Государственное устройство и правовые отношения в Древнерусском государстве. Основные нормы права, закрепленные в «Русской Правде».

Киевская Русь в своём становлении и развитии прошла три основных этапа:1 этап -конец IХ века – конец Х века.2 этап - конец Х века – середина ХI века.3 этап -середина ХI века – начало ХII века. Рассмотрим эти этапы.

Первый этап -этап становления Древнерусского государства. Он характеризуется образованием органов управления страной, борьбой с теми, кто препятствовал укреплению новой власти.

Киевский князь Олег 30 лет управлял молодым государством, преодолел сопротивление княжеской власти со стороны древлян, северян, радимичей. Захватывая новые земли, покоряя племена, недовольные киевской властью, князь образовывал территорию Древнерусского государства,защищая его от набегов кочевников. После образования Киевской Руси князю Олегу пришлось неоднократно воевать против агрессивных соседей. Видимо, по этой причине летописец написал строки, ставшие широко известными: «Как ныне взбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам».

Киевский князь не был монархом в полном смысле этого слова, как правитель, обладающий абсолютной властью. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, местные князья восточнославянских племен, покорённых «киевлянами», сохраняли определённую автономию. Во-вторых, были сохранены некоторые атрибуты так называемой «военной демократии», когда важные вопросы жизни населения решались на народных собраниях (вече). Так, на вече решались вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов, а в Новгороде и Пскове вече избирало, приглашало или изгоняло местных князей.

Одновременно шёл процесс вовлечения в зависимость от киевской власти отдельных княжеств, не входивших первоначально в состав Киевской Руси. Население покорённых племён уплачивало киевскому князю определённую контрибуцию в виде полюдья- натуральной или денежной дани. Рюриковичам принадлежит заслуга собирания дани (установление постоянных налогов) с покоренных ими племен на государственные нужды, вовлечения их в орбиту своей зависимости. Так укреплялись и расширялись границы Древнерусского государства, создавалась финансовая основа его функционирования.

Только после того, как территориальный принцип победил родовой, племенной принцип организации восточных славян, можно было говорить о завершении процесса образования государства.

Этап становления и развития Древнерусского государства характеризуется также проведением первых административных и правовых реформ. Так, в Х веке киевская княгиня Ольга (жена убитого князя Игоря) провела первую «налоговую» реформу. По её повелению были установлены особые места сбора дани, так называемые «погосты», определены конкретные сроки сбора дани, регламентированы размеры этой дани (так называемые «уроки»). Как известно, именно за превышение установленных размеров дани князь Игорь был казнён древлянами в 945 году. Налоговая реформа позволила сбить волну недовольства племён, вовлечённых в сферу влияния Древнерусского государства.

Появление христианской религии. На характер создаваемого Древнерусского права влияли не только социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с другими государствами, народами и племенами, но и религиозное мировоззрение.

Религиозным мировоззрением в Древнерусском государстве первоначально было язычество, предполагавшее поклонение множеству богов: Сварогу (владыке Вселенной), Даждьбогу (богу Солнца), Перуну (богу грома и молний), Моране (богине ночи, зимы и смерти), Велесу (покровителю скотоводства), Стрибогу (богу ветра) и другим. Истоки язычества восточных славян восходят, по мнению большинства историков, к индоевропейским древним верованиям и еще дальше, к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности, за тысячи лет до появления на планете христианской религии зарождались представления первобытного человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и влиянии небесных сил на людей.

Таким образом, по длительности существования языческая религия превосходит христианство. Более того, всё новые и новые находки ученых подтверждают, что христианство своими корнями уходит именно в славянское язычество. Например, Сварог – бог Вселенной вполне мог стать прообразом всемогущего христианского Бога. Его сын – Даждьбог очень напоминает сына Божьего, Иисуса Христа, которому при определенных условиях стали поклоняться христиане. Да и некоторые обряды поклонения очень схожи. И на Пасху, и на Масленицу люди празднуют окончание зимы, наступление весны, проходят массовые гуляния, разные потехи и т.д. Другими общими по смыслу и почти одинаковыми по времени проведения (июнь) праздниками, когда и те и другие пользовались для убранства ветками березы, являются языческий праздник Купалы и христианская Троица. Христианство как единая государственная религия пришла на смену языческой религии на Руси почти так же, как она пришла в Византию и другие христианские государства. И везде государство поддерживало церковь, а христианская религия – государство.

Летопись свидетельствует, что не только христиане, но и магометане, иудеи, мусульмане присылали в Киев своих проповедников, чтобы склонить князя Владимира к принятию именно их веры. Первыми послами были болгары, которые исповедовали в тот период магометанство. Но когда князь узнал об особенностях этой религии, которая предполагала обряд обрезания и запрещала употребление спиртных напитков, Владимир дал болгарам отказ: «Руси есть веселье питие, не можем без того быть». Послы папы римского так же потерпели неудачу. Но будь они настойчивее и речистее, как знать, может, Русь стала бы католической страной. Иудеи тоже не смогли склонить языческого князя к принятию их религии. Как свидетельствует летописец, князь Владимир, выслушав иудеев, поинтересовался, где находится их Отечество. Послы честно ответили: «В Иерусалиме. Но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям». Разумеется, князь не хотел бы по воле иудейского бога лишиться Отечества.

И только греческий посланец смог прельстить своей религией правителя Киевской Руси. Если верить летописцу, то князь Владимир посылал своих верных людей в разные концы света, чтобы убедиться в истинности рассказов иноземных послов. Получив подтверждение, князь утвердился в своем решении принять все-таки христианство, а не католицизм или мусульманство.

Субъективную роль в этом ответственном шаге, каким является переход от язычества к христианству, сыграло также желание молодого русского князя жениться на византийской красавице, принцессе Анне. Одним из условий такого брака было принятие религии, как у невесты. Эти и другие исторические факты свидетельствуют о том, что русская православная церковь, утверждая о вечности и незыблемости христианства на Руси, мягко говоря, искажает факты. Если бы Киевскому князю по душе пришлась католическая или иная конфессия, то едва ли русские попы смогли бы настроить столько церквей и монастырей на нашей земле. Исторический выбор был сделан не ими и даже не русским народом, а главой Древнерусского государства князем Владимиром I Святославичем (980-1015 гг.).

В 988 г. князем Владимиром I было насильно осуществлено массовое крещение киевлян, обращение их в христианство. Тогда же была учреждена русская метрополия с центром в Киеве, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. В крупных городах, таких как Новгород, Ростов, Чернигов, Полоцк создаются епископства. Древняя летопись свидетельствует, что новгородцы взбунтовались против присланного в их город епископа Иоакима.

Для осуществления религиозной реформы, то есть для отказа населения от традиционного язычества в пользу христианства потребовался военный поход киевлян, во главе с Добрыней, дядей великого князя. Только силой оружия смоги навязать новгородцам новую веру. Жители Мурома также категорически возражали против навязанной им религиозной реформы. Они отказались впускать князя Глеба, сына киевского правителя, заявив о своем желании сохранить религию предков. По этой же причине в ряде городов Древней Руси длительное время сохранялось «двоеверие», когда одна часть населения поклонялась прежним богам, а другая часть совершала христианские обряды. Потребовалось большие усилия христианских иерархов и священнослужителей, чтобы склонить все-таки россиян к христианству.*

Государство и религия. В связи с принятием христианства возник вопрос о разграничении прав государственной и церковной властей. Правовое положение церкви характеризует Устав князя Владимира I Святославича. Статья 4 Устава выводит из княжеской и боярской подсудности нормы семейного права. В статьях 5 и 6 князь запрещает впредь вмешиваться в церковные дела, а в ст.7 перечисляет те дела, которые должны передаваться церковному суду: нарушение христианского брачного права, развод супругов, прелюбодеяние, изнасилование, сквернословие, отправление языческого культа и т.п. Особой подсудностью церковного суда митрополита были церковные люди: игумен с игуменью, поп с попадьей и поповичами, чернец, дьякон, пономарь и др. Характерно, что Устав князя Владимира предусматривал норму финансовой и материальной поддержки христианской церкви. Статья 3 Устава вводила так называемую «церковную десятину» - десятую часть от доходов (налогов) государства в пользу церкви. Такая же плата за услуги религии была установлена «Уставной и жалованной грамотой смоленского князя Ростислава Мстиславича церкви Богородицы и епископу». Датированная 1150 г., она вводила право церковной десятины на села и погосты, принадлежавшие князю, что составляло 300 гривен в год. Грамота Юрьеву монастырю закрепляло право монастыря на землю,* что свидетельствует о формировании церковной земельной собственности, о том, что при поддержке государства православная церковь становилась феодалом и наравне с другими эксплуататорами пользовалась дешевым крестьянским трудом.

Для укрепления материального положения церквей и монастырей, священнослужителей государство освободило их от всех налогов и повинностей.

Значение христианства. Введение христианства на Руси имело прогрессивное значение как для укрепления государства, так и для развития культуры русской нации.

Во-первых, церковь своими постулатами («да убоится раб господина своего», «нет власти не от бога» и др.) укрепляла основы государственности, способствовала развитию феодальных отношений в бывших племенах.

Во-вторых, христианство насаждало в людях общечеловеческие гуманистические ценности благодаря своим заповедям « не укради», « не убий», «возлюби ближнего своего» и т. п.

В-третьих, вчерашние языческие племена с принятием христианства по-другому стали восприниматься европейскими христианскими государствами. Это способствовало укреплению внешних политических и экономических связей Киевской Руси с другими государствами.

В-четвертых, благодаря христианству в этот период мощный импульс получила культура Древнерусского государства: стали появляться богослужебные и иные книги на славянском языке, делаются первые шаги в искусстве: иконопись, фресковая живопись на церковные темы, стали открываться первые церковноприходские школы (при князе Владимире Мономахе).

Государственное управление.К первому этапу развития Древнерусского государства относится и создание первой государственной администрации, образование централизованного аппарата управления. В управлении государством киевские князья опирались, главным образом, на свои дружины и родственников - вассалов.

Дружина состояла из верхушки, так называемой «старейшей дружины», члены которой именовались ещё «боярами», и низшего звена «молодшей дружины» или «отроков». Старейшая дружина составляла княжеский совет или думу, с которой князь обсуждал, обдумывал главные вопросы государства.

Из числа дружинников в первое время князь назначал своих наместников в городах. Они назывались посадники от слова «посад» - торгово-промышленная часть города. Наместник - прообраз государственного чиновника, глава администрации города и его окрестностей.

Из числа дружинников князь назначал «воевод», руководителей военных отрядов. Воевода - глава военной администрации. Однако регулярной армии у князя не было. Воевода руководил народным ополчением.

Из числа младших дружинников назначались сборщики податей (налогов), которые в Древней Руси назывались «данниками», судебные чиновники: мечники, вирники, подъездные, помощники наместников: тиуны, мытники и др. Особо приближённых дружинников князь назначал управляющими его собственными земельными владениями. Они назывались княжескими вотчинниками.

При Ярославе Мудром часть государственных обязанностей перераспределялась от дружинников к сыновьям, братьям и другим княжеским родственникам.

Таким образом, в ходе первого этапа становления и развития Древнерусского государства закладывались основы государственности:

= централизованное управление,

= установление территориальной целостности,

= закрепление феодальной собственности,

= создание государственного аппарата,

= введение регламентированного налогообложения,

= формирование единой идеологии в лице христианства.