Стратегия устойчивого развития

Озабоченность судьбами мира заставила итальянского экономиста, специалиста в области управления промышленностью А. Печчеи организовать в 1968 г встречу ученых разных специальностей из разных стран мира. В группу входили социологи, математики, экономисты, преподаватели, промышленники, политики. Международная научная организация получила название «Римский клуб». Доклады Римского клуба свидетельствуют о сложности и многообразии проблем, стоящих перед человечеством. Об этом можно судить по названиям докладов: «Пределы роста», «Человечество на перепутье», «Перестройка международного порядка», «Цели для глобального общества». Системный анализ такой сложной системы, как биосфера, давал неутешительные результаты для будущего человечества. Заслуги Римского клуба неоспоримы. Они направлены на внедрение в сознание людей биосферного мышления.

В 1972 г. впервые на конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в Стокгольме, внимание государств-участников было сосредоточено на самых важных проблемах, стоящих перед мировым сообществом, и обозначен путь устойчивого развития. Понятие устойчивого развития включает взаимосвязь экономических, социальных и экологических компонентов, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях.

В 1992 г. состоялась вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Существенными представляются два тезиса [16, с.143]:

1. Все государства и все люди будут сотрудничать в осуществлении крайне важной задачи-устранения бедности-необходимого требования устойчивого развития для того, чтобы уменьшить неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворить требования большинства людей в мире.

2. Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государствам следует ослабить и исключить экологически неприемлемые производство и потребление и поддерживать необходимую демографическую политику.

Нужны быстрые перемены во взаимоотношениях между странами с разным уровнем жизни. Пропасть между бедными и богатыми странами все увеличивается. Но противостояние Юга и Севера не ограничивается противостоянием между бедными и богатыми странами. Происходит столкновение двух цивилизаций в условиях быстрой экспансии арабского мира, противостояние мусульманского Юга и христианского Севера.

Арабский мир «наступает» на Европу и Америку, заселяет территории европейской цивилизации, но не принимает ценности этой цивилизации, живет своим собственным миром, сохраняя религию, обычаи и образ жизни. Стремление к более равномерному распределению мировых благ не решает проблемы противостояния, не приведет к смягчению противостояния. Исламские радикалы вовсе не озабочены тем, чтобы получить свой кусок пирога современной цивилизации. Их не устраивает современная цивилизация как таковая. Исламская часть человечества не желает присоединяться к европейским ценностям и моделям. Где же выход из этого противостояния? Прямого ответа нет, но есть война, которую ведут США и европейские страны в Афганистане. Так начинается XXI век. Однако противостояние европейской и арабской цивилизаций покажется пустяком по сравнению с теми последствиями, которые грозят человеку, если он не изменит свое сознание и свое отношение к себе, другим и окружающей среде, чтобы сохранить себя как вид в биосфере.