История развития социологической мысли в России

1. Легальный марксизм – выражение либеральной буржуазной мысли России конца 19 – начала 20 вв.

Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также Н. Бердяев и С. Булгаков в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Речь шла о:

· капиталистическом рынке,

· конкуренции,

· реорганизации производства (технической),

· реорганизации классов (буржуазии и рабочего класса) и их роли в обществе.

«Легальные марксисты» придерживались позиций буржуазного эволюционизма: совершенствование капитализма путём социальных преобразований.

Компромиссуниверсальная форма разрешения противоречий между классами, политическими партиями. «Развитие демократии есть высшая школа компромисса» (П. Струве).

Классы в представлении Туган-Барановского – понятие, применимое лишь в сфере экономики. Отвергал марксистское учение о классовой борьбе, определяющей потребности и интересы людей. По его мнению, социалистическое общество, его хозяйство не лишится стихийно регулируемого рынка.

В работах Струве и Туган-Барановского фактический материал обобщался и анализировался на основе марксистской методологии. Авторы обосновывали свои философско-социологические взгляды с помощью неокантианства:

Ø основополагающее и руководящее начало в жизни людей – «надысторические» духовные ценности (прежде всего моральные);

Ø прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества.

2. Воззрения М. М. Ковалевскоговосходят к социологии О. Конта. Социология, по мнению Ковалевского, – наука об организации и эволюции человеческого общества.

Эволюционистская концепция Ковалевского:

Ø закономерный характер развития общества;

Ø поступательность исторического процесса;

Ø социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).

Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.

Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского:фактом общественного развития (экономическим, политическим и т. д.) не придётся постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.

Проявление плюрализма Ковалевского – положительное положение ко многим школам и направлениям: позитивизму О. Конта, историко-сравнительному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.

Теория общественного прогресса («ядро социологии Ковалевского»):

Ø основной закон социологии – закон прогресса;

Ø задача социологии – раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;

Ø «все народы участвуют в мировом прогрессе», который приведёт их к объединению в «мировое солидарное общество».