Следует рассмотреть имена городских соцких во вставке о сотнях.

Поскольку следующим этапом административной и политиче­ской карьеры соцких была должность тысяцкого, имеются все основания сравнить этот список со списком новгородских ты­сяцких в поисках совпадающих имен. Устав называет следую­щих соцких: Давыда, Слепца, Бовыку, Олексу, Ратибора, Кон­драта, Романа, Сидора и Гаврилу. В летописном списке «А се тысячьскыи новгородскыи» имеются два имени, совпа­дающих с именами соцких Устава, — Кондрат и Ратибор. Оба названы там в следующей очередности: «...Вячеслав (1228 г.), Борис Негочевич (1228 г.), Микита Петрилович (1230 г.), Фед Якунович (1234г.), Клим (1255г.), Жирохне (Жирослав, 1257, 1262—1263 гг.), Кондрат (1268г.), Ратибор Клуксович (1268—1270 гг.)...»503. В скобках мы приводим даты летопис­ных упоминаний этих тысяцких, доказывающие, что очеред­ность имен в списке была хронологической. Очевидно, что наиболее поздней возможной датой составления вставки о сот­нях может быть только год избрания Кондрата на должность тысяцкого, иными словами, год, когда Кондрат перестал быть соцким.

Предшественник Кондрата Жирохне (иначе Жирослав) был избран на должность тысяцкого в 1257 г.504, его служба про­должается и в 1262 г., поскольку Жирослав является одним из авторов договора, заключенного в этом году . О тысяцком Кондрате летовись сообщает только в связи с Раковорской би­твой 18 февраля 1268 г., в которой он пропал без вести. Нако­нец, Ратибор Клуксович избран в 1268 г. на место Кон-драта506.

Упоминание о Кондрате как о тысяцком встречается не только в летописи. Он назван также в двух докончаниях Новго­родас князем Ярославом Ярославичем, составленных между 27 января 1265 г. и 18 февраля 1268 г.507, но не ранее. Следо­вательно, в самый начальный период новгородского княжения Ярослава Ярославича Кондрат мог еще быть не тысяцким, а только соцким.

Что касается наиболее ранней из возможных дат, то пред­ставляется весьма сомнительной возможность относить Устав ко времени князя Ярослава Всеволодовича, т. е. до 1236 г. Б. А. Рыбаков, придерживающийся такой датировки, полагает, что Кондрат и Ратибор, ставшие тысяцкими в 60-х годах XIII в., вполне могли быть соцкими еще в 30-х годах этого сто­летия508. Такая возможность, разумеется, не исключена, но маловероятна. Б. А. Рыбаков пытался в летописных рассказах о времени Ярослава Всеволодовича отыскать лиц, с которыми можно было бы связать имена соцких Устава. Кроме Кондрата и Ратибора, действовавших в позднейшее время, он называет Олексу Путиловича, Гаврилу Игоревича, Гаврилу Милятинича, Романа Михайловича, Давида и Сидора. Однако все эти отож­дествления неправомерны. Соцкие, представительствовавшие от непривилегированных сословий, не могут быть ни боярами,

Устав князя Ярослава о мостех

Л.-М., 1953, с. 186, рис. 137.

ПСРЛ, т. 4, ч. 1,

вып. 3, с. 626;

т. 23. Спб., 1910,

с. 166.

504 НПЛ, с. 82, 309.

505 ГВНП,с.56,№29.

НПЛ, с. 86-88, 317-319.

ГВНП, с. 9-10, № 1, 2. О дате этих докончаний см.: Янин В. Л.

Очерки комплексного источниковеде­ния, с. 112-115.

508 Рыбаков Б. А.

Деление

Новгородской

земли на сотни

в XIII в, с 148.

Законодательство

Древней

Руси

509 НПЛ, с. 88, 319.

