет предполагал для каждого граж­данина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме — прежде всего в форме голосования в народном собрании — участвовать в решении вопросов жизнедея­тельности полисного сообщества. Наличие особой деятель­ности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни, или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым стал термин «политика», который утвердился после на­писания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве.

Таким образом, термин «политология» восходит к древ­негреческому полису и означает учение о политике, т.е. совокупность знаний об управлении государством. Попутно заметим, что производными от слова polls (город-государ­ство) является и ряд других терминов, например: politeia (конституция, или политическое устройство), polites (граж­данин), politikos (государственный деятель).

Первый раздел — «Политология как наука и учебная дисциплина» — дает общее представление об этой науке, выясняет ее предмет, методы, структуру, функции, место в системе обществоведения, а также основные этапы ее становления и развития.

Второй раздел — «Политика и политические системы» — охватывает общеметодологические основы по­литической науки, теорию политики, политических систем и институтов политической власти; рассматривает вопросы политического сознания и политической культуры.

Третий раздел — «Политические процессы» — посвящен рассмотрению динамических аспектов функцио­нирования и развития политических систем, вопросов про­явления и реализации политической власти на личностном уровне. Сюда может быть включена также проблематика теории мирового политического процесса.

Четвертый раздел — «Социально-политические идеи и течения в современном мире» — отражает основные социально-политические идеи, концепции, теории и докт­рины, являющиеся составными компонентами реальных политических процессов.

Объект политологии – политика, политическая сфера жизни общества.Уровни объекта:

• общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятия и категории;

• реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности);

• конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.

Предмет политологии – закономерности становления и функционирования политической вла сти.

 

4.Основные методы политологии:

- диалектический;

- системный;

- структурно-функциональный;

- поведенческий;

- сравнительный (компаративный);

- конкретно-исторический;

- социологический;

- нормативный;

- институциональный;

- синергетический;

- антропологический;

- психологический;

- бихевиористский;

- экспертных оценок;

- политического моделирования.

Функции политологии:

теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе;

мировоззренческая, которая способствует выработке определенного видения политической действительности;

методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

регулятивная, предполагающая усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений через прогноз;

оценочная (аксиологическая) – дает точную оценку событиям.

 

5. Ведущие мыслители этого периода: Конфуций,Мо-Цзы, Шан-Ян.

Особенности и характерные черты этого периода:

Ё политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального знания;

Ё первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придававшие зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер;

Ёгосподствовало понимание божественного происхождения власти.

Автором одного из первых систематизированных описаний политической жизни некоторые из ученых считают древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н.э.).

Конфуций (Кун Цю, Кун Чжунни) в литературе чаще всего именуется Кун-цзы-учитель Кун родился в обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. С 22 лет начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая.

В школе Конфуция преподавалось четыре дисциплины: мораль, язык, политика и литература, излагаемые на основе книг: “Шицзин”, “Шуцзин”, “Лицзин” и “Юэцзин”. В 50 лет он начал свою политическую деятельность, став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы, в течение 13 лет путешествовал по другим китайским государствам. В 484 г. до н.э. вернулся в Лу и до конца жизни, помимо преподавания, занимался редактированием и распространением своих книг. Является основателем конфуцианства, ставшего впоследствии государственной идеологией.

Большое внимание Конфуций уделяет проблемам отношений между людьми в обществе и государстве. Конфуций разрабатывает закон идеальных отношений между людьми (концепция жэнь), которые строятся в соответствии с принципом “Чего не хочешь себе, того не делай другим”.

Политические концепции Конфуция строятся на основе строгого, чёткого, иерархического разделения обязанностей между членами общества, (образцом для которого должна служить семья “правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном”). Это нашло отражение и в его патриархально-патерналистской концепции государства, согласно которой государство рассматривается как большая семья, а власть императора является продолжением власти отца.

Конфуций - один из основоположников аристократической концепции государства, согласно которой управлением государством должны заниматься “благородные мужи”, а “тёмные люди”, или простой народ, должен полностью отстраняться от управления и подчиняться первым. Но и правление “благородных мужей” должно быть правильным, т.е. нравственными факторами правления должны выступать с одной стороны, послушание, а с другой - стремление “благородных” властвовать на началах добродетели (к таковым относилось: соблюдение ли-этикета, доброе и справедливое отношение к народу, почитательность к старшим и высшим). Социальной основой властвования должно быть стремление к преодолению резкой поляризации общества. Когда богатства распределяются равномерно, считал Конфуций, то не будет бедности, а значит, опасности свержения власти.

Противоположным конфуцианству (идеологии господствующих сословий) было учение Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.), которое считалась идеологией угнетенных сословий.

Исходя из принципа естественного равенства всех людей, Мо-Цзы обосновывает договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Важное место в его учении занимает мудрость как основа управления, что предполагает:

- сочетание наставления народа с наказанием (т.е. власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей);

- учёт интересов народа в процессе управления государством.

В основе другого древнекитайского учения - легизма – лежит обоснование управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Возникло оно в VI - III вв. до н.э. и основателем его является Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), известный под именем Гунсунь Ян, Вэй Ян.

 

6. Ведущие мыслители этого периода: Пифагор, Гомер, Соломон, Гераклит,Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель,Лукреций,Цицерон.

Особенности и характерные черты этого периода:

Ё постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

Ё обособление совокупности политических идей как относительно самостоятельной части философии;

Ё анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

Весомый вклад в разработку политической мысли внесли представителиДревней Греции.

Классиком древнегреческой мысли является философ-идеалист Платон Афинский (427-347 гг. до н.э.). Отец Платона - Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать из рода законодателя Солона, одного из ”семи мудрецов“. Платон после казни своего учителя, древнегреческого философа Сократа, совершил ряд путешествий. Около 387 г. до н.э. он основал в Афинах собственную школу - Академию.

Среди его многочисленных сочинений, дошедших в рукописях (34 диалога, 13 писем и другие), можно назвать такие, как ”Критон“, ”Государство“, ”Законы“, ”Политик“.

В истории развития политической мысли Платон одним из первых попытался осуществить типологию государственных устройств, раскрыть причины и механизмы перехода от одних типов государств к другим.

В трудах ”Государство“ и ”Политик“ Платон выделяет два типа государства:совершенное, или идеальное (управляемое самими богами и стоящее выше государства и законодательства; этот тип общежития не нуждается ни в государстве, ни в законодательстве) и несовершенное. Среди реально существующих (несовершенных) типов государств Платон выделяет правильные формы государств: монархия, аристократия и неправильные (искаженные): тимократия (власть честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения), олигархия (власть немногих, богатейших, которые не подпускают к управлению бедных), демократия (власть большинства, но не всех), тирания (власть одного над всеми). По Платону управлять государством должны люди, способные хорошо управлять. Эта способность определяется природными задатками и долголетней предварительной подготовкой.

Правитель должен обладать мудростью, мужеством, справедливостью, сдерживающей мерой (под ней Платон понимал черты, которыми должны обладать все члены лучшего государственного устройства, черты, заключающиеся в признании и соблюдении гражданами принятых в этом государстве законов и существующего в нем правительства).

Платон уделял большое внимание проблеме политики и войны:

- в диалоге ”Протагор“ военное искусство определяется как часть политического искусства;

- войну он считал естественным состоянием общества, узаконенным способом приобретения рабов и захвата чужих территорий;

- исходя из того, что законы, существующие в животном мире, присущи и человеческому обществу и главным принципом социального развития является право сильного над слабым, Платон делает вывод: войны непрерывны, вечны, неустранимы;

- одной из существенных социально-политических причин возникновения войн он считал несовершенство установленных форм государства (нестабильна и чревата войной, например, демократия, так как она чрезмерно стремится к свободе; поддерживается на страхе применения вооружённой силыолигархия, так как в ней никогда не соединятся интересы богачей и бедняков;тирания постоянно стремится втянуть граждан в пучину войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе);

- среди других причин войн Платон выделял стремление людей бороться за свободу, нежелание граждан подчиняться действующим законам, нравственные пороки, этнические противопоставления, непримиримость между социальными слоями общества.

Раскрывая историю политических воззрений, нельзя не упомянуть о другом величайшем представителе древнегреческой политической мысли, ученике Платона, философе и ученом-энциклопедисте Аристотеле (384-322 гг. до н. э.), основателе перипатетической школы.

