Статья 3

Статья устанавливает доходы церковной организации в лице церкви Св. Богородицы Десятинной.

Статьи 4 и 5

Статьи написаны в соответствии с правилами греческой пра­вославной церкви и представляют собой отказ князя от вмеша­тельства в дела, переданные церкви. Таким образом, закрепля­ется принцип разделения церковной и светской судебной компетенции.

Княгиня Анна — сестра византийских царей Василия и Константина — была выдана замуж за князя Владимира, за­интересованного в установлении династических связей с Визан­тией. Согласно Повести временных лет, Владимир в против­ном случае грозил даже пойти походом на Констан­тинополь.

Единственным условием для заключения брака, выдвинутым греческими царями, было принятие князем Владимиром хрис­тианского крещения. Это условие, по-видимому, сыграло ре­шающую роль при утверждении князя в решении принять христианство и крестить Русь.

Греческая царевна Анна стала последней и единственной христианской женой князя Владимира (до принятия хри­стианства у него было 5 жен, называемых в летописи водимыя, и 800 наложниц: 300 содержались в Вышгороде, 300 — в Белгороде и 200 — в сельце Берестовом)135. Именно

княгиня Анна являлась проводницей идей византийской церкви и советником князя Владимира. В соответствии с византийским традиционным образцом отношений между царем и церковью на Руси сложилась такая система, при которой князь являлся покровителем церкви. Поэтому церковный Устав издавался от имени князя.

Статьи 6—7

Статьи представляют собой наказ князя Владимира своим многочисленным детям (одних только сыновей было 12), вну­кам и другим родственникам не вмешиваться в компетенцию церковного суда. Князь Владимир подчеркивает бессрочное во времени и неограниченное четкой территорией действие сво­их установлений.

Критерий для определения пределов действия закона скорее персональный, а не территориальный: где живут христи­ане.

Статья 8

Владыка — священнослужитель высшей церковной иерар­хии: архиерей, епископ, архиепископ или митрополит.

Данная статья содержит приказ князя своим судьям не вме­шиваться в дела, отданные на рассмотрение церковного суда, и более того, не рассматривать впредь без участия наместника владыки даже те дела, которые традиционно входили в компе­тенцию княжеских судей (см. разночтения по списку ОУ).

Статья 9

Статья содержит перечень поступков, которые стали расце­ниваться с точки зрения церковного права как преступления. Устав кн. Владимира не определяет меру наказания за эти деяния.

Можно было бы предположить, что приглашенные на Русь византийские церковные иерархи принесли вместе с новой религиозной системой и новую правовую систему. Дей­ствительно, в русские Кормчие книги неизменно включались такие законодательные акты, как Эклога — византийский за­конодательный свод VIII в., Закон Судный людем — южносла­вянская переработка Эклоги, дополненная покаянными прави­лами , Прохирон — византийский свод законов конца IX в. (879 г.), а также извлечения из Пятикнижия Моисея137. Эклога и Прохирон — скорее светские законодательные своды, содержащие нормы гражданского, семейного и уголовного пра­ва. В них отсутствуют указания на собственно церковные нака­зания — епитимий, отлучение, содержащиеся в канонических источниках права. Церковные наказания налагались в Визан­тии наряду со светскими. А в Эклоге и в Прохироне широко представлены как членовредительные наказания (отсечение РУки, отрезание носа, оскопление и т. п.), так и смертная

Устав князя

Владимира

Святославича

Синодальная

редакция

Погостом

— администра­тивно-территори­альным единицам.

Свободам

— слободам, поселкам.