Характеристика теорий происхождения государства

Существует множество различных теорий происхождения государства. Такое разнообразие научных взглядов обусловлено тем, что имела место специфика возникновения государственного механизма у различных народов. Рассмотрение всех существующих теорий происхождения государства не представляется целесообразным, так как многие из них оперируют схожими взглядами. Однако основные теории, не похожие одна на другую, следующие:

1. Теологическая теория. Автор Фома Аквинский. Эта теория имела широкую популярность во времена феодального строя. Согласно теологической теории государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. По мнению многих богословов, любая светская власть производна от власти божественной, церковной, власти религиозных организаций. Следовательно, народ должен беспрекословно подчиняться государственным правилам, являющимся продолжением церковных догм.

2. Патриархальная теория. Авторы: Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский. Согласно Аристотелю, государство — это наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага; это своеобразная разросшаяся семья. При этом власть монарха — это естественное продолжение власти отца (патриарха), который управляет своей семьей.

3. Патримониальная теория. Автор: А. Галлер. В соответствии с патримониальной теорией государство произошло от права собственности на землю — патримониума. В дальнейшем из права владения землей власть автоматически получает распространение и на людей, которые населяют данную землю.

4. Договорная теория. Авторы: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев. По мнению указанных мыслителей, государство возникло в результате заключения внутри населения общественного договора о правилах совместного проживания. При этом на тот случай, если условия заключенного договора будут нарушены, тогда народ приобретает право на революцию, то есть на изменение условий общественного договора.

5. Теория насилия. Авторы: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Согласно теории насилия государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными. Иначе данную теорию можно было назвать «теорией соревнования».

Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных племен от возможных посягательств со стороны аналогичных сильных племен.

Кроме того, К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага (как сильных, так и слабых).

6. Психологическая теория. Автор: Л.И. Петражицкий. По данной теории возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться. Таким образом, формируется идеология власти вождя.

7. Марксистская теория. Авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Кроме того, государство выступает как средство угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов ликвидируется и само государство.

 

 

9. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

Для начала следует заметить, что при всем многообразии форм возникших государств всем им были присущи некоторые свойства, отличавшие их от первобытной организации публичной власти. В самом общем виде можно составить следующий перечень таких отличительных признаков государства:

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на принципе кровного родства всех членов родоплеменного объединения, то государство, в свою очередь, опиралось на принцип территориальной общности своих граждан (подданных).

Вообще, территория отдельного государства предполагает под собой пространственные пределы, границы, отделяющие его от иных мировых государств. Кроме того, от территории также зависят порядок формирования и структура органов управления, их задачи и функции.

При рассмотрении первого отличительного свойства государства — территориальности — важно отметить, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания. При этом устанавливается принадлежность лица определенному государству — территориальная принадлежность.

2. В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. В данном случае государственная воля обладает следующими специфическими характеристиками:

• если общественная власть первобытно-общинного строя выражала интересы всего общества в целом, и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть в первую очередь представляет корпоративные интересы определенной части населения, социальной группы, класса;

• реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добровольной и безвозмездной основах, тогда как реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые профессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

• выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, аппаратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление исполнения наказаний и т. п.).

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов.

4. Если при первобытно-общинной организации общества господствовала так называемая «власть вторитета» (т. е. власть старейшин общества), то политическая (государственная) власть представляет собой так называемый «авторитет власти».

5. Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало.

Таким образом, государство и, соответственно, государственная власть обладают пятью основными признаками, отличающими их от общественной власти родового строя.

 

 

10. Соотношение общества и государства

В паре взаимосвязанных понятий «общество» и «государство» ведущую роль все-таки играет общество. Именно оно изначально порождает государство, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы существования общества.

В наше время государство — это лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает демократический характер такого общества (правовое государство). Принцип преобладания института общества над государственным остается объяснимым и понятным даже тогда, когда речь заходит о политической системе тоталитарного типа.

Вообще, тоталитаризм, как и противоположная ему демократия, социально обусловлен. Историческими предпосылками тоталитаризма являются такие общественные условия, при которых деклассированные, люмпенизированные элементы общества и маргинальные группы готовы объединиться и образовать тем самым социальную базу политического режима. Они готовы принять полное или частичное обобществление или передел собственности в любой форме и даже насилие как одно из политических средств.

