Лекция 15. Право и другие социальные явления.

1. Соотношение государства и права.

2. Право и политика.

3. Право и справедливость.

4. Право и социальные интересы.

5. Ценность права.

 

1. Проблема соотношения государства и права по существу сво­дится к вопросу о том, что первично: государство или право, зави­сит ли государство от права или, напротив, право зависит от госу­дарства.

Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса. Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции, государство является главным институтом общест­ва, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный право­порядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т. д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государ­ства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупно­стью государственно-властных велений и обеспечивается возмож­ностью применения принуждения.

Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от го­сударства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопо­рядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государ­ство возникает из потребности обеспечить действие права как систе­мы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (гос­подство) права.

Третья позиция — дуалистическая и исходит из существова­ния сложной двусторонней функциональной связи между государ­ством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказы­вают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же неспособно суще­ствовать без права как регулятора общественных отношений.

Четвертая позиция — позитивистская. Она базируется на фи­лософии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчинять­ся законам. Однако такое самоограничение определяется самим го­сударством.

Пятая позиция обычно именуется либерально-демократиче­ской. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать госу­дарство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Признается взаимное воздействие права и государства друг на друга.

Рассмотрим сначала воздействие права на государство. В юридической литературе отмечаются два главных направле­ния воздействия права на государство: на внутреннюю организа­цию государства; на деятельность государства. Первое направление характеризуется тем, что право оформля­ет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации го­сударственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации — разграничивает предметы ведения между центром и субъектами фе­дерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные свя­зи и отношения в государстве. Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком. Право определяет пределы воздействия государства на лич­ность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны госу­дарства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рам­ки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государствен­ного принуждения.

Госу­дарство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правопримене­ния. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права — характер государственно-властных веле­ний, участвует в систематизации права и т. д.;

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной дея­тельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым пред­писаниям.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государст­ву, так же как и государство относительно самостоятельно в отно­шении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законо­дательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности разви­тия, но они не могут существовать друг без друга и оказывают вза­имное влияние.

 

2. Политика, как и право, сложное социальное явление. Она ока­зывает огромное воздействие на все стороны жизни общества и про­никает во все общественные явления и процессы — идеологию, куль­туру, семейные, нравственные и иные отношения. Значительно ее влияние и на экономику: политика способна сгладить остроту эконо­мических противоречий, своевременно реагировать на экономиче­ские потребности, создавать условия для нормального экономиче­ского развития; с помощью политических методов определяются наиболее целесообразные пути развития и применения экономиче­ских законов. В политике принято выделять объективные и субъективные начала. К объективным началам относятся складывающиеся в опреде­ленных исторических условиях отношения между классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются экономическим строем общества и не могут быть произвольно изме­нены. Каждое новое поколение людей вступает в условия уже сло­жившихся политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут только ре­волюционные изменения, когда к власти приходят новые силы. Субъективные начала в политике составляет практическая дея­тельность классов, наций, государств, политических партий и дви­жений, осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая деятельность людей и их объединений. К субъективным началам относятся и политические идеи, взгля­ды представителей различных социальных групп и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим со­циальным группам, классам, партиям, к государству и т. д. Политика как социальное явление тесно связана с государст­венной властью. Напомним, что термин «политика» происходит от греческого «полис», что означает город-государство. Аристотель считал, что политику составляет то, что относится к государству. Многие ученые философы и политологи более позднего времени отождествляли политический строй и государство, а политику свя­зывали с деятельностью государства. Таким образом, политика фи­гурирует чаще всего как государственная политика. Государственная политика проявляется в первую очередь в ак­тах государства. Это нормативные правовые акты, а также декла­рации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства. Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социаль­ном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние. Общее у них, во-первых, то, что и право, и политика обуслов­лены объективными потребностями и интересами людей. Во-вто­рых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты. Вместе с тем это различные явления. Различия между ними за­ключаются в следующем:

1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части над­стройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т.е. право не исчерпывает всей государственной политики;

2) политика — более динамичное явление, чем право. Полити­ка быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;

3) политика имеет более разнообразные формы и методы вы­ражения, чем право. Право имеет строго определенную форму вы­ражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регу­лирования.

В теории государства и права сложились два противополож­ных подхода к трактовке соотношения политики и права. Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права апо­литичного, независимого от политики. При этом подходе право рас­сматривается как инструмент политики, рычаг политических пре­образований. Этот подход был господствующим в советское время. Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов. Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подхо­дить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно-истори­ческий подход, который позволяет выявить роль права или поли­тики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных социальных изменений, а право, на­против, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей. Представляется более правильным исходить из того, что поли­тика и право — два способа существования государственной вла­сти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Право, например, должно выступать ограничителем политики, политика, в свою очередь, является средством реализации и функ­ционирования права.

 

3. Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспри­нималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: «Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каж­дое отдельное постановление его мы считаем справедливым». Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, го­ворить о справедливости права — это тавтология (Павел, Цельс, II —III вв. и др.). И даже Фома Аквинский, придерживавшийся теологической теории, рассматривал право как действие справедли­вости в божественном порядке человеческого общежития. Справед­ливость, как полагал он, одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим лю­дям и состоит в воздаянии каждому принадлежащего ему. Гуго Гроций также считал идею справедливости необходимым признаком права. По мысли Г. Гроция, право есть то, что не проти­воречит справедливости. Современная юридическая наука относит справедливость к сфе­ре не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой. Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государст­венно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т. д. Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отно­шения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенство людей перед законом и судом и т. д. Правовой аспект справедливости означает проникновение тре­бований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т. д. Например, в Гражданском кодексе Россий­ской Федерации говорится о принципе справедливости при исполь­зовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК). Справедливым счи­тается наказание, соответствующее характеру и степени обществен­ной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного.

Дискуссионен вопрос о том, следует ли справедливость отнести к свойствам норм права или это правовой принцип (некоторые уче­ные называют его сверхпринципом), который определяет весь строй правовых отношений в демократическом обществе. Большинство ученых трактуют справедливость как принцип права, как тип (вариант) построения общественных отношений.

Все сказанное позволяет сделать следующие выводы из соотно­шения права и справедливости:

1) справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права;

2) право не создает и не определяет справедливости, а лишь от­ражает ее или не отражает. Отражение может быть точным или ис­каженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой го­сударством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одно­временно регулирующее значение;

3) в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Но такого рода трансформация зависит от того, способна ли норма права осуществлять справедливость в каждом конкретном случае или нет. Иначе говоря, норма должна закреп­лять такой вариант поведения или деятельности, который не нано­сил.бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов;

4) справедливость влияет на форму закрепления содержания права, например будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования или предписания;

5) справедливость тесно связана с равенством, но это не тожде­ственные понятия. Реализуя принцип справедливости, законода­тель должен стремиться к установлению единства правового стату­са всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств;

6) справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отно­шений.

Надо отметить, что норма права, правильно отражая справед­ливость, не всегда автоматически ведет в процессе своей реализа­ции к справедливым результатам. Здесь большую роль играют об­становка законности, демократии, общий климат в стране, способы реализации норм права правоприменительными органами. Важно подчеркнуть, что юридическая справедливость не тождественна справедливости социальной. Иначе говоря, не всякое законное ре­шение выступает как справедливое. Но требования юридической справедливости всегда нацеливают применителя нормы права на принятие справедливого решения, не выходящего за рамки закон­ности.

В юридической литературе отмечается, что проблема справед­ливости применения правовых норм не возникала бы, если бы зако­нодатель предусматривал для всех жизненных случаев четкие пра­вила поведения и соответствующие санкции за их нарушение. Но действительность богаче всяких схем. Поэтому законодатель пре­доставляет возможность правоприменительным органам и лицам, разрешающим конкретные дела, учитывать всю совокупность об­стоятельств дела, все факторы и условия, влияющие на юридиче­скую ответственность, и выбрать наиболее справедливое при дан­ных обстоятельствах решение. Таким образом, право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности.

 

4. Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые интересы за­крепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права. Прежде всего необходимо установить содержание понятия «ин­терес». В юридической, философской науках, в психологии нет одно­значного подхода к категории «интерес». Одни ученые трактуют понятие «интерес» исключительно как объективное явление и тем самым отождествляют с понятием «по­требность», которая действительно представляет собой в известной мере явление объективное. Однако люди, имея одинаковые потреб­ности, нередко поступают по-разному. Другие исследователи относят интерес к субъективным катего­риям. Именно так определяют интерес представители психологиче­ской науки, считая интерес отражением в сознании человека стрем­ления к удовлетворению потребностей. По мнению третьих, интерес — это одновременно единство объ­ективного и субъективного, поскольку, будучи объективным явле­нием, интересы неизбежно должны пройти через сознание челове­ка. Противники данной позиции утверждают, что интересы могут быть осознанными или неосознанными, но осознание интереса ни­чего не меняет в его содержании, поскольку оно целиком определя­ется объективными факторами. Понятие «интерес» нередко трактуется как выгода или польза. В литературе предлагается различать социальный и психоло­гический интерес. Юридическая наука исходит из того, что соци­альная природа интереса является базовой категорией. Психоло­гический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего. Интерес может существовать и не будучи выраженным в заин­тересованности, но в этом случае он выступает в качестве побуди­тельного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным ин­тересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мертв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реали­зации его, поскольку такая реализация требует волевого отноше­ния, т.е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то ин­терес способен угаснуть.

Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах — в правотворчестве и при реализации права. В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим ин­тересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь соци­ально значимые интересы, в том числе общесоциальные. Как справедливо указывает проф. Ю.А. Тихомиров, социаль­ные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, кото­рые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирова­ние и выражение различных интересов, с одной стороны, и их со­гласование — с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отра­жением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека. Поэтому одна и та же норма права оказывает различное мотивационное влияние на поведение людей, оказавшихся в сходной ситуации. Регулирование поведения людей с помощью права состоит в оп­ределении их юридических прав и обязанностей. Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоот­ношений; в-четвертых, при помощи установления соответствую­щих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей. Непосредственно с реализацией интереса связаны два средст­ва — установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъек­тивное право связано напрямую с интересом, с его практической реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса. Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации ин­тереса. Все указанные средства влияют на уровень правового обеспече­ния интересов субъектов, поэтому между ними существуют систем­ные связи. В литературе называют три тенденции в правовом обеспечении интересов:

1) возрастание роли права в реализации интересов, что осуще­ствляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;

2) усиление конкретных правовых средств во взаимоотношени­ях государства и граждан. Отсюда и круг интересов, реализация которых обеспечивается правовыми средствами, расширяется. Так, впервые в правовую сферу включаются отношения интеллектуаль­ной собственности; государственную защиту получают свобода со­вести, свобода слова, убеждений, свобода печати и др.;

3) возрастание правовой активности людей в защите собствен­ных интересов, а также прав и свобод.

 

5. В юридической науке проблему ценности права детально разра­ботал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право -это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств — обще­обязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу. По мнению С.С. Алексеева, право обладает:

-социальной ценностью;

-инструментальной ценностью;

-собственной ценностью.

Социальная ценность права заключается в трех моментах:

а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый по­рядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, по­стоянно, неизменно, непрерывно во времени;

б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть оп­ределенности, точности в самом содержании общественных отно­шений. И здесь главная роль принадлежит формальной опреде­ленности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произ­вола и своеволия;

в) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

Инструментальная ценность означает, что право:

а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и вы­ступает средством решения разнообразных задач, может использо­ваться как инструмент разными субъектами: государством, церко­вью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;

б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, мора­ли, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и дей­ствий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функционирования других социальных инсти­тутов — государства, социального управления, морали и др. Собственная ценность права состоит в том, что право представ­ляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности -свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно:

1) дать простор для свободы личности посредством предостав­ления людям субъективных прав;

2) добиться активности в поведении и действиях;

3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;

4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а так­же эффективным средством межгосударственного общения, реше­ния планетарных проблем.

Таким образом, право обладает уникальной социальной, инстру­ментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий. Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой органи­зованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и право­вой культуре общества и его членов.