ни духовными лицами. Между тем Олекса Путилович, оба Гав­рилы и Роман Михайлович — бояре, Давид — стольник архие­пископа, а Сидор — хутынский игумен. На наш взгляд, больше шансов на правильное отождествление с соцкими Устава имеют «приятель» Ратибора Гаврила Кыяниновиць, Олекса Мъртьки-нич и Роман Болдыжевич, упомянутые в летописном рассказе 1270 г.509. Однако более важен другой аргумент. Между вре­менем Ярослава Всеволодовича и избранием в тысяцкие Кон­драта эту должность в Новгороде занимали Фед Якунович, Клим и Жирослав. Если бы Устав относился ко времени Ярос­лава Всеволодовича, мы нашли бы в списке соцких этого доку­мента не только Кондрата и Ратибора, но и Жирослава, и Кли­ма, и Феда. Но их там нет, названы совсем другие лица. Это позволяет нам датировать Устав о мостех в пределах пер­вой половины княжения Ярослава Ярославича — между 1265 и 1267 гг.

НОВГОРОДСКИЙ УСТАВ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА О ЦЕРКОВНЫХ СУДАХ, ЛЮДЯХ

И МЕРИЛАХ ТОРГОВЫХ Введение

Памятник, носящий название «Устав великого князя Всеволо­да», представляет собой документ, фиксирующий соотношение власти основных государственных органов Новгородской рес­публики — епископа, князя, выборных представителей город­ской верхушки. По этому Уставу контроль над торговыми ме­рами и связанный с ними суд, а также взимание торговых пошлин принадлежит городу.

Устав представляет собой компиляцию, основанную на тек­сте Устава князя Владимира о десятинах Синодальной редак­ции с дополнением местных (новгородских) материалов, ха­рактеризующих положение в Новгороде. С. В. Юшков, опреде­ливший этот основной источник документа, считал, что при его создании в конце XIII в. был использован и текст не до­шедшей до нас уставной грамоты новгородского князя Всево­лода Мстиславича (1130—1137 гг.), который сохранился фрагментарно в трех статьях Устава510. Об Уставе Всеволода как памятнике XII в. писал М. Н. Тихомиров. По мнению Б. А. Рыбакова, Устав князя Всеволода, поновленный в XIII—XIV вв., был составлен в начале 1136 г., и в нем князь частично отменял привилегии, данные недавно купече­ству в своем «Рукописании» — грамоте купеческому братству при церкви Ивана на Опоках

Однако источниковедческое изучение памятника не позволя­ет выявить в нем бесспорные следы документа XII в. По мне­нию В.Л.Янина, при создании в конце XIII в. компиляции была использована несохранившаяся грамота первой четверти XIII в., устанавливавшая торговый суд в Новгороде. Она могла принадлежать законодательству князя Всеволода — Петра Мстиславича (1219—1221 )512. Я.Н.Щапов видит в Уставе фальсификацию, возникшую в Новгороде в конце XIII в. в ходе борьбы республиканских органов с великими князьями и основанную на Синодальной редакции Устава кн. Владимира513. К более позднему времени относит памят-

Устав

великого князя Всеволода

сложился в конце

ник А. А. Зимин, считая, что XIV в.514.

Устав сохранился в двух изводах — старшем, Археографи­ческом и младшем, Соловецком. Археографический извод принадлежит второй половине — концу XIV в. Соловецкий извод (так же, как и новгородский) относится ко второй поло­вине XV в. Он имеет поновления, относящиеся к этому вре­мени.

Вслед за основной частью Устава кн. Всеволода в списках следуют дополнительные статьи, не входящие в этот памят-

Юшков С. В.

Устав кн. Всеволода.— В кн.: Ювйлейний 36ipHHK на пошану акад. Д. I. Багал^я. Ки1в, 1927, с. 405-424. Он же. Общественно-политический строй и право

Киевского государства, с. 217-221.

История СССР

с древнейших

времен до наших

дней Т. I M,

1966, с. 636-637.

Янин В. Л. Новгородские посадники. М.( 1962, с. 89-93.

Щапов Я. Н. Княжеские

уставы

и церковь

в Древней Руси

XI-XIV вв.,

с 165-177.

ПРП, вып. 2, с. 161, 166-169.

Законодательство

Древней

Руси

ник, но примыкающие к нему. В Археографическом изводе это статьи О прелюбодейной части, трактующие о праве нас­ледования детей, не признанных законными. В Соловецком изводе вслед за этими дополнительными статьями 'следуют еще три о праве наследования дочерей. Данные статьи в нас­тоящем издании выделены и снабжены особой нумерацией.

В основе издания — Археографический список одноименно­го извода (Архив Ленинградского отделения Института исто­рии СССР АН СССР, собр. Археографической комиссии № 240, серед. XV в., Новгород, лл. 174 об. — 178, в приложе­нии к Новгородской 1 летописи). Для вариантов исполь­зован список Соловецкого извода (Публичная библиотека в Ленинграде, собр. Соловецкой библиотеки № 858/968 1493 г., Новгород, лл. 552—557, в приложении к Кормчей книге).

Текст дается по изданию: Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв., с. 154—158.

Текст

УСТАВ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА О ЦЕРКОВНЫХ СУДАХ,

И О ЛЮДЕХ, И О МЕРИЛАХ ТОРГОВЫХ

/. Се аз, князь великый Всеволод, нареченный в святем крещении ИГФШЬ515, правнук Игорев и блаженныя праба-бы Олгы, нареченныя в святемь крещении Елена и матере Володимеровы, нареченного в святем крещении Василие, и тые господа прияле святое крещение от греческыих царей и от Фотия патриарха цареградскааго, взяша перваго митропо­лита Михаилаыь Киеву, иже крести всю Русьскую землю.

2. По том же летом многым минувшемь моляся Спасу и пречистей его матери святей Богородици приснодевей Марии, устроишя церковь святую Богородицу Десятинную и дашя ей десятину в всей Русской земле и с всих княжений в събор-ную церковь святые Богородица, иже в Киеве, и святей Со­фии киевской, и святей Софии новгородской, и митрополитом киевъскыим, и архиепископом новгородскыим от всякого кня­жа суда десятую векшу, а ис торгу десятую неделю, а из до­мов на всякое лето и от всякого стада, и от всякого жита де­сятое святому Спасу и пречистей его матери и премудрости божий святей Софии.

З517. А се изъобретохом51* в греческом номоканоне, что сих судов и тяжь не судити князю, ни его детем, ни его наме­стником, ни его боляром, ни его тиуном, ни десят(и)ника не дръжати.

4. И520 съзвал есмь 10 сочких, и старосту Болеслава, и би-риця Мирошку521, и старосту иваньскаго Васяту и погадал есмь с владыкою, и с своею княгынею, и с своими боляры, и с десятию сочьскыми, и с старостами, дал есмь суд и мери-

ла, иже на Торгу святей Богородици в Киеве и митрополиту, а в Новегороде святей Софии, и епископу, и старосте иваньско-му, и всему Новгороду мерила торговаа, скалвы вощаныи, пуд медовый и гривенку рублевую, и локоть еваньскый и свой об­рок кубець черницам, а попу иваньскому522 рускаа пись с бо-рисоглебьскым напол, а сторожю иваньскому рускои поро-чици пятно да десять конюхов соли.

5. А не въступатися в тыи оброкы моим детем, ни моим наместником, ни моим боляром на дом святии Софии и святого Ивана.

6. А дом святей Софии владыкам строити с сочьскыми, а старостам и торговьцам докладывай владыки или кто будеть нашего рода князе и Новагорода строить52* дом святого

'Ивана.

7. А се приказываю своим наместником и тиуном суда цер-ковнаго не обидети, ни судити без владычня наместника.

8. А се дах в олтарь святей Софии и причту церковному вседеньник сенаник, венце; что суды церковныя то святей Софии; а кто нашего роду пограбить или отъиметь, того пове-лехом владыце събором в синанице проклинати.

