В конце XVIII – начале XIX в. наибольшую известность получила историческая школа права. Представители: Г. Гуго, Ф .Савиньи, Г. Пухта и др.
Основные идеи:
1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право – это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т.д.;
3) отрицание прав человека, ибо в сословных обычаях эпохи феодализма, при которой возникла теория, не могли найти отражения никакие естественные права человека.
Достоинства теории:
1) впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно0историчкские и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
2) справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
3) верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения;
Слабые стороны:
1) данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
2) ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочиванием рыночных отношений.