Победа либерализма как идеологии свободного рынка в ХХ веке поставила вопрос: «Какой должна быть организационная форма государства?» Так вот, если исходить из того, что государство — это объединение суверенных индивидов, то оно не может быть не чем иным, как корпорацией, которая строится по принципу «снизу вверх», основывает все на открытом и прямом голосовании и является выражением демократии.

Противники либеральной философии — марксисты и консерваторы — усматривали сущность государства в публичной власти, которая стоит над населением, и полагали, что государство не может быть не чем иным, как учреждением, которое строится по принципу «сверху вниз».

Указанные выше две точки зрения представляют собой противоположные полюса. Ознакомление же с существующими в мире примерами государств свидетельствует о том, что государство носит в своем составе как элементы корпорации, так и элементы учреждения. Если при построении государства реализовать только принцип корпорации, то общество неизбежно окажется в состоянии анархии. Государственное же управление, напротив, требует профессионализма, которым рядовые граждане без специальных знаний никогда не обладали.

Таким образом, логично предположить, что государство должно строиться по принципу учреждения либо хотя бы включать его элементы. Если все же государство будет построено лишь по принципу централизованного учреждения, тогда оно лишит своих граждан возможности проявить активность, жестко ограничит их свободу, оставит нереализованными многие из имевшихся у людей идеи.

Вообще, теория государства и права определила ряд взаимосвязанных факторов, которые непосредственно влияют на соотношение в государственном устройстве двух начал: корпоративного и учрежденческого. Можно привести следующие такие факторы:

• величина территории,

• плотность населения,

• характер государственной политики,

• уровень хозяйственного развития страны,

• национальный и религиозный состав страны,

• социальная структура общества,

• уровень развития правосознания и правовой культуры общества.

Итак, рассмотрев вопрос соотношения понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет характер государства. Государство, политическая власть — это лишь форма того или иного социального (общественного) содержания.

 

11. Государственная (политическая) власть как особая разновидность социальной власти.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «государственная власть», необходимо уяснить, что такое «власть» вообще, т. е. нужно рассмотреть власть как общесоциологическую категорию. Политическая (государственная) власть — это не единственный вид общественной власти. Власть изначально присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей.

Вообще, существуют следующие основные разновидности общественной власти:

1) власть рода, племени, общины,

2) политическая (государственная) власть,

3) экономическая власть,

4) власть различных общественных объединений,

5) родительская власть,

6) церковная власть.

Каждая из названных разновидностей власти обладает известным своеобразием, отличается от иных видов специфическими особенностями. Итак, все разновидности общественной власти, несмотря на обширное многообразие, обладают следующими общими характеристиками:

1. Неотъемлемым элементом содержания любого вида власти является принуждение, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Общественная власть немыслима без мер обеспечения выполнения распоряжений властвующих структур.

2. Отношения по поводу власти всякий раз будут носить волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из двух совокупных отношений: «власти-подчинения» и «руководства-подчинения».

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть» являются синонимами. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, то есть такая, которая исходит непосредственно от государства и реализуется только при его прямом либо косвенном участии.

Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса заключается в его отношении к власти государства. Государство и все его разнообразные институты есть политическое бытие гражданского общества. К. Маркс приравнивал понятия «политическая власть» и «государственная власть».

Однако сторонники разделения указанных понятий употребляют термин «политическая власть» в широком смысле этого слова, по их мнению синонимичное отождествление понятия «политическая власть» с понятием «государственная власть» с точки зрения научного подхода весьма условное, т. к. сама политическая власть, с одной стороны, и степень участия в ней, в ее реализации некоторых политических организаций (партий, массовых общественных объединений), с другой стороны, не одно и то же. Однако данная точка зрения нецелесообразна, т. к. даже в том случае, если политическая власть осуществляется некоторыми политическими объединениями, все равно она остается государственной, т. к. санкционируется самим государством.

Итак, политическая (государственная) власть — это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, т. е. проводится от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке.