рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 2. Социология О. Конта и Г. Спенсера

Тема 2. Социология О. Конта и Г. Спенсера - раздел Политика, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ О. Конт – Французский Философ, Социолог, Методолог Науки”, Один Из Основателе...

О. Конт – французский философ, социолог, методолог науки”, один из основателей позитивизма. В своих работах “Курс позитивной философии”, “Систему позитивной политики, или трактат о социологии, устанавливающей религию человечества” он рассматривал и ряд социологических проблем религиоведения. Конт ввел сам термин “социология”, осуществил “иерархизацию” научного знания. Система этого знания, по Конту, содержит переходы от наиболее абстрактных, “простых” наук к более конкретным, “сложным”: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. При этом предполагалось, что каждая предыдущая дисциплина включается в последующую в преобразованном виде. По мнению Конта, социология основывается на биологии, но с добавлением принципа взаимодействия людей. Социология должна заниматься социальным, коллективным, общественным организмом. Конт задумал построить науку об обществе, которой была бы присуща “чистая”, “подлинная” научность, по аналогии с естественнонаучным знанием. Желая подчеркнуть, что социология – точная наука, он назвал ее “социальной физикой” и разделил на “социальную статику” и “социальную динамику”. Социальная статика должна заниматься законами сосуществования общественных явлений, а социальная динамика – законами их последовательности. В метафизическое состояние, которое представляет собой видоизменение теологического, сверхъестественные факторы заменены отвлеченными силами, “сущностями” (олицетворенными абстракциями). Эти сущности (абстракции) нераздельно связаны с различными предметами, которым приписывается способность самостоятельно порождать все наблюдаемые явления. Абстракции, или сущности, оторваны от реальности и противопоставлены; ей. Объяснение явлений сводится к определению соответствующей им сущности. На этой стадии, являющейся переходной к следующей, главенствуют философы и юристы. В позитивном состоянии человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, от познания внутренних причин явлений. Он сосредоточивается, используя и правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на изучении действительных законов явлений, т. е. неизменных отношений последовательности и подобия. На этой стадии утверждается позитивно-научный взгляд на природу и общество, используются методы положительных наук; человек с помощью наблюдения и эксперимента изучает реальность, выделяет постоянные связи и формулирует законы, а на первый план выступают научно-эмпирически ориентированные ученые и мыслители. Спенсер выделял три вида эволюции: неорганическая, органическая, над органическая. Эволюция человеческих обществ включена в общий эволюционный процесс и представляет собой форму над органической эволюции. В числе факторов социальных явлений в ней выделяются внешние – климат, поверхность земли, флора и фауна; и внутренние – физические, эмоциональные и интеллектуальные качества социальных единиц-индивидов. К вторичным или производным, факторам относится перемена климата в результате вырубки лесов и осушения почвы, изменение флоры и фауны обитаемой местности. Рост общества является одновременно и следствием и причиной социального прогресса. Взаимовлияния общества и его единиц постоянно кооперируются в производстве новых элементов. По мере того как общества увеличиваются в объеме и усложняются в строении, они производят глубокие изменения друг в друге путем то военных столкновений, то промышленных отношений Спенсер разработал понятие “социальный институт” (“учреждение”) и выделил шесть групп институтов (учреждений): домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Среди домашних институтов он рассматривал экзогамию, моногамию, семью, положение женщин, детей и т. д. Характеризуя обрядовые учреждения, социолог использовал термин “правительство”, под которым понимал всякий контроль над поведением индивидов. Самый ранний вид правительства и вместе с тем самый общий его вид, постоянно самопроизвольно возникающий, есть правительство обрядовых правил. Спенсер разработал понятие “социальный институт” (“учреждение”) и выделил шесть групп институтов (учреждений): домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Среди домашних институтов он рассматривал экзогамию, моногамию, семью, положение женщин, детей и т. д. Характеризуя обрядовые учреждения, социолог использовал термин “правительство”, под которым понимал всякий контроль над поведением индивидов. Самый ранний вид правительства и вместе с тем самый общий его вид, постоянно самопроизвольно возникающий, есть правительство обрядовых правил. Этот вид правительства предшествовал всем остальным, всегда принимал и принимает участие в регулировании жизни людей. Политические и религиозные (церковные) учреждения развиваются из обрядовых. Но со временем обрядовые институты утрачивают первостепенное значение, на первый план выходят политические и церковные, а обряд начинает регулировать второстепенные деятельности, хотя и включается в деятельность других учреждений, прежде всего политических и церковных. Анализируя постобрядовую “регулятивную систему”, механизмы ее социального контроля, Спенсер утверждал, что в конечном счете контроль держится на “страхе перед живыми и перед мертвыми”: первый поддерживает государство, второй – церковь. Эти институты возникли из “эмбриональных” форм, существовавших еще в первобытном обществе. Тогда социальный кон роль осуществлялся обрядовыми институтами, которые старше государства и церкви и часто эффективнее, чем они, выполняли свою функцию. Церемонии регулировали общение, культивировали чувство субординации.

Спенсер по-своему решал вопрос о соотношении религии, науки и философии. Он различал области непознаваемого и познаваемого. Знание не может монополизировать сознание, и для нашего ума остается постоянная возможность заниматься тем, лежит за пределами знания. Поэтому всегда должно найтись место для какой-нибудь религии: она во всех своих формах всегда отличалась от всего остального тем, что предметом ее было лежащее вне опыта. Какими бы ошибочными ни казались верования многих людей, мы имеем право принять, что они возникли из действительного опыта и первоначально содержали, а быть может, и теперь еще содержат, небольшую долю истины. Особенно это касается тех верований, которые получили всеобщее или почти всеобщее распространение. Наука есть высшее развитие обыкновенного знания, она истинна. Если обе, и религия и наука, имеют основания в действительном положении вещей, то между ними должно существовать основное согласие. Не может существовать абсолютного и вечного противоречия между двумя порядками истины. Наука и религия выражают противоположные стороны одного и того же факта: одна — ближайшую, или видимую, другая — отдаленную, или невидимую. Конечную истину обе стороны признают открыто и совершенно искренне; наиболее отвлеченная истина, заключающаяся в религии, и наиболее отвлеченная истина, заключающаяся в науке, должны быть тем, в чем обе стороны согласны.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ... ФИЛИАЛ Государственного образовательного учреждения... Высшего профессионального образования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 2. Социология О. Конта и Г. Спенсера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социологии как науки
Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками.

Современные западные теории
  В течение 20 века западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Социология Запада

История развития социологической мысли в России
1. Легальный марксизм – выражение либеральной буржуазной мысли России конца 19 – начала 20 вв. Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также

Социальное взаимодействие
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие

Тема 6. Формы социального взаимодействия
  Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение, социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью

Тема 7. Социальный контроль и девиация
  Социальный контроль – система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законо

Тема 8. Массовые действия
  Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания кон­фликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера об­щ

Тема 9. Понятие общества и его основные характеристики
  Понятие "общество" рассматривается как некая совокупность людей, как сложная система, включающая в себя множество подсистем. Над феноменом общества, его элементам

Тема 10. Типология обществ
Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию. В социологии существуют множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Тема 11. Социальные институты и социальные организации
Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействия. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида. Эти взаимоде

Тема 12. Социальный институт – религия
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций рели

Тема 13. Семья как важнейший социальный институт
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное о

Тема 14. Образование как социальный институт
Социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие Совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социал

Тема 15. Мировое сообщество в формировании мировой системы
  Сообщество – это объединение индивидов, имеющих общие цели. Как правило, оно охваты­вает какую-либо социальную общность в пределах общества и выступает как одна из его частей. Однак

Тема 16. Процессы глобализации
Глобализация – это процесс, который приводит к охватывающему весь мир связыванию структур, культур и институтов. В области экономических наук глобализация. Связывается, прежде всего, с идеей свобод

Тема 17. Место России в мировом сообществе
  В эпоху глобализации и международной конкуренции, принявшей тотальный характер, совершенно естественными должны быть самостоятельные усилия России за выживание и достойное место в и

Тема 18. Понятие и виды социальных групп
Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих

Формальными (формализованными) и неформальными
В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в

Малыми, средними и большими
Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы с

Первичными и вторичными
Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую р

Реальными и социальными
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода,

Тема 21. Социальные нормы и социальные санкции
Социальные нормы – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями. Реальное поведение далеко не

Исторические типы стратификации
  Неравенство характеризует неравномерное распределение между индивидами и группами дефицитных ресурсов общества. Существует 4 дефицитных ресурса: власть, собственность, образование и

Системы стратификационных современных обществ
Понятие «стратификация» происходит от латинского stratum (настил, слой) и facere (делать). Любое общество можно представить как особым образом организованное неравенство между различными социальным

Тема 24. Понятие социального статуса. Виды социальных статусов
Социальный статус – определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. В статусе фиксируется тот набор кон

Общественный прогресс
Устойчивость бедности как макро- и микроэкономического явления необходимо рассматривать в контексте более широкой проблемы, связанной с социально- экономической структурой общества и ее эволюцией.

Тема 26. Концепции и факторы социальных изменений
Социальные изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. Способно

Критерии общественного прогресса
Концепции социального прогресса: 1. Большинство социологических теорий в XIX в., испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции.

Критерии общественного прогресса
Что же касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся длительные дискуссии между пред­ставителями разных социологических школ и направлений. По­жалуй, наибол

Социологическое понятие культуры
  Говоряокультуре, следует подчеркнуть, что данный социальный феномен трактуется неодинаково. Особенно неоднозначный характер его понимания закреплен на уровне повседневно-обыденного

Тема 29. Культура как фактор социальных изменений
Культура — широкое, сложное и многообразное явление, оно охватывает практически все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает

Тема 30. Личность как социологический тип
  Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это нах

Тема 31. Общность и личность
Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными

Тема 32. Личность как деятельный субъект
Личность– это человек, как субъект адаптивно-адаптирующей внешневнутренней, сознательной и целенаправленной активности, т.е. деятельности. Более подробно можно рассмотреть

Тема 33. Общественное мнение как институт гражданского общества
Общественное мнение – это проявление общественного сознания, его состояние, выражающееся в массовых оценках теми или иными социальными общностями актуальных проблем жизни общес

Наблюдение, эксперимент, анализ документа
В программе социальных исследований определяются не только объект и предмет, но и то, какими методами и с помощью каких процедур они будут изучаться, каким образом будет происходить сбор социальной

Виды опросов и понятие выборки
Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма экономичным, позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития со

Тема 36. Программы социального исследования
Основой для проведения любого эмпирического исследования, в том числе и конкретно-социологического, является разработка программы исследования. При разработке программы можно выделить пять основных

Тема 37. Теоретические и эмпирические исследования в социологии
  Своеобразие социологии как науки находит свое выражение не только в общем определении ее предмета и метода, но и в более конкретной характеристике особенностей социологического иссл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги