Редакция

78 176

Законодательство TIV' К в начале за"аВИе

Древней Руси

МП, АИ, CMV, TIV и др. не будеть лица;

178 TIV, АОП, К, ИМИ заморскую;

179 МП 8 ногат. All, TIV и др. 8 кун;

С перетнеть, МП, All, CMV, TIV и др. посечетъ;

МП, АН верею; TIV и др. верею или вервь;

МП, АИ, CMV верею; TIV и др. далее и за верею;

183 TIVв начале заглавие О птицах;

184—185

МП, All, CMV, TIV и др. чии пес или;

186—187 МП, All, CMV нет;

С, НС, РЛ, М, РМ, МП, АН, CMV, TIV и др. зажжеть;

189 CMV далее он;

190 М нет;

191 М далее а сам на заточение;

192 CMV погубити;

193 РМ пакости дея;

194 МП, CMV, АОП, ИМИ зарежеть;

в начале заглавие: М О свободных послусех, РМ О послуссх;

196 вставлено по МП, CMV, TIV и др.;

МП, All, CMV в начале заглавие О железном;

198 МП, АН, CMV, TIV и др. виновата;

в осн. списке укор, исправляется по другим спискам;

200 М вины:

201—202

С, РМ О задници; TIV, АОП

О смердьи заднице; ИМИО смердии

сьстатке;

МП далее безажю; All, CMV, TIV и др. далее без детии:

204 ИМИстаток его;

205 ИМИ далее ничтоже;

206—207

МП О безадници; All, CMV,

TIV и др. О задници боярстии

или людьстии;

208—209 МП, АН, CMV боярьстеи дружини;

210—211 С нет;

211 М далее своим;

212 С все;

213 ИМИ далее по;

TIV и др. в начале заглавие О жене;

215—216

С, TIVи др. у своих детейвэяти часть;

217 ИМИстатка;

218—219

CMVаще ли пакы будеть сейна 2 жену;

220—221 М, МП, CMV по силе;

222—223

РМ О уроцех что кому; МП, АН, CMV Уроци городнии;

224 МП, АН, CMV, TIV и др. одиною;

225—226

С А се уроци мостнику; МП

А мостнии уроци; TIVи др.

А се уроци мостнии;

225 в ИМИ статьи 97 нет;

МП, All, CMV, TIV и др. далее от дела;

228 РМ пяти;

МП, All, CMV безаднице; ИМИ далее сиречь о сьстаткех;

230 CMV, TIVсмертью;

231 АН далее у мужа;

232 МП почнугь; TIV могуть;

233 РЛ, М, МП их;

ИМИ далее добрыми;

М а что пригостит;

236 С далее поймал;

237 С далее или истерял;

238 АН рядил; CMV рядил пред людми;

CMV нет без дела;

С, НС. РЛ, РМ, АН .«„..- р Правда.

МП всякому; TIV и др. .сякой; Пространная

редакция 241 АОП, ИМИ оборчется;

242—243

М с детми жити; XIV далее с детми;

М далее и с детми жити; T1V и др. далее и з детми;

245—246

АН сию хощеть дати, тому дасть;

247 АИ мужа; CMV далее и fie.) мужа;

248 TIV и др., далее и мертва;

249 С возворотять;

250 С братья;

НС, РЛ, М, РМ, МП, АИ, CMV,TIV и др. далее мужа;

252 АОП все;

М ино;

М, РЛ статьи нет; МП есть только заглавие статьи;

255 в осн. списке, С, НС и др. списках

Синодально-Троицкой группы текста в ( ) нет; дается по AII;

РМ 9;

С, НС,РЛ, М, РМ, МП, АН, CMV, TIVи др. далеего;

258—259 М, АОП нет;

260—261 АН нет;

80 261

ЗаконодательствоМП- All.CMV, TIV „ др.далее Древней " не 6ез него;

РуСИ 262-263

МП нет;

264—265 М, Ч, МП еда цену;

266—267 МП емлеть;

268 МП далее кун;

269 МП далее кун;

270 АОП далее или робу;

271 АП храме; TIV далее или в хороме;

272 CMV не ведеть посаднику, а;

273 АОП, ИМИнаместник;

274 CMVвыдал;

275—276 МП гривна;

277 С, НС, РЛ, М, РМ, МП, CMV,

TIV и др далее не;

278 М далее твои;

279 Син-Тр группа вложить,

Пушкинская и Карамзинская __

выдж гть:

280 Пушк. и Карамэ. гр. купить;

281 АП лишену;

в ( ) в Син. группе нет, дается по МП;

в ( ) в Синод, группе нет, дается по МП;

284 М далее от господаря;

285 МП крал;

286—287 М нет;

НС далееДо зде слово о Правдерцсьскои;

289 CMV государю;

290 ИМИ нет;

291 ИМИ далее кун;

292 ОАП, К росту;

293—294 ИМИ нет;

295 АОП, К, ИМИ яти;

КОММЕНТАРИЙ Заглавие

Во всех списках Пространной Правды сохраняется указание на связь памятника с именем кн. Ярослава Владимировича, однако противопоставление слов Суд Ярославль (т. е. Суд Ярослава) в заглавии словам по Ярославе же... (а после Ярослава...) в ст. 2 свидетельствует о том, что в восприятии автора, включившего это противопоставление, Судом Ярослава является только ст. 1, в которой говорится о праве кровной мести. Так понимали это расчленение и писцы Карамзинской группы списков, которые наряду с заглавием перед ст. 1 Суд Ярославль Володимерич... дали в начале ст. 2 дополнительное заглавие к следующим статьям. Другие заглавия в списках

I

XIV — XV вв. появились позднее XII в., при этом заглавия в Карамзинской группе также показывают, что переписчики имели дело с текстом, в котором с именем Ярослава связывались только статьи об убийстве (душегубстве). В Пушкинском сбор­нике второй половины XIV в. такого противопоставления уже нет, заглавие Суд Ярослава князя относится ко всему памят­нику, но там дан новый подзаголовок Устав О всяцих пошлинах и уроцех, который был своеобразным резюме, раскрывающим широкое содержание Правды, не ограничивавшееся нормами только уголовного права. При этом во всех списках Пушкинской группы перед ст. 1 включен дополнительный текст — своего ро­да Введение к Русской Правде (и следовавшему за ней Закону Судному людем), представляющее собой выдержку из Поуче­ния Василия Великого к судьям о соблюдении ими справедли­вости (Не приимеши послушества лжа; Аще не виноват, долго не держи гнева; горе оправдающему нечестивого мзды ради; и пр.).

Статья 1

Статья повторяет нормы ст. 1 Краткой Правды в изменен­ном виде, отражающем значительную социальную дифферен­циацию древнерусского общества и введение наряду с тради­ционной 40-гривенной вирой за убийство двойной — 80-гри-венной — ставки, которой охраняется жизнь управителей кня­жеского феодального хозяйства и приближенных князя (княжь муж, тиун княж). Это соответствует нормам ст. ст. 19, 22—23 Краткой Правды, явившихся нововведением Яросла-вичей. Форма родительного падежа тиуна княжа предполагает подразумеваемое голова; некоторая неясность значения этой формы вызвала вставку в Карамзинской группе слов, восста­навливающих первоначальный ее смысл. Новым и знамена­тельным для того времени в социальной области является так­же охрана 40-гривенной вирой жизни работника боярской вотчины (тивун бояреск), который выполнял в ней функции управителя, способствуя эксплуатации трудившейся в вотчине челяди. Это (наряду со ст. ст. 14, 46, 66) важное свидетельст­во существования во время образования Пространной Правды боярского хозяйства.

Среди близких родственников, обязанных некогда мстить за убитого, в Пространной Правде названы братни сынови вместо сестрину сынови в Краткой Правде. Эта замена устра­няет из текста Правды наиболее архаичный ее элемент, восхо­дящий к эпохе материнского рода.

Термин русин, заимствованный из Краткой Правды, здесь по-прежнему, вероятно, обозначает жителя Южной Руси, «Русской земли» в узком значении. В обработках ХЩ — XIV вв., представленных в списках Пушкинской груп­пы, большая часть которых имеет новгородское происхожде­ние, русин заменен горожанином, что указывает на выделение в то время непривилегированного свободного жителя древне-