Позиции арабских стран в мировом хозяйстве в свете современных экономических и философско-теологических концепций

Под влиянием нефтяного фактора произошли значительные изменения не только в экономике самих арабских производителей, но и в странах импортерах нефти, стратегии и тактики крупнейших нефтяных монополий, а также в отношениях между этими контрагентами мирового нефтепроизводства.

Эти процессы нашли свое отражение на социо-культурном уровне, где прослеживается стремление арабских государств к формированию независимой исламской модели экономического развития. К такому заключению автор приходит, анализируя различные научные подходы, изложенные в работах ученых, которые раскрывают роль, место нефтеэкспортирующих государств .в общемировом историческом процессе развития, характер взаимодействия с остальным и, в частности, с западноевропейским миром.

Принимая за основу техническое превосходство западноевропейских стран и США, эти западные экономисты, такие как Ф.Фукуяма, рассматривают Историческое развитие данной группы стран как закономерный естественно-исторический процесс, который должны пройти все государства, придя с теми или иными отклонениями к общему знаменателю - единой планетарной цивилизации. Материальной основой этого процесса является, по их мнению, интернационализация производства, образование единого мирового хозяйства, унификация потребительской и духовной культуры, всеобщая демократизация, выражающая идеи западного либерализма.

Наиболее лаконично эта идея выражена B.C. Нейполом: западная цивилизация - универсальна и годится для всех народов. Поэтому современное развитие остального мира ( слаборазвитых стран ) им представляется как процесс усвоения обществами Востока и Юга технологий, экономических, политических и культурных форм, выработанных в лоне западной цивилизации - в Западной Европе и Северной Америке. Чем интенсивнее процессы либерализации в экономической и социальной сферах, считают сторонники этих концепций, чем больше страна втягивается в капиталистическое рыночное хозяйство, тем меньшую роль в обществе, по их мнению, играют идеологические, религиозные, половые, расовые различия, выдвигая на первый план экономические интересы отдельных индивидуумов. Это утверждение основано на том, что капитализм, по их мнению, представляет собой индивидуалистическую систему, -и главная движущая сила такой экономики им видится в стимулировании личного интереса. Как отмечают К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю, «мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной». В системе основных институтов и принципов капиталистического строя помимо личного интереса, как главного мотива поведения, основополагающее значение имеет частная собственность, которая предполагает, что в условиях капиталистической системы материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов, а не правительства. Основным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рыночная система, посредством которой общество выносит свои решения, что экономика должна производить, как эффективно организовать производство и как следует распределять плоды производительного труда между экономическими единицами.

Эти принципы, по мнению сторонников евроцентристской позиции, имеют универсальный характер и в недалеком будущем будут полностью привиты к стволу древней, глубоко религиозной и в значительной мере племенной структуры, не вызвав при этом в конечном счете кризиса. . Так­же этими экономистами отмечается уменьшение влияния арабского региона на мировое производство нефти.

Вместе с тем, автором особо выделены положения, излагаемые исламскими учеными. Прежде всего отмечается, что их взгляды отличаются от атеистических теорий, исключающих роль творца, а также от материалистических, которые исключают из сферы анализа спиритуалистические моменты. По мнению мусульманских ученых, исламский мир имеет свой, отличный от западного взгляд на историю, основанный на собственном учении о бытие и понимании текстов ислама.

Основываясь на содержащемся в Коране утверждении, что господь "благословил ее (землю - ), распределил на ней ее пропитание в четыре дня - равно для всех просящих", мусульмане отвергают принципы западной экономики, абсолютизирующие собственность как основу всего и превозносящие капитал над трудом, но вместе с тем и коммунистические идеалы, отрицающие значение личности в угоду групповым интересам, придающие огромное значение труду и пренебрегающие капиталом.

Арабские экономисты осуждают экспансионистские методы, присущие крупнейшим западным странам, которые они используют в отношении развивающихся государств. В работе отмечается, что имея большой исторический опыт международной торговли, ближневосточные лидеры, быстро отвергли западную идею либерализации торговли, разработав эффективную систему защиты от нежелательных экспортеров и импортеров с Запада, которые, по их мнению, чаще всего играют роль грабителя, представляя развивающемуся государству роль жертвы.

Автором указывается, что отвергая целесообразность всеобщего применения рыночных законов капитализма, которые, по мнению восточных авторов, делают богатых еще богаче, а бедных - еще беднее, они предлагают ограничить область их действия, уделяя важное значение принципу благотворительности. Это объясняется также и тем, что мусульмане совершенно иначе трактуют такое фундаментальное понятие, как частная собственность. Согласно их представлениям, « все то, что находится на земле, принадлежит и всегда принадлежало Богу, а человечество становится владельцем всех ресурсов в качестве представителя Бога».

