Статья 46

В статье говорится об ответственности за кражу, произве­денную холопами, которые не платят продажи, зане суть не свободны. Эта ответственность лежит на их господах, которые возмещают потерпевшему не одинарную, а двойную стоимость Украденного. Такая норма предполагает, с одной стороны, зна­чительно большие финансовые возможности владельца холо­па — князя, боярина или монастыря, чем вора — обнищавшего крестьянина или горожанина; с другой — упоминание обиды может свидетельствовать о сохранении архаичной нормы, со­гласно которой ущерб, нанесенный холопом (челядином), бо­лее оскорбителен, т. е. более тяжел, чем вызванный действием

Русская Правда.

Пространная

редакция

Лице

- украденная вещь

Третьяка — скотина на третьем году (В. И. Даль).

Лоныцина — телка, родившаяся в прошлом (лоне) году

Правда Русская Под ред Гре­кова Б. Д. Т II. комментарий М -Л , 1947, с. 401.

Памятники

русского права.

Вып первый,

с 158.

Зане — ибо.

Чернечь, чернеческый

— принадлежащий

монахам, т. е монастырю

Законодательство

Древней

Руси

Куны, как и

скот — деньги.

Товар

- как предметы

торговли, так

и деньги.

Купля

— торговля.

Гостьба

— то же, но

кас

ей

— купцов, приез­жавших из дру­гого города или другой страны.

Бологодел — благодеяние.

Погренути

забыть; зд.-отменить.

свободного человека. Можно предполагать, что в случае, если украденное обнаружено, пострадавшему оно возвращалось и еще платилась его стоимость за обиду.

Монастыри на Руси известны уже с середины XI в., но са­мостоятельными феодальными организациями они становятся в конце XI — первой половине XII в.

Статья примечательна тем, что в ней перечислены три ос­новные категории феодалов — князья, бояре, монастыри.