Вып второй,

с 125

природное влечение людей направлялось церковью в русло брачной жизни. Следует сказать, что наряду со стремлением к достижению нравственных целей церковноправовые нормы о браке были направлены на обеспечение господства церкви над массой. Семья — устойчивая общность людей. Общество составлялось из однородных социальных клеток. Если учесть, что, согласно церковным правилам, муж и жена должны были

исповедоваться у одного и того же духовного лица , то ста­нет ясным механизм управления семьей, а через нее — и массой.

Согласно книге Второзаконие (гл. XXII, ст. 22), если най­ден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих... А если муж тяготился лишь подозрениями о неверности своей жены, но не имел четких улик, то, согласно книге Чисел (гл. V, ст. 11—31), ему предлагалось передать ее в руки священнослужителей для испытания с помощью хит­роумных ордалий. Предполагалось, что, подвергнув жену рев­нивого мужа испытаниям, можно было получить четкие дока­зательства ее прелюбодеяния либо верности.

Устав кн. Владимира не указывал на последствия застава­нья, по византийским же законам прелюбодеи подвергались отрезанию носа, после чего брак прелюбодейки подлежал рас­торжению, а прелюбодею, наоборот, запрещалось разлучаться с женою. Причем если муж прелюбодейки знал о ее связи с другим мужчиной и допускал это, его следовало высечь и из­гнать (Эклога, тит. XVII, ст. 21—28).

Е. Е Голубинский и К. А. Неволин относят слово пошиба-нье ксловам промежи мужем и женой о животе, поскольку слово умычка вставлено в тексте использованного ими списка

„ 1 44 Т Т .-

над строкой . Но более вероятным кажется мнение А. С. Павлова, согласно которому пошибанье представляет са­мостоятельный состав, означающий изнасилование чужой же­ны или дочери14 . Пошибанье как самостоятельный состав преступления встречается и в Уставе кн. Ярослава (ст. 3 Крат­кой ред.), и в договоре Новгорода с немцами (ст. 7)146.

Согласно книге Второзаконие (гл. XXII, ст. 28—29), изна­силование влекло за собой следующие последствия: Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею и застанут их, то лежавший с неюдолжен дать отцу отроковицы пятьдесят (сиклей) серебра, аона пусть бу­дет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею. Очевидно, наряду со штрафом в качестве наказания расценивалось и навязывание жены. Из­насилование же обрученной девицы каралось смертной казнью (Второзаконие, гл. XXII, ст. 25—27). По византийским зако­нам, изнасилование каралось отрезанием носа (Эклога, тит. XVII, ст. 30).

В Повести временных лет описаны языческие обычаи сла­вян, в том числе и умычка, являвшаяся обычной формой вступления в брак. Причем умычке предшествовала предвари­тельная договоренность жениха с невестой. Церковь стала вес-

ти борьбу с языческими браками, поскольку в результате зак­лючения браков вне церкви масса выходила из-под влияния священнослужителей.

Фраза промежи мужеми женою о животе может быть проч­тена,по мнению А. С. Павлова, как пря межи мужем и же­ной147. Подобные дела нетипичны для церковного суда. В ос­новном церковь сосредоточивала внимание на регулировании личных неимущественных отношений супругов, т. е. на духов­ной стороне брака. Имущественные же отношения регулирова­лись светской властью. Но следует обратить внимание на то, что Русская Правда регулирует имущественные отношения в семье лишь применительно к наследственному праву В Уставе же кн. Владимира имеются в виду, очевидно, споры об имуще­стве при жизни супругов.

В племени или в сватьстве поимуться — нарушение запретаполовых отношений в кругу близких родственников и свойст­венников. Этот запрет основывается на книге Левит (гл. XVIII, ст. 6—21; гл. XX, ст. 10—21), где предусматрива­ются за его нарушение очень суровые наказания, в основном в виде смертной казни.

Запрет был вызван стремлением исключить половые влече­ния сына к матери, брата к сестре и т. д. Соблюдение запрета способствовало сохранению мирных отношений в семье, если ее понимать в широком смысле, как объединение не только близких родственников, но и проживающих вместе с ними свойственников. Следует заметить, что нарушения запрета так называемых кровосмесительных связей сурово карались по ви­зантийским законам. Вступающие в половые отношения роди­тели и дети или братья и сестры подлежали смертной казни, другие родственники, а также свойственники — отрезанию носа (Эклога, тит. XVII, ст. 33; аналогичные положения со­держатся и в более поздних законах).

Ведьство, зелинничьство, потворы, чародеяния,волхования: все это подлежало суду церкви по крайней мере по двум при­чинам. С одной стороны, церковь стремилась изучить и ис­пользовать всевозможные способы исцеления людей или пси­хологического воздействия на массы. Но помимо накопления знаний церковь преследовала и другую цель. Отстраняя лиц, обладающих известным влиянием на людей, церковь стреми­лась оградить свою собственную монополию воздействия на массы, поскольку люди, обладающие способностью исцелять, могли, с церковной точки зрения, составить определенную кон­куренцию священнослужителям или даже Иисусу Христу. Та­ким образом церковь пыталась оберегать массы от веры в новых пророков и исцелителей.

В книге Второзаконие (гл. XIII, ст. 1—5) содержатся сле­дующие предостережения: Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудет­ся то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и "Удем служить им, то не слушай слов пророка сего, или

Устав князя

Владимира

Святославича.

Синодальная

редакция