9. А се суды церковныя: роспускы, смилное, заставание, умычка, пошибалное, промежи мужем и женою о животе525 и о бездетном животе , в племени или в сватовьстве пои-мутся, потворы, чяродеяние, влъхвования, ведьство, эелейни-чество, зубоежа, урекания три: бляднею, зелии, еретичьство; отца или матерь биеть сын или дщи, или сноха свекровь, бра­тия или дети тяжутся о заднице, церковная татба, мертвецы

съвлачають, крест посекуть или на стенах режють, или два мужа имутся бити и единого жена иметь за лоно другаго, раз­давить, или кого застануть с (че)твероногою, или кто молится под овином, или в рощении, или у воды, или девка детя по-вержеть, скот, или псы, или поткы, или ино что неподобно церкви подеють.

10. А тыи суды ecu церкви даны суть, епископу, а князю и боляром, и судиям в ты528 суды не вступатися. А то дал есмь по перьвых царев у ряжению и по вселеньскыих святых 7 съборов великих святитель529.

11. А по сем не въступатися детем моим, ни внучатам мо­им, ни всему роду моему до века в люди церковный, ны в ecu суды их.

12. Аже кто преобидить нашь устав, таковым непрощеном быти от закона божиа, и горе себе наследують, и мука вечнаа ждеть их.

13. А530 о всех531, что преди писано, дръжах за своими боляры, аже они обидять гостей, а где живуть, тым наровять, а княжю душю топять.

14. И532 аз въсмотрех в Фотея патриарха цареградьскааго грамоты, что принесл на Русь князь великый Владимер, наре­ченный в святемь крещении Василие, сын Святославль, а внук Игорев и преблаженныя княгыни прабабы Олгы, аже стоить в грамоте.

Устав

великого князя Всеволода

15. Торговых вся весы, мерила и скалвы вощаныя, и пуд

Законодательство медовый, и гривенка рублеваа, и всякая известь, иже на Тор-

Древней Руси

гу промежи людьми от бога тако исконе уставлено есть, епи­скопу блюсти без пакости, ни умалити, ни умножити, а на всякый год извещивати. А скривится, а кому приказано, а то­го казнити близко смерти, а живот его на-трое: треть живота святей Софии, а другаа треть святому Ивану, а третьая треть сочьскым и Новугороду.

16. А епископу, не у правив того, за все то дати ему слово в день великааго суда, а печяловатися ему о том управлении, яко же и о душах человечьскыих. Аще же управить епископ сия управления нашя, блажен будеть и небесному царствию наследник будеть, а не урядить, а мы то с своей души сводим.

17. А се церковный люди: игумен, игумениа, поп, диякон и дети их, а кто в крилосе, попадия, чернець, черница, прос-курниця, паломник, свещегас, стороник, слепець, хромець, вдовица, пущеник, задушьный человек, изгои трои: попов сын грамоты не умееть, холоп из холопьства выкупится, купець одолжаеть. А се четвертое изгойство и себе533 приложим: аще князь осиротееть; монастыреве, болници, гостиници, странноприимъници.

18. То люди церковный, богаделныи. Или митрополит, или епископ тыи ведають между ими суд, или обиду, или кому прикажють, или которого задниця.

19. Или будеть иному человеку с тыми людьми речь, ино обчии суд.

20. Своим тиуном приказываю суда церковнааго не обидети, а с суду давати 9 чястей князю, а десятую святей Софии за княжю душю.

■ 21. А кто приобидит.ь суды церковный, платити ему собою, а пред богом тому же отвещяти на страшнем суде пред тьма­ми ангел, идеже когождо дела не съкрыются благаа же и злаа, идеже не поможеть никто же никому же, но токмо прав­да избавить от вторыя смерти и от вечныя мукы, и от огня негасимааго, яко же есмы управиле по святых отець правилом и по первых царей и князей уряжению.

22. А кто иметь преступати сия правила, или дети мои, или внучата534, или правнучата,

или тиун, или судиа, или кто, а"

ныи, да будуть прокляти в сии век и в будущий седмию събо-

ры святых отець вселеньскыих.

23. А та вся дела приказах святей Софии и всему Новуго­роду моим мужам536 и 10-ти537 сочьскыим53ь. Вы блюдите, а не възблюдете539, и вы сами за то ответ дадите в день страшного суда пред лицем царя славы. Аминь.