Тема 3. Сущность и типы государства

Понятие и определение государства. Сущность государства и ее эволюция. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Теории сущности государства.

Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный и другие подходы к типологии.

В советской юридической науке до мирового времени господствовала марксистко – ленинская теория государства и права. Она основывалась на классовом подходе, а все другие концепции либо отвергались, либо не подвергались существенному анализу.

В мировой теории нет общепринятого определения государства. Г.Еллинек определяет государство как обладающие первичной господствующей властью, союзное единство оседлых людей. Н.М.Коркунов считал, что государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленными мировыми порядками.

В марксистской литературе всегда неизбежно подчеркивать, что государство есть орудие насильственного подавления одним классом (господствующим экономически и политически) других классов. Сущность такого государства можно определить как классовую. Она не может являться главной в определении сущности современного государства.

Государство можно определить как часть политической подстройки над экономическим базисом, располагающую специальным аппаратом для принуждения и для выполнения задач управления обществом.

Это форма организации политической публичной власти, распространяющееся на все общество и опирающееся на государственное принуждение.

Нельзя отождествлять государство с публичной властью, которая является одним из важнейших его элементов, признаков. К элементам также относят граждан, территорию с границей, бюджет, налоги и займы. Существует правопорядок, суверенитет.

При изучении типологии государств необходимо учесть, что в России до недавнего времени без.. господствовала марксистско – ленинская типология государства, базировавшаяся на учении об общественно – экономической формации. Переход от одной общественно – экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Государство производственных отношений одного типа в разных странах обуславливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства в данном случае определяется в зависимости от того какой экономический базис и интересы какого господствующего класса это государство выражает и защищает. Такое государство является диктатурой экономически господствующего класса.

Формационный подход, лежащий в основе данной типологии, выделяет три основных типа эксплуататорского государства –рабовладельческое, феодальное, буржуазное.Последний тип – социалистическое государство должно было бы перейти в общественное коммунистическое самоуправление.

В современный период большое значение приобрела цивилизационная типология, выработанная на основе понятия «цивилизация». Современные исследования показывают, что формационный подход не несет глобального исчерпывающего характера. За его пределами остается множество признаков, выражающих особенности и сущность общества и его государства.

Исследователь А.Тойнби много внимания уделял понятию «цивилизация» определяя ее как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в его рамках.

Г. Еллинек различал следующие исторические типы государств: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

Восточные типы государства возникли около 5 тысяч лет тому назад в зонах коллективного земледелия. Это Египет, Индия, Китай и другие. Восточные государства имеют много общего: они были основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определило разделение членов общества по их положению в иерархическом государственной системе, а не по наличию у них собственности.

Восточные государства обладали огромным чиновничьим аппаратом, который был строго централизован во главе с абсолютным монархом, являющимся воплощением бога на земле.

Западные государства (Рим, Афины) развивались гораздо быстрее, хотя и возникли значительно позже. Сельскохозяйственная община распалась, возникла частная собственность и антогонистические классы.

Один класс стал собственником земли и орудий труда, а также самого производителя – раба.

Экономическую основу средневекового общества составила частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели единоличное мелкое хозяйство на землях феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк, барщина). Крестьяне не имели права участвовать в управлении государством. Государственная власть принадлежала феодалам и выражала их интересы.

Современные государства возникли в Европе и Северной Америке 200 - 300 лет назад. В начале своего развития (период свободной конкуренции) государства выполняли классовые функции, носили классовую сущность. Общесоциальное начало стало реализовываться на более поздних этапах экономического развития. За счет реализации социально – экономических программ современные демократические государства утратили классовую сущность. В таких государствах формируется средний класс, за счет усиливающегося акционирования меняется экономическая основа общества.

Список литературы:

1. Байтин М.Н. Государство и политическая власть. Саратов 1972.

2. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества.//

Государство и право,1994.№ 7.

3. Ильин И.А. О государстве. Собр. соч. М., 1993. Т. 1.

4. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. Гл. 1.

5. Панфилов Т.В. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность.// Общественные науки и современность. 1993. № 6.

6. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.

7. Марченко М.Н Теория государства и права. М., 2004.