Наука. Религия. Искусство

Русский религиозный философ Н.А. Бердяев (1874-1948) отмечал: «Научное знание–это такое знание, для достижения которого человек использует материал опыта и законы логики. Каждый новый элемент знания выводится из предыдущих с той же неизбежностью, с какой поезд проходит станции в указанной на карте последовательности.

Ученый находится в железных тисках законов природы и логики. Он несвободен. Религиозное знание принципиально отличается тем, что ниоткуда не может быть выведено. Оно достигается в результате внезапного внутреннего озарения, как наитие свыше. Если бы существование бога можно было бы доказать, то религия исчезла бы, поскольку она превратилась бы в обычное научное знание.

Существование внезапного внутреннего озарения любому творческому человеку хорошо знакомо. Ни одну новую теорему математик не доказывает дедуктивным способом: вначале интуиция подсказывает ему результат, а затем он строит для него доказательство, которое убедило бы его самого и окружающих, что результат верен.

Таким образом, истину он увидел до того, как нашел, построил к ней мостик–доказательство.

Возникает вопрос о том, для любой ли истины такой мостик существует. Так вот, истины, для которых такие мостики есть, и составляют область научного знания, истины, для которых таких мостиков нет в принципе,-область религиозного знания» [10, с.47].

Нет необходимости обсуждать вопрос, существует или нет божественная первопричина мироздания. Человек вынужден отказаться от предположения о полной познаваемости мира. Если есть божественная первопричина, мы никогда не доберемся до неё. Если её нет, мы никогда не сможем доказать этого. Этот вопрос относится к сфере веры. Другими словами, вера в идеальное, духовное начало сотворения мира имеет не больше оснований, чем убежденность в материальности мира, подчиняющегося фундаментальным законам природы. Правда, в последнем случае на вопрос об основах существования фундаментальных законов природы есть только один ответ: «Так устроен мир». Законы природы открываются.

В связи с приведенным высказыванием Н.А. Бердяева полезно привести слова А. Эйнштейна (1879-1955) о поиске истины: «…высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция. При такой неопределенности методики можно думать, что существует произвольное число равноценных систем теоретической физики: это мнение в принципе определенно верно. Но история показала, что из всех мыслимых построений в данный момент только одно оказывается преобладающим. Никто из тех, кто действительно углублялся в предмет, не станет отрицать, что теоретическая система практически однозначно определяется миром наблюдений, хотя никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории» [23, с. 9].

Наука ставит своей целью получение, наращивание знаний для построения более полной картины мира. Науку можно отнести к «мышлению в понятиях». По выражению Ф. Энгельса, понятия «…не более как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их свойствам, множество различных, чувственно воспринимаемых вещей» [13]. Мысль или систему мыслей об объектах и явлениях можно представить на простом примере.

Понятие «атом» в современном представлении раскрывается через систему понятий: «ядро», «электрон», «движение». В свою очередь понятие «ядро» раскрывается в понятиях «протон», «нейтрон». Мерой движения электронов в поле ядра является «энергия». Наконец, понятия «протон», «нейтрон», «электрон» подразумевают проявляемые этими частицами свойства: «масса», «заряд». Мы можем определить массу как меру инерции, а о заряде сказать, что это свойство электрона и протона. Они противоположно заряжены, в то время как нейтрон не заряжен. Выстраивается система понятий разного уровня (схема).

 

 

 

 


 

           
   
     
 

 

 


Науке не чужда эстетическая сторона изучаемых объектов и явлений. Вспомним геоцентрическую и гелиоцентрическую модели мира. И та и другая оказались полезными в решении практических вопросов. Однако в эстетическом отношении гелиоцентрическая модель изящна и гармонична. Не случайно говорят, что приближающееся к истине всегда красиво.

Чтобы раскрывать тайны природы, желательно сочетать логические приемы постижения мира с эстетическими способами освоения действительности. Огромную роль в этом отношении играет искусство. Искусство часто характеризуют как «мышление в образах». В искусстве чувственно-образная сторона творчества человека выступает на передний план. Живопись, музыка, проза, поэзия затрагивают эмоциональное, интуитивное, целостное восприятие мира. Вот небольшая зарисовка французского поэта Франсуа Вийона (р. в 1431 г.).