Статья 10

Статья содержит сентенцию, связанную со ст. 2.

Статья 11

Уставная грамота содержит перечень правонарушений, под­лежащих ведению церковного суда. Это девять категорий дел:

1) самовольные разводы (роспуст);

2) двоеженство;

3) брак, в котором супруги находятся в близком родстве;

4) похищение невесты для брака (уволочская тяжа);

Смоленские уставные грамоты

Смоленская

земля.— В кн.:

Древнерусские

княжества X —

XIII вв. М., 1975,

с. 240-259.

Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX—XIII вв. Очерки истории

Смоленщины и Восточной Бе­лоруссии М.1980.

Гостинная дань, гость, торговое

— пошлины, которые платили

купцы при продаже товаров.

Дедичи

— возможно, одно из обозначений лично свободных крестьян-общин­ников, обладав­ших правом наследования имущества отца и деда.

Корчьмит

— содержатель

корчмы, плативший пошлину.

Сеножати — луга.

Капь — мера веса.

Законодательство

Древней

Руси

См.: Щапов Я. Н. К истории соот­ношения светской и церковной юрисдикции

на Русив XII—XIV „в —

В кн.: Польша

и Русь. М„ 1974,

с. 180.

5) возможно, оскорбление женщины словом и действием;

6) дело {вопрос) о применении зелий — трав, лекарств и убийство, совершенное таким образом;

7) драка между женщинами;

8) конфликты и тяжбы между церковниками;

9) наследственные дела, связанные со служителями церкви. Под церковными людьми здесь могли подразумеваться как

члены церковного причта, служители церкви, так и крестьяне и другие люди.

Все эти дела известны по Уставу кн. Владимира и Уставу кн. Ярослава. Вместе с тем в отличие от Устава кн. Владимира похищение невесты по Смоленской грамоте относится не толь­ко к церковной юрисдикции. Такие дела должны были разби­раться как епископом, так и князем или посадником. Эта нор­ма является особенностью грамоты Ростислава, возможно, связанной со слабостью церковного судебного ведомства в Смоленске в XI—первой половине XII вв., сравнительно поздним созданием государственной церковной организации в этом княжестве и переходом поэтому некоторых дел о ликви­дации языческих обычаев к светской власти337.

Статья 12

Статья также содержит сентенцию, которая связана с преам­булой в ст. 1. Дед князя — Владимир Мономах (деднею... мо­литвою) упомянут, несомненно, потому, что именно им была заложена в 1101 г. церковь Богородицы в Смоленске, ставшая затем епископской кафедрой.

Статья 13

Князь, на этот раз вместе с епископом Мануилом, еще раз подтверждает неподсудность дел, перечисленных в ст. 11, свет­ским властям на территории Смоленского княжества (в ст. 6 оно названо областью Смоленской, здесь — волостью Смолен­ской). К таким властям принадлежали в XII в. князь, посад­ник и исполнитель их воли тиун.

Упоминание епископской продажи свидетельствует о том, что церковный суд в Смоленской земле в XII в. производился по нормам русского церковного права, зафиксированным в Уставе кн. Ярослава, где в качестве санкций выступают штра­фы в пользу епископа или митрополита. По нормам канониче­ского права восточной православной церкви, представленного в византийских номоканонах и их славянских переводах, цер­ковь воздействовала на массы только церковно-дисциплинар-ным способом (епитимьи, отлучение от церкви и др.), а госу­дарственная власть — телесными наказаниями либо штрафами.

Статья 14

Издание грамоты в 1136 г. относится ко времени, когда в Смоленской земле были неизвестны ни неурожаи, ни воен-

ные действия (рать), которые могли уменьшить размеры да­ней. При наличии таких бедствий десятина также должна быть сокращена.

Статья 15

Статья содержит запрет отмены устава и духовную санкцию за это. Такая формула свидетельствует об окончании здесь основного текста устава.

Статья 16

После издания грамоты об основании и обеспечении еписко-пии в Смоленске князь добавил в нее специальную статью, за­прещающую воссоединение смоленской епархии с переяслав­ской, к которой принадлежало Смоленское княжество до 1136 г. В качестве санкции за нарушение такого запрета Рос­тислав Мстиславич угрожает отнять обратно все то, что он дал епископу по акту 1136 г. Кроме того, упоминается и духовная санкция. Князь указывает, что такое воссоединение будет идти против желания (слова и замысла) великого князя киевского Мстислава и митрополита киевского Михаила, т. е. верховных глав светской и церковной властей на Руси.

Добавление ст. 16 к грамоте могло быть сделано вскоре пос­ле ее создания, например по совету епископа. Но ряд данных позволяет предположить, что оно могло быть произведено и позднее, после возникновения реальной угрозы такого воссое­динения. На это указывает прежде всего история политичес­ких отношений на Руси в 40-е годы XII в., когда смоленский епископ Мануил был устранен от должности в Смоленске, а его соперник, переяславский епископ Евфимий, пользовался значительным авторитетом и поддержкой киевского великого князя Изяслава. При восстановлении своей власти в Смолен­ске в 1150 г. епископ Мануил заново освятил кафедральную церковь338.

Кроме того, важно изменение грамматической формы рассказа об учреждении епископии в этой статье срав­нительно с основной частью грамоты. Здесь о событиях гово­рится уже не в настоящем (се уставляю — ст. ст. 2, 14), даю (ст. ст. 3—5, 9) или в прошедшем времени (приведох еписко­па — ст. 2, есми дал землю — ст. 8, уставил есми еписко-пью — ст. 12), а в предпрошедшем, как о давно совершенном действии: еже был уставил епископу пристроивати святей Богородици. Правда, в следующей фразе рассказ вновь ведет­ся в настоящем времени (уставляю сию епископию).

Документ 2 Статья 1

Первый смоленский епископ со своей стороны подтверждает княжеские постановления, связанные с созданием епископии и ее обеспечением.

Маноил (умер после 1068 г.) — грек, пришедший на Русь до 1032 г. Летописец отмечает вокальные данные епископа,

Смоленские уставные грамоты

Посуживати

— отменять.

I.:Щапов Я. Н. Княжеские

уставы ицерковь.., с. 138-146.