В его биографии можно выделить некоторые основные моменты. В 367-347 гг. до н. э. он находился в Академии Платона, сначала как слушатель, затем - как преподаватель и равноправный член содружества философов - платоников. В период с 347 по 334 гг. до н. э. Аристотель странствовал (Малая Азия, о. Лесбос). С 343 до н. э. (вероятно до 340 до н. э.) был воспитателем Александра Македонского. Во 2-й афинский период (334-323 гг. до н. э.) Аристотель преподавал в Ликее.

Политические взгляды Аристотеля охватывают область права, социальных и экономических институтов. Он впервые ввёл в оборот понятие “политика”, рассматривая её как искусство управления государством и участие в его делах. Он называл политику самой главной из всех наук и искусств, поскольку её целью является высшее благо всех (в отличие, например, от экономики, которая, по Аристотелю, имеет только выгоду для каждого).

Аристотель раскрыл сущность государства и причины его образования, рассмотрел роль права в обществе, сущность и функции власти, зафиксировал принцип разделения властей (законосовещательные орган и должности; судебные органы) и указывал, что от состояния этих частей зависит состояние государственного строя. Он дал и классификацию различных форм обмана народа властью, посредством которого в государственном управлении возможно добиться расположения простого народа.

Аристотель, в частности, был сторонником теории ”естественного“ происхождения государства (подобно живым организмам): ”очевидно, что полис принадлежит к естественным образованиям, и что человек от природы есть политическое животное“. Поэтому государство не подлежит радикальным искусственным переустройствам. Генетически семья предшествует сельской общине, сельская община - городской (полису), но в синхронном плане полис (государство) как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи, или ”общения“, первичен по отношению к семье и индивиду (как целое первично по отношению к части). Конечная цель полиса, как и индивида, состоит в ”счастливой и прекрасной жизни“. Основной задачей государства, по Аристотелю, является воспитание граждан в нравственной добродетели.

”Желательный“ государственный строй может быть охарактеризован как ”аристократия“ в изначальном смысле слова (правление лучших). Платоновскую сословную дифференциацию социальных функций Аристотель заменяет возрастной: в молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости - собственно политическую (”совещательную“); физический труд (земледелие, ремесло) и торговля - удел рабов; отличительный признак свободного гражданина - досуг, необходимый для реализации интересов свободных граждан в эстетической или умозрительной деятельности.

Рабство, по Аристотелю, существует от ”природы“; отношения ”раб - господин“ - такой же необходимый элемент структуры полиса, как отношения ”жена - муж“ в семье; рабами должны быть ”варвары“.

На основе опыта и изучения конституций греческих полисов Аристотель осуществил типологию государственного устройства и власти. При том он делил формы государственного строя на правильные и неправильные (3 пары).

Правильные формы Неправильные формы
монархия тирания
аристократия олигархия
полития демократия

Правильность (или неправильность) форм государственного устройства у Аристотеля определялась на основании одного критерия - способности правящих лиц (групп) служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то независимо от того, правит ли один, многие или большинство - это правильные формы. Там же, где в управлении возобладали личные интересы, там возникаютнеправильные формы.

Наихудшей из форм государственного строя Аристотель считает тиранию, как безответственную власть монарха. Как и Платон, Аристотель негативно отказывался о демократии (демократия, по Аристотелю это своекорыстная форма господства большинства). Всем формам государственного устройства он предпочитал политию. Так Аристотель обозначал такое устройство государства, в котором большинство управляет в интересах общей пользы. Такое состояние общества достижимо, когда власть находится в руках ”среднего элемента“. Под средним элементом Аристотель понимает размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям рабовладельческого общества.

Особое внимание Стагирит (латинизированное имя Аристотеля) уделял военным вопросам. Он, в частности,

- глубоко исследовал такие понятия, как ”наука о войне“, ”военное искусство“, ”справедливость в войне“;

- пытался раскрыть причины, порождающие войны; к числу социально-политических причин, вызывающих войны, он относил:

® существование государств, в которых большинство людей находится в подчинении у горстки властолюбцев;

® нарушение необходимого равновесия в политической структуре общественного устройства;

® нарушение или отсутствие политических прав граждан;

® усиление единовластия в условиях аристократии;

® тяга к демагогическим формам отношений между правителями и гражданами в демократическом государстве.

М Изучение данной темы предполагает рассмотрение и политической мысли в Эпоху Средневековья.

 

 

7. Ведущие мыслители этого периода: Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный), Фома Аквинский.

Особенности и характерные черты этого периода:

Ё развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей;

Ё обоснование теологической теории политической власти;

Ё доминирующая роль религии (и зависимого от неё государства) в политической сфере.

В средние века в общественно-политической мысли господствовали учения о власти и государстве, центральным звеном которых был теократизм; согласно его положениям церковь выступала в качестве божьего представителя на Земле. Церкви и её главе - Папе Римскому - принадлежала вся полнота власти, а светскому государству отводилась второстепенная роль, оно получало власть из рук церкви и служило её интересам.

В основе воззрений Марка Аврелия Августина (Августина Блаженного) (354-430 гг.) было следующее:

§ обоснование и оправдание неравенства в обществе (его он объяснял испорченностью природы человека в результате грехопадения первых людей);

§ тезис о том, что положение человека в обществе предопределено миром небесным;

§ понимание истории человечества как борьбы ”двух градов“, двух государств: ”града божьего“, ” состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства, ”великой разбойничьей организации“, в которой борются лишь за материальные блага и притесняют праведников. В конечном итоге ”град божий“ победит (т.е. неявно высказывается идея о необходимости подчинения светских институтов государства церковной власти).

Видным представителем этого периода был и Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274 гг.), основатель томизма (причисленный в 1323 г. к лику святых римско-католической церкви и в 1567 г. признанный пятым ”учителем церкви“).

Его воззрения базировались на следующих посылках:

§ сущность власти устанавливается богом, поэтому в интересах общественного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым человеком своих обязанностей;

§ государство также является божественным установлением;

§ несмотря на то, что власть имеет божественное происхождение, Фома Аквинский допускал, что могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение;

§ в то же время и государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.

М Кризис феодализма и зарождение в его недрах буржуазных общественных отношений вызвали рост активности в социально-политической жизни, в искусстве, науке, в том числе и в политической мысли. Этот период времени в истории человеческого общества получил название Эпохи Возрождения.

 

Политические учения эпохи возрождения

Особенности и характерные черты этого периода: Ё развитие гуманистических начал в политической теории; Ё освобождение политической мысли от теологии;

США

. В этой стране политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет. Обретая современный облик, она прошла ряд этапов:

1. - с кон. XIX в. до Первой мировой войны.

2. - между двумя мировыми войнами.

3. - после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.

Центральным для современной политологической школы США сегодня на 3 этапе является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Германия

.

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1.Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).

2.Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Видные представители Арендж, Поппер)

3.Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель – Дарендорф).

Франция

1. Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной 2. Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор. Главное место занимает исследование политических процессов в рамках конституционного права.

1.

Исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения

2.

Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики.

3.

Исследовании стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.

4.

Развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

12.Древней Руси в X—IX в. При дворах великих князей и в монастырях создаются известные памятники политической литературы: «Повесть временных лет», «Слово о походе Игоревом», «Поучение Владимира Мономаха» и др.

В них отражены политические идеи о происхождении государства (от Бога), правомерность господства правящих кругов, путях укрепления княжеской власти, единстве российских земель. Русская политическая мысль допетровской эпохи в основном ориентировалась на царя и православную церковь, поддерживала сословную монархию.

На рубеже XVII–XVIII вв. реформы Петра I затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Политические мыслители того периода – Ф. Прокопович («Слово о власти и чести царской»), В.Н. Татищев («История российская с самых древнейших времен»).

В годы Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей: И.И. Новиков, И.А. Третьяков, А.П. Сумароков. Их общим мотивом была критика крепостничества, повышение роли моральных устоев политики.

В XIX в. в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие основные направления и течения:

– либерализм, выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий);

– радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы (А.Н. Радищев, П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьев и др.);

– революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский;

– революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев);

– анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев);

– социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.), различные направления которого выступали, соответственно, как с реформаторских («меньшевики»), так и последовательно революционных позиций («большевики»);

– консерватизм, отражавший интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев).

Западничество – идейное течение русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в., выступавшее за ликвидацию крепостного права и признававшее необходимость развития России по западно-европейскому пути. Славянофилы отстаивали идею особого пути и особой исторической роли России.

В 1840–60-е гг. в России складывается революционно-демократическая идеология. Ее идеологами стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др.

Важным направлением политической мысли России с конца XIX в. стали социал-демократические идеи и доктрины. Ведущим теоретиком «большевизма» являлся В.И. Ленин.

Прогресс в развитии политологических исследований был достигнут в 1960-е гг. в процессе преодоления культа личности, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева. В 1970-е гг. в стране в научный оборот вошли новые важные понятия и категории политической науки. Принципиальное правовое значение для развития политологии в России имело принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.), закрепившей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе.

13.Западники и славянофилы

Славянофильство и западничество как направления возникли в 20—40-х годах XIX в. формировались на единой основе, состоящей в поиске глобальных законов исторического развития, критически оценивали крепостничество и дистанцировались от власти. Однако они расходились в понимании исторического процесса, его целей, конкретных путей. Славянофилы стояли на почве религиоз­ной философии, западники — разделяли основополагающие идеи западноевропейской рационалистической традиции.

Западники (А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Н.В. Станкевич, Н.П. Огарев, П.В. Анненков, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев и др.) сознательно вы­бирали для России европейскую модель развития, а капитализм — как магистральный путь для человечества. Они считали, что развитие Рос­сии необходимо рассматривать в контексте развития общечеловеческой цивилизации, передовым рубежом которой является Западная Европа, где наиболее полно и успешно осуществляются принципы прогресса и свободы. Российская история, считали западники, — это история пре­одоления отсталости от европейского Запада, которая началась со вре­мени Петра Великого, включившего страну в общечеловеческий цивилизационный процесс. Задача России состоит в скорейшем изживании патриархальщины, косности и азиатчины, в частности общинности.

 

Славянофилы(Л.С. Хомяков, братья И. В. и П.В. Киреев­ские, братья К. С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) идеализировали допетровскую Русь и ратовали за возврат к патриархальному состоя­нию. В первую очередь, они исключали наличие общечеловеческого развития и признавали самобытность жизни каждого народа или со­общества близких народов. Они считали, что преобразования Петра I нанесли удар по российской самобытности. У России, согласно сла­вянофилам, собственный путь развития, не нуждающийся в интегра­ции в европейскую систему. Особый путь России предопределен кол­лективистским, а не индивидуалистским началом русского народа, его соборностью, общинным характером деревенской жизни, артельностью ремесленников, а также тем православием, которое выработал русский народ.

Неприятие Европы стало основой объединения славянофилов, которое впоследствии переродилось в национализм. По мнению сла­вянофилов, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Ев­ропе в разрешении ее внутренних и внешних политических про­блем в соответствии с христианскими принципами.

Славянофилы считали, что жизнь в России строится по «правде внутренней», тогда как у европейцев по «правде внешней», т.е. по нормам писаного права. В то же время отношение к Западу не у всех славянофилов было одинаковым.

В период Великой реформы второй половины XIX в. славянофилы неожиданно отошли от ряда своих коренных взглядов, «возненавиде­ли» европейский путь развития и обратились к идеалам Средневековья Русского государства. Отказ от прогрессивных преобразований в рос­сийском обществе привел славянофилов к национализму. Последую­щая история показала, что почвенники-славянофилы исходили из патриархального строя жизни, руководствовались утопическими, оторванными от российской действительности представлениями и мало уделяли внимания социальному и экономическому развитию России, а западники недостаточно осознавали национально-госу­дарственные интересы и особенности народов России, без учета которых страна не может успешно модернизироваться.

Концепция русского глобализма B.C. Соловьева

Одним из первых подметил превращение патриотизма славянофилов в мракобесие и безыдейный национализм, опасные для развития российского общества великий философ В. С. Соловьев, покинувший вследствие этого славянофильство. Он не принимал национализм, изоляционизм, мессианство не только из философских, но прежде всего из морально-религиозных соображений. Он развивал глобалистский подход в анализе понятия «русская идея», что позволяло ему избежать крайностей в своих суждениях. Стремился к познанию «русской идеи» в контексте трех «мировых идей», которые выделил Достоевский: «идея католицизма», «старого протестантизма» и «рус­ская идея».

Соловьев понимал, что идеи изоляционизма далеки от ре­альной истории России. Он говорил, что если бы новгородцы в IX в. придерживались антиевропейских или любых изоляционистских идей, то не было бы Российского государства. Если бы изоляцио­нистские идеи разделял Владимир Киевский, то Русь не стала бы христианской. И если бы Петр Первый не проводил западнически ориентированых преобразований, то не было бы теперешней Рос­сии и ее культуры. Таким образом, еще задолго до трудов евра­зийцев была предопределена отрицательная оценка основных положений славянофилов.

14. Для второго периода характерно возникновение революционного демократизма, его слияние с утопическим социализмом, распространение марксистских идей.

Основные идеи II периода:

Ё критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя;

Ё ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию; глубокая вера в светлое будущее народа;

Ё огромное внимание к национальному вопросу, обоснование решения его с позиций признания права наций на самоопределение.

Представители второго периода:

М.А. Бакунин, В.Г. Белинский,А.И. Герцен, П.А. Кропоткин, П.Л. Лавров,В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, П.Н. Ткачёв, Н.Г. Чернышевский.

Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века

15. В России анархизм начал распространяться в 60-е годы XIX в. и особенно пышно расцвел в последующеедесятилетие, когда был воспринят… Новый этап развития анархизма открывается в начале XX в. В условиях общего… После победы Великой Октябрьской социалистической революции наступил новый, завершающий этап развития анархистского…

Политическая власть

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц… Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая…

– Конец работы –

Используемые теги: Существуют, Различные, ходы, современной, политологии, манию, сущности, политики0.113

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности политики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта
Достигнет ли мастерства педагог, владеющий передовыми знаниями в своей и смежных научных областях, об опыте своих коллег, старательно перенося… И как важно понять, что не столько о самых объективных законах идет в данном… Рассмотрим содержание некоторых определений педагогического мастерства, представленных в советской и современной…

Современные подходы к пониманию государства
Это обусловило разные точки зрения в объяснении причин возникновения государства. Одной из древнейших теории происхождения государства является… Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а… Однако сторонники независимой власти монарха, напротив, утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от…

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ... Содержание Проблемы мировой политики и международных отношений в истории социально политической мысли...

Политология как наука и учебная дисциплина. Обьект и предмет политологии. Предмет политологии. Методы политологии
Обьект и предмет политологии Предмет политологии Социально философские и идейно теоретические основания политики теория политики политическое... Методы политологии Социологический метод выясняет как политика зависит... Политика как общественное явление Политика особая сфера человеческой деятельности цель которой направлять...

Объект и предмет Структура политологии и ее место в системе научного знания Методы политологии Функции политологии
Ильин Дмитрий Владимирович кабинет А... чебник разного цвета... введение в политологию Соловьев и Пугачев...

Основные подходы, используемые при построении организационных структур в современных условиях
Структуры организации отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е.… Для того чтобы эффективно достигались цели, необходимо понимание структуры… Структура организации - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками…

Китайская Народная Республика - Латинская Америка в современной мировой политике
Этапы развития и сотрудничества В Латинской Америке первой страной установившей дипломатические отношения с китайским правительством династии… Пекину пришлось действовать с «чистого листа». Товарооборот КНР с… Аргентина, Барбадос, Колумбия, Панама и Ямайка воздержались.

Ключ к пониманию истории и политики наших дней
социальный институт и политтехнология... ОГЛАВЛЕНИЕ... Введение...

Концептуальные основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке на современном этапе
Этому имеются объективные причины, обусловленные тем, что Россия втянулась в переходный период после распада СССР, и в ней осуществляется сложный… В этих меняющихся обстоятельствах Россия не может находиться в стороне от… Это качество может быть обретено только в том случае, если в политическом истеблишменте будет найдено оптимальное…

Предмет и методы геологии. Принцип актуализма: униформизм и актуалистический подход. Предмет и методы геологии. Специфика геологии. Разделы современной геологии. Специфика геологии:
Актуализм основополагающий принцип геологии Утверждает что в геологическом прошлом процессы происходили по таким же законам что и сейчас... Примеры актуализма знаки ряби в результате штормов знаки ряби в... Предмет и методы геологии Специфика геологии Разделы современной геологии...

0.051
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам