Статья 110

Статья начинает последний раздел Правды, который вслед за А. Е. Пресняковым называют уставом о холопстве. В ста­тье устанавливаются три случая утраты личной свободы и пе­рехода в состояние полного (обельного) холопства. Первый случай — продажа человека при свидетелях. В. И. Сергеевич и С. В. Юшков считают, что здесь речь идет о самопродаже. Второй случай — женитьба на робе без соответствующего со­глашения. Третий — вступление в должности тиуна и ключни­ка также без соответствующего соглашения.

Продажа в холопы должна совершаться при свидетелях, а сам продаваемый должен также присутствовать при этом, ви­деть внесение в счет платы за себя хотя бы одной ногаты. Же­нитьба на робе превращала свободного в холопа, принадлежа­щего ее господину. Однако жених мог заключить (вероятно, также при свидетелях) с господином невесты договор, по кото­рому если не будущие дети, то он сам мог сохранять свободу на определенных условиях. По норме XV в. и выход свободной замуж за холопа также лишал ее независимости, но если она не знала о его социальном положении, то имела право расторг­нуть с ним брак. Наконец, третий случай предусматривает службу тиуном и ключником — исполнителем воли господина в его доме и хозяйстве, которыми могли быть только несвобод­ные люди, ибо доверие к ним господина было связано с не­ограниченным правом распоряжаться их судьбой и наказы­вать. Вступление в должность ключника, находившее симво-

лическое выражение в ношении с собой ключа от господского хозяйства, делало свободного человека также холопом. Однако норма Пространной Правды предусматривает и здесь ограни­чение, если при поступлении в услужение свободный заключал с господином соглашение о своих правах и обязанностях, например холопство на срок службы и освобождение при отка­зе ему в службе или по смерти господина.

Статья не перечисляет все источники холопства: за ее преде­лами остаются такие пути, как рождение от холопа, плен, по­пытка бегства закупа. Смысл статьи — в регламентации усло­вий закрепощения и проведении малозаметной грани, когда одно и то же социально-экономическое состояние в зависимос­ти от того, оформлено ли оно юридически, ведет к обельному холопству или к положению рядовича, тем самым — в ограни­чении источников полного холопства. Это свидетельствует о все большей роли, которую играли в княжеском и боярском хозяйствах другие категории феодально-зависимого населения.