Становление древнерусского права.

На втором этапе развития государства, в основном в период правления Ярослава Мудрого происходитстановление общерусского права, образование правовой системы Киевской Руси.

Создание и развитие права на Руси своими корнями уходит в глубокую древность, в более ранний период развития общества, чем образование государства. Источниками права Древнерусского государства были: обычаи, договоры, уставы князей, судные грамоты, кодекс «Русская Правда».

1. Обычаи. В Древней Руси обычай как источник права имел важнейшее значение. У людей в результате эволюции складывалось убеждение, устанавливалась практика, что всем им необходимо действовать именно так (по обычаю), а не иначе. Обычное правовыражалось не только в поступках, действиях людей, но и судебных актах. Судили в то время по обычаю, сверяя противоправные действия и проступки славян с «правовой традицией», то есть с обычаями, устоявшимися в том или ином племенном образовании. Следовательно, правовые обычаи формировали юридический быт славянских племен. «Повесть временных лет» информирует потомков о том, что древляне, радимичи, вятичи и другие племена «сами творят себе закон», имеют по две или по три жены, и их законы отличаются от тех, которые имелись у полян, знающих закон божий.

В древних летописях можно почерпнуть и другие обычаи восточнославянских племен до возникновения общерусского права. Вот некоторые выдержки из летописей, описывающих их обычаи и юридический быт:

= племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам и обычаям, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране; они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище;

= скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не желая быть вдовой; (возможно, это было обусловлено тем, что вопросы наследства в то время решались не в пользу жены, и она оставалась без средств; обреченная на жалкое существование, вдова предпочитала самой уйти из жизни, как бы сохранив верность мужу);

= если схватят вора, забирают его имущество, а его самого затем отсылают на окраину страны и там наказывают;

= если женщина, став женой, предается прелюбодеянию, то муж убивает ее, не принимая извинений;

= если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым они и препираются; когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит, если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами) в поединке;

= есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их, руссов, начальники; и если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно;

= ежегодно они платят одну десятую (часть) добычи и торговой прибыли государю;

= когда у них умирает кто-нибудь из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома и в могилу кладут живую любимую жену покойника.*

Семейно-брачные обычаи, основанные на патриархате, допускали не только многоженство, но и воровство, и выкуп невесты. Добрачное прелюбодеяние не пресекалось, но если жена до брака не была девушкой, муж по желанию мог изгнать ее из своего жилища. Имущественные вопросы в случае развода не регламентировались.

Некоторые ученые-правоведы отмечают конфронтацию юридического быта восточнославянских племен, их древних обычаев с правом Киевской Руси, называя ее дуалистичностью или двойственностью права того времени. Двойственность права проявлялась в целом ряде случаев. Например, с точки зрения обычного права киевский князь Игорь выступал как грабитель, нарушив принятый порядок сбора дани только один раз в год. Для главы государства, который сам устанавливал порядок сбора податей, повторное взимание дани было его правом. Но повторное взимание дани вызвало протест, вылившийся в казнь князя по такому же древнему варварскому обычаю: он был разорван надвое деревьями.

Двойственность права проявилась в различии мер наказания по нормам обычного права и государственного, княжеского законодательства. Так, ст. 2 «Русской Правды» Ярослава Владимировича, рассматривая виды наказания за преступления, смертную казнь не применяла, а арабский путешественник в 1126 г. был свидетелем применения смертной казни через повешение у славян. В некоторых племенах смертная казнь полагалась за грабеж или воровство.*

И еще одна особенность обычного права, характерная для того времени, которое предшествовало возникновению «Русской Правды». У восточных славян не было письменного законодательства. «Правосудие у них было запечатлено в умах, а не в законах», - писал один греческий историк, побывавший на Руси. Видимо, обычное право передавалось из поколения в поколение, было, что называется, впитано с молоком матери или, говоря современным языком, передавалось на генном уровне. Подавляющее большинство восточных славян в те времена было неграмотно, и даже самые «образованные» люди (князья, бояре, купцы) не знали счет свыше 100 и почти не умели читать и писать.

2. Договора. Другой формой древнерусского права были внешнеполитические договора. Первый такой договор был заключен в907г. князем Олегом после удачного военного похода на Царьград. Киевский князь, собрав многочисленное войско, дошёл до Константинополя и заставил греков заключить кабальный для них договор. Этот договор относится к международному праву.

По нему греки были обязаны:

= заплатить единовременный выкуп – по 12 гривен на каждого воина; всего полагалось выплатить 960000 гривен;

= платить дань русским городам, в которых княжили подручники Олега (Чернигов, Переяславль, Ростов, Полоцк и др.);

= давать корм тем русским, которые приходят в Византию;

= давать русским гостям (купцам) месячное содержание, а также оплачивать им оснастку судов (паруса, якоря, канаты и т.д.) и освобождать от торговых пошлин.

Грекам удалось обозначить в договоре важное положение, чтобы русские, приходящие в Византию, не разбойничали на улицах и в окрестностях Византии.

По второму договору с Византией (912 г.) устанавливались дополнительные нормы права, а именно:

= русские обязывались возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение, а не захватывать его себе, как было ранее;

= устанавливались взаимные обязательства по возвращению в отечество рабов, пленников и т. п.

= обвинение должно было подтверждаться устно свидетельскими показаниями;

= за убийство могло взыскиваться имущество виновного; в случае невозможности взыскать имущество предусматривалось наказание по праву кровной мести: смерть за смерть;

= за оскорбление полагалось возмещение морального вреда серебром либо частичная конфискация имущества; компенсацией за нанесенный материальный ущерб служил штраф в тройном размере от суммы похищенного имущества.

Характерно, что международно-правовой договор киевлян и греков, почти полностью приведенный летописцем в «Повести временных лет», не допускал внесудебную расправу, кроме случаев вынужденной самообороны и защиты своего имущества.

3. Уставы. Уставы издавали князь Ярослав Мудрый, его сыновья и последующие князья. Чаще всего княжеские уставы определяли порядок выделения земельных наделов (имущественное, земельное право), а также касались уголовных наказаний за те или иные нарушения.

4. Судные грамоты. Судные грамоты были разработаны в Новгородской и Псковской республиках. Псковская судная грамота (905 г.) имела свыше 100 статей, относящихся к судопроизводству и уголовному праву.

5. Кодекс «Русская Правда».Кодекс «Русская Правда»возникает в конце Х в. - середине ХI в., когда усиливаются тенденции укрепления централизованного государства. Он был разработан при непосредственном участии Киевского князя Ярослава Мудрого (годы правления 1019-1054). В «Русской Правде» содержится целый ряд юридических норм, закреплявших или устанавливавших правовое положение восточных славян, населявших Киевскую Русь, их ответственность за убийство, а также причинение морального либо материального ущерба. В ней были установлены нормы, защищавшие частную собственность. В «Русской Правде» не было норм, относящихся к преступлениям против государства, отсутствовали многие юридические понятия.

Тексты «Русской Правды»дошли до нас в более чем ста документах. Условно ее разделили на три разных редакции в зависимости от содержания и года написания.

1. Краткая Правда– Х- ХI вв.

2. Пространная Правда– ХII-ХV вв.

3. Сокