Лекция 14. Право в системе регулирования общественных отношений.

1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы.

2. Социальные и технические нормы.

3. Виды социальных норм.

4. Общее и особенное в социальных нормах.

5. Особенности права как нормативного регулятора.

 

1. В любом обществе исторически складывается и действует систе­ма социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регулято­ры — система мононорм, регулировавших значимые для жизни ро­довой общины наиболее важные общественные отношения. Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать. В регулятивной системе принято выделять нормативные и не­нормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет це­лью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального при­нуждения. Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении на­рушения норм нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются кор­поративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества — в случае нарушения обще­признанных норм и принципов международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разно­видностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; су­дебный прецедент. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с дру­гими регуляторами, которые принято обозначать как ненорматив­ные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов — ценност­ный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценно­стей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных на­родов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памя­ти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последую­щих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и на­циональных отношений. Директивный регулятор есть способ воздействия на обществен­ные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области зако­нотворчества, планирования и др. Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информа­ции (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Дейст­вие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т.е. этот институт обеспечивает уча­стие населения в делах государства и его информирование о поло­жении дел в стране. Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, бло­кировать или нейтрализовать, исказить их действие. Не каждая норма права является социально полезной и эффек­тивной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспечен­ную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых. У ценностного регулятора, как известно, велика сила имита­ции, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учиты­вающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими. Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стиму­лы.

 

2. Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические. Социальные нормы — это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юри­дической литературе социальные нормы характеризуют как прави­ла поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на регулирование социально значимого поведения. Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром — природой, техникой. Это отношения чело­век — машина, человек и производство. Технические нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской. К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Их нельзя отождествлять с законами природы. Технические нормы создают­ся людьми, а законы природы существуют объективно, т. е. не за­висят от воли человека. Наиболее важные технические нормы за­крепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанав­ливается юридическая ответственность. Это Правила противопо­жарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т. д. В условиях научно-технического прогресса значение техниче­ских норм возрастает, так как технические ошибки могут привести к промышленным и экологическим катастрофам.

 

3. Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, — обычаи, т.е. правила поведения, утвер­дившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обы­чаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные по­нятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имею­щие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Тради­ции представляют собой правила поведения, которые унаследова­ны от предшествующих поколений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы, образ жизни. Но все три категории составляют культурное наследие общества, обладают устойчивостью, опираются на общест­венное мнение. Обычаи и традиции у разных народов получают неодинаковое развитие. Народы Африки, живущие к югу от Сахары (Судан, Сомали и др.), в течение многих веков жили по нормам обычаев, так как уважают память предков. И до сих пор суды многих африкан­ских стран разрешают споры, ссылаясь на обычаи. Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, дело­вого партнерства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевремен­ную поставку товаров, так как иначе можно потерять партнера. Религиозные нормы — разновидность социальных норм, ус­тановленных различными вероисповеданиями и имеющих обяза­тельную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (запове­ди) стороны. Особенно серьезную роль они играют в мусульман­ских государствах. Религиозные нормы имеют некоторое сходство с нормами права: они формализованы в известной мере, документально зафиксирова­ны в Библии, Коране, Талмуде и нередко выступают источниками права, например в мусульманской правовой системе. В Германии и ныне каноническое право служит частью национальной правовой системы. Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в об­щественном объединении, общественной организации и регулирую­щие отношения между членами данных объединений. Эти нормы:

1) распространяются только на членов данной организации;

2) закрепляются в уставе, положении и принимаются на общих собраниях, конференциях, съездах;

3) определяют права, обязанности членов объединения, а также его структуру, порядок формирования, компетенцию руководящих органов и другие вопросы внутренней жизни объединения;

4) обеспечиваются специальными санкциями: предупреждение, выговор, исключение из организации и др.

Корпоративные нормы сходны с юридическими — они форма­лизованы, т.е. закреплены в соответствующих актах, обязательны Для членов общественной организации, принимаются по определен­ной процедуре, могут быть систематизированы, снабжены конкрет­ными санкциями. Политические нормы регулируют поведение субъектов полити­ческой жизни, отношения между политическими партиями, други­ми социальными группами по поводу государственной власти. Они:

а) закрепляются в политических документах — декларациях, программных документах партий и политических движений и т. д.;

б) адресуются субъектам, участвующим в политической сфере и преследующим политические цели и задачи;

в) направлены на проявление активности в политической сфере.

Действенность политических норм зависит от уровня политиче­ского сознания и политической культуры участников политических процессов. Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справед­ливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности инди­видов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сфе­рах, поддерживают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регулято­рами общественных отношений. Мораль, как правило, несет оценочную нагрузку (плохо — хо­рошо), оценивает поступки людей, цели и мотивы этих поступков. Мораль — универсальный регулятор, распространяющийся прак­тически на все действия людей. В отличие от правового регулирова­ния нормы морали имеют менее формализованный характер, они не обеспечиваются государственным принуждением, а их санкцией яв­ляется общественное осуждение. Моральный фактор всегда играл и будет играть важную роль в жизни общества. Нормы права, имеющие моральное обоснование, всегда более эффективны. К социальным относятся также нормы международного права, которые закрепляются в межгосударственных договорах, соглаше­ниях, пактах и т. д. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, «Общепризнанные принципы и нормы международно­го права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международно­го договора». Таким образом, в Конституции России провозглашен приоритет международного права перед внутригосударственным.

 

4. Всем социальным нормам присущи общие черты:

1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регу­лируют отношения между людьми;

2) имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;

3) как нормативные явления они определяют границы должно­го и возможного поведения субъектов;

4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбо­ра варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не насту­пает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индиви­да, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

6) преследуют одну и ту же цель — упорядочение обществен­ных отношений, внесение в них организующих начал.

Различия между социальными нормами наиболее наглядно про­слеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:

1) способом формирования. Нормы права создаются государ­ством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество — прерогатива государства, а нормы морали — всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признания их госу­дарством, достаточно признания их обществом;

2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специ­альных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и сис­тематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, лите­ратурных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются госу­дарственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали — общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например администра­тивный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из сво­их членов;

4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерно­го, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали — нравственными критериями: плохо — хорошо, честно — бесчестно, справедливо — несправедливо и др.;

5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок при­влечения к юридической ответственности строго регламентирован Действующим законодательством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к на­рушителю мер общественного воздействия;

6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведе­ние, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственно­сти, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей;

7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общест­венных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т. д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь — поле действия мо­рали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом.

Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах: правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои общества. Например, введе­ние многоженства в православной стране обречено на неудачу; реализации права. Сотрудничество права и морали имеет ме­сто при:

а) определении личных качеств правонарушителя, в том числе преступника, что влияет на избираемую судом меру наказания; при решении вопроса о лишении родительских прав учитываются лич­ные качества родителей; при решении судом вопроса, при ком из родителей оставить детей в случае их развода и спора по этому по­воду бывших супругов, и т. д.;

б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, униже­ния достоинства и т. д.;

в) толковании норм права, в частности оценочных терминов: «цинизм», «особая жестокость», «недобросовестное отношение к служебным обязанностям» и др.

Но между правом и моралью иногда наблюдаются противоре­чия. Например, право более консервативно, мораль более подвиж­на, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и мо­ральное состояние. Случаются и прямые столкновения права и морали. Например, некоторые молодые матери оставляют своих детей в родильном до­ме, так называемые отказницы. Закон это не запрещает, но мораль осуждает. Возможны и отдельные безнравственные нормы права. Напри­мер, в советское время в Уголовном кодексе РСФСР существовала норма об ответственности близких родственников за недоносительст­во о преступлениях своих родных. Сейчас эта норма отменена.

Итак, возможны ситуации, когда закон разрешает, а мораль за­прещает и наоборот. Здесь важно, чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произвола должностных лиц и отдельных граждан.

 

5. Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими соци­альными нормами.

1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового обще­ния, а также меры юридической ответственности за их нарушение.

2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.

3. Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место. Например, конституционные нормы занимают самое высокое поло­жение среди других норм права и им не могут противоречить дру­гие правовые нормы.

4. Качество системности, иначе говоря, право — сложное ин­ституциональное образование, состоящее из норм, институтов, под­отраслей и отраслей права.

5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей — извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства. Свобода человека — неотъемлемое свойство человека, без кото­рого невозможно нормальное существование личности, раскрытие его творческих возможностей. Дореволюционные юристы, например Е.Н. Трубецкой, полага­ли, что каждый человек должен обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е.Н. Трубецкой понимал под внут­ренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотива­ми, а под внешней свободой — отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода со­ставляет содержание права. Говоря о равноправии, имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей. Иначе говоря, право должно устанавливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы. Принцип формального равенства означает, что люди рав­ны между собой как субъекты права, т.е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных возмож­ностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны фактически.

6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты

жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собст­венность и т. д.

7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливо­сти, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внут­реннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.

8. Праву присуща специфическая форма выражения и закреп­ления — законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды норматив­ных правовых актов. Способность права облекаться в специфиче­скую юридическую форму и принято называть формальной опреде­ленностью.

9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.

10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает оп­ределенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, админи­стративный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, зако­нодательный процесс и др.