Статья 53

В статье перечисляются следующие деяния жены, которые дают основания для расторжения брака: 1) несообщение же­ной мужу о ставшем ей известном готовящемся посягательст­ве на власть и жизнь монарха; 2) прелюбодеяние, за кото­рым ее застал муж или подтвержденное послухами; 3) поку­шение на убийство мужа или недонесение о готовящемся его убийстве; 4) общение жены с чужими людьми, в част­ности ночевка вне своего дома и без разрешения мужа, что может представлять угрозу для ее чести; 5) посещение же­ной без сопровождения мужа днем или ночью игрищ и не­соблюдение соответствующего запрета, сделанного мужем; 6) участие в обворовывании мужа, или самостоятельное по­хищение его имущества, или другое воровство, в частности из церкви.

Первые пять «вин» указаны в памятниках византийского права — в 117 новелле Юстиниана, в извлечении из новелл От различных тител рекше граний и во включившем эту новеллу Прохироне (два последних памятника известны в славянских переводах). Однако статьи Устава кн. Ярослава, восходя к тексту византийских памятников, не являются ни воспроизведением известных славянских переводов, ни самос­тоятельным переводом их, а излагают соответствующие нормы со значительными изменениями, сокращениями и дополнения­ми. Последняя «вина» — о воровстве жены отсутствует в ви­зантийских источниках. По норме, зафиксированной в Корм­чей книге, это преступление не являлось основанием для развода. И на Руси эта норма не была единственной. Новго­родский архиепископ Нифонт определяет в качестве наказа­ния за кражу, совершенную мужем у жены, не развод, а епи­тимью в течение трех лет316. В самом Уставе кн. Ярослава содержится ст. 36, по которой за кражу жена наказывается мужем и платится штраф митрополиту, но специально отме­чается, что здесь нет основания для развода. Это свидетель­ствует, что в пору создания Пространной редакции Устава на Руси не было единых норм, регулирующих разводы. Мест­ные христианские традиции и обычаи сосуществовали с про­тиворечивыми нормами переводных памятников, и выбор тех Или иных диктовался конкретными условиями, взглядами или знаниями местного иерарха или другого составителя правово-

207 Устав князя

Ярослава Пространная

редакция

Русская

историческая

библиотека,

т VI стб 48

Законодательство

Древней

Руси

Щапов Я. Н. Княжеские

уставы и церковь.., с. 248-254.

Волостель княжь,

волостель митрополичь — чиновники княжеской и

церковной

администрации,

осуществляющие

управление на

местах.

Святых отец ЗОН wlH, иже в Никни

— первый вселен­ский Никейский собор 325 г., утвердивший христианское учение в борьбе со сторонниками арианства.

го свода. На то, что эта статья принадлежит перу церковно­го юриста, указывает упоминание в ней о краже из

церкви317.