Реальным воплощением этих исламских (божественных) законов являются такие экономические инструменты, как налоговая система «Закят», применяемая в Саудовской Аравии, «исламские банки» и строжайшее запрещение «риба» или ссудного процента в ходе какой-либо экономической деятельности. Ростовщичество считается совершенно неприемлемым родом деятельности, так как влечет за собой несправедливость, и согласно современным представлениям, снижает спрос, повышая издержки производства заемщика.

Запрещение ростовщичества, побуждение к труду, запрет обмана, воровства, обожествления денег и поклонения золоту, установления монополий - эти требования, отмечаемые арабскими теоретиками, составляют основу экономических отношений, сложившихся в исламском обществе в последнее время.

На основе анализа исламских взглядов в работе автором делается вывод о том, что экономика, функционирующая в мусульманской среде несет на себе печать особенностей, которые отражают морально-нравственные постулаты, господствующие в исламском обществе и, таким образом, превращают хозяйственный механизм в неотъемлемую часть исламской системы в цепом. Из этого следует вывод о том, что причины трудностей, связанных с проведением экономических реформ, позволяющих коррелировать хозяйственный механизм арабских государств с рыночными экономиками Запада, определяются не только и не столько их неумением освоить достижения Запада в данной области (как считают некоторые экономисты), а скорее нежеланием простого копирования и использования чужих рецептов. Мусульманские практики исламской экономики активно отстаивают уместность применения исламских принципов в качестве регуляторов современной системы хозяйствования, которая постепенно складывается в арабском мире, мотивируя это тем, что в настоящее время экономика исламского мира функционирует в несвойственной для себя среде, где господствуют привнесенные и чуждые исламу принципы и категории и мало благоприятствуют расцвету и возвышению исламского мира и его хозяйственной системы.

Проведенный в диссертации анализ западно-центристских и исламских взглядов на процессы взаимодействия западных и восточных экономик позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, тезис об унификации мира на базе западной экономической системы, как закономерного итога единого и непрерывного процесса развития человеческой истории, приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора. Во-вторых, сторонники идеи универсальности принципов западной демократии недооценивают исторические, религиозные, морально-нравственные аспекты , играющие огромную роль в исламском обществе и являющиеся сдерживающим фактором в процессах интернационализации всех сфер жизни , в том числе в проведении реформ по либерализации арабской экономики, привлечению иностранных и частных национальных инвестиций, а также процессов приватизации. В-третьих, неправомерным кажется их стремление приуменьшить влияние нефтяного фактора ближневосточного региона как на экономику крупнейших нефтеимпортеров, так и на мировой рынок в целом. В то же время, представляются преувеличенными взгляды исламских экономистов на возможность создания независимых, отличных от рыночных хозяйственных механизмов.

Опираясь на анализ событий последнего десятилетия, можно сделать вывод, что процессы интернационализации будут ускоряться, приводя к росту взаимной зависимости арабских и западных экономик. В основе дальнейшего углубления этих процессов лежит возрастание роли нефтяного фактора. Вместе с тем, не следует недооценивать влияние социо-культурных и конфессиональных особенностей исламских обществ, которые могут значительно трансформировать отношения, привнесенные в материальное производство извне, или препятствовать их развитию. Как представляется, результатом взаимодействия этих факторов стали попытки арабских лидеров создать исламскую модель экономического развития, для которой характерны на современном этапе слабость и неразвитость, выражающиеся в идеализации исламских хозяйственных методов, противоречивости религиозных постулатов, фрагментарности и отсутствии цельности общеэкономической концепции.

Говоря о датской перспективе, кажется несомненным, что исламский мир внесет свой вклад в формирование облика будущей мировой цивилизации, который, возможно, будет весьма далек от западного.

Как показывает опыт, изменения, произошедшие в экономической сфере, не нашли адекватного отражения на социально-политических и хозяйственно-организационных институтах, которые на определенном этапе стали тормозом в развитии рыночных отношений и не смогли обеспечить создание сбалансированнои,самовоспроизводя1цейся экономической структуры, имеющей внутренние стимулы для саморазвития, каковой являются экономики промышленно развитых стран. В этом. автору диссертации видится суть тех экономических проблем, которые характерны для арабских стран в последнее десятилетие. Именно их осознание подтолкнуло к осуществлению правительствами этой группы государств экономических реформ, направленных на развитие рыночных отношений.