Редакция

Законодательство АР далее дияк- " вси "Р««™«В" Древней церковный, и дети их,

Руси „

Ар лечець, прощеник,

58 СМ нет;

58—59 Ар нет;

Учреждение

КОММЕНТАРИЙ

Статья 1

Краткая инвокация (обращение к богу), наиболее распрост­раненная в русских средневековых актах (см. Уставную грамо­ту Ростислава Мстиславича 1136г., где инвокация прост­раннее).

Статья 2

Владимир Святославич (ок. 950—1015), князь новгород­ский (969—980), великий князь киевский с 980 г. Имя Василий получил при крещении (ок. 987—988).

Титул князь великий применяется к киевским князьям в Повести временных лет (начало XII в.)—к Олегу, Игорю и Святославу (в договорах с Византией 911, 944, 971 гг.), к Ярославу и Всеволоду (в рассказах о их смерти в 1054 и в 1093 гг.). В Синодальной, Варсонофьевской и Волынской ре-

Владимиром

десятины.

Миниатюра

Радзивиловской

летописи конца XV века

великим князем дакциях Устава, восходящих к одному архетипу, применен ти­тул князь. Сам княжеский титул стоит в интитуляции Устава перед именем князя, что характерно для княжеских грамот начиная со второй четверти XII в. (новгородские грамоты князя Всеволода Мстиславича 1134 г. и Изяслава Мстислави­ча того же года).

Василий II (976—1025) и его брат Константин VIII (1025 — 1028) —византийские императоры, современники официального введения христианства на Руси при Владимире (988—989). Судя по вариантам, возможно, что в первона­чальном тексте Устава упоминался только один царь, причем без имени. Упоминание младшего — Константина перед старшим — Василием может указывать на включение их имен в 1020-х гг., в царствование Константина.

Фотий, патриарх константинопольский (858—867). Христи­анство получило частичное распространение на Руси уже в 860-е гг. при Фотии и императоре Василии I (867—886), у которого был сын Константин; тогда на Руси появился и пер­вый иерарх, присланный из Византии, как об этом сообщает сам Фотий (без указания имени). Михаил, Леон — возмож­но, что в первоначальном тексте Устава имя первого митропо­лита указано не было.

Статья 3

Статья закрепляет за церковной организацией в лице киев­ской Десятинной церкви десятую часть поступлений от цент­рализованной феодальной ренты и других доходов. Святая Богородица — Десятинная церковь освящена в 996 г. По По-

mat