А СЕ ОТ ТОГО ЖЕ ПРАВИЛА.

1. ИЖЕ ЕСТЬ останутся сынове и дщери у коегождо чело­века, братии со сестрами равная часть от своего имения.

2. Иже или сестра девою блуд сътворить, а истый сведите-ли обличають, таковая да не възметь у братии от имения отечьскаго части.

3. Или братия имения ради лжу составять на сестру, а бу­деть познано дело их лжа, таковый по закону камением да побиен будеть.

РАЗНОЧТЕНИЯ

С Василии;

С далее

от земля Трапизоньскыя к белой Руси х граду;

517—518

С Сказание от греческаго ньмаканона. Обретох;

519 осн. списке десятника,

дается по С и другим спискам;

С далее по сему смотрению;

521 С Митрошку;

522—523 С нет;

524 С далее им;

525—526

С нет;

527 в осн. списке далее и;

528 в осн. списке далее ся;

529 С святых;

530 С нет;

С далее сих;

С нет;

533 С сего;

534 С далее мои;

535 С нет;

536—537 С /8;

Устав

великого князя Всеволода

538-539 заповедми
Законодательство С нет; по преданию святых отець;
Древней   ш
Руси ЬА1
  С далееправило собора Никейскаго С нет;
  сия;  
   
  541-542 С далее яже есть;
  С доволен в животе;  
   
    С далее по указу;
с сия случаютъся  
человеком по грехом,  
еже есть их обдержить  
  немощь.  
аанеже суть прелюбодейнеи  
  а не богом  
благословени есть;  
   
  С далее см я;  
   
С ведих пред собою  
  и упраеих  
         

550 С далеестатьи А се от того же

правила... да побиен будетъ;

С сие в;

С далее Свиток от правила еже

есть суд

и текст Пространной Правды

КОММЕНТАРИЙ Статья 1

Устав не имеет инвокации, отличаясь этим от Синодальной редакции Устава кн. Владимира.

Статья воспроизводит текст этого Устава с изменением имени князя — его создателя. Князь великый Всеволод, на­реченный в святем крещении ИГФШЬ,— с каким князем Всеволодом связан Устав своим названием, не ясно. В тексте нет отчества князя, вместо крестного его имени дается условный набор букв. Это затрудняет отождествление его с новгородским князем XII в. Всеволодом, Мстиславичем по отчеству и Гавриилом в крещении, хорошо известным в истории Новгорода и Пскова, а затем канонизи­рованным церковью. В. Л. Янин предлагал видеть в нем Всево­лода Мстиславича, княжившего в Новгороде в 1219—1221 гг., Я. Н. Щапов — новгородского князя Всеволода Юрьевича (1222 и 1223—1224), внука великого князя Всеволода III Большое Гнездо. Вместе с тем именование создателя Устава «великим князем» позволяет считать, что новгородские соста­вители Устава конца XIII в. moiah иметь здесь в виду самого Всеволода III Юрьевича, Великого князя Владимирского, по­лучившего этот титул после 1174 г., который добивался реаль­ной власти над Новгородом через своих сыновей и племян­ников.

Крещение от греческих царей и от Фотия патриарха ца-реградскаго.,, митрополита Михаила—см. комментарий к

Уставу кн. Владимира. От земли Трапизонъскыя — в Соло­вецком списке упоминается Трапезундская империя, пережив­шая Византийскую на несколько лет и завоеванная турками в 1461 г.

Статья 2

Статья воспроизводит ст. 2 Устава кн. Владимира об учреж­дении Десятинной церкви и установлении десятины. Церковь св. Богородицу Десятинную, дашя ей десятину — см. там же. Упоминание церкви Софии в Киеве появилось в Уставе в ре­зультате осознания традиции, связывающей новгородский ка­федральный храм с киевским. Архиепископом новгород-скым — некоторые главы церкви в Новгороде имели титул архиепископа уже в XII в.: Иван (1110-е гг.), Нифонт (1148), Илья (1165), а по списку новгородских владык XV в. Ильей начинался непрерывный ряд архиепископов.

Статья 3

Статья, в соответствии со ст. 4 Устава кн. Владимира, отка­зывает в праве вершить суд по церковным делам князю и боярам, добавляя в этот перечень наместника и десятин-ника. Наместник — в XIII в. великие князья осуществляли власть над Новгородом через своих наместников — сыновей, племянников. Десятинник — митрополичий чиновник, произ­водивший сбор с местного духовенства доли его доходов в по­льзу высшей церковной власти (десятины в ее позднем значе­нии). Слова ни десятинника не держати, содержащие запрет великого князя митрополиту посылать своих чиновников в Новгород, являются позднейшей вставкой XIV в. Возможно, что они связаны с историей отказа Новгорода от традицион­ного митрополичьего суда, приведшего к конфликту с митро­политом в 1389 г.

Статьи 4 и 6

Статьи содержат новые установления, отсутствующие в Уставе кн. Владимира. В ст. 4 говорится о процедуре состав­ления документа в результате достижения соглашения не только с княгиней, но и с представителями церковной, купече­ской и ремесленной организаций города. Князь закрепляет за городом право использовать эталоны торговых мер и весов и передает им полномочия взимать некоторые другие пошли­ны. Сочские (сотские) — руководители городских сотенных организаций, объединявших свободные социальные низы Нов­города — ремесленников, мелких торговцев, земледельцев. О городских сотнях в Новгороде XIII в. см. Устав князя Ярос­лава о мостех. Староста иваньский — один из руководителей купеческого объединения при церкви Ивана на Опоках. Мери­ла торговые, иже на Торгу — официальные эталоны объема и веса, применявшиеся в торговле. Они хранились в городских соборных церквах. Доходы за их использование делили епи-

Устав

великого князя Всеволода

Старосты

— руководители купеческих

объединений;

Бирич

— судебный чиновник,

служивший для

оглашения

решений и других

целей;

С к ал вы вощаные — весы для взве­шивания воска;

Пуд медовый

— весы для взвешивания меда

или эталон веса;

Гривенка рублевая

— эталон веса серебра, равный

половине веса гривны (фунта);

Конюх

— мера объема, вид ковша («ковш

конюх красен»);

Пятно

— пошлина за клеймение скота.

Законодательство

Древней

Руси

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси

конца XIV— начала XVI в. Т. III. М., 1964, с. 37.

Вседенниксенаник

— вседневный

синодик,

помянник, книга с перечнем имен (зд. — членов

княжеской семьи), которые должны читаться в церкви в ответ

H.i ОЛЛ иД< HI1HH

оказанные этом церкви князьями

Венцы

— употреблялись для свадебного

венчания.

Събором

— широко,

во всех церквах

входящих в

соборную организацию.

О бездетном животе

— о наследстве

человека,

не имеющего

детей, — прямых

законных наследников.

скоп, Иванское сто и представители сотенных организаций. Локоть еваньскый — эталон меры длины для измерения тка­ней, принадлежавший церкви Ивана на Опоках. В 1948 г. на Ярославовом дворище в Новгороде (на новгородском Торгу) найден обломок такого эталона с надписью Святого ева-носк... Свой оброк кубеи, черницам — князь передает какую-то пошлину, называемую кубком, монахиням. Руская пись, десять конюхов соли — соляные пошлины, которые платили жители города Русы (Старой Русы), известного соляными месторож­дениями. В XV в. они были известны также под названием «сотной соли писчей»553. Попу иваньскому... с борисоглебь-скым напол — пошлина делится поровну между попами церк­ви Ивана на Опоках и церкви Бориса и Глеба. Церковь Бори­са и Глеба исследователи связывают или с Новгородом (такой храм, заложенный в 1167 г., известен в Детинце), или с Русой (летописное указание о постройке там каменной церк­ви новгородскими купцами относится к 1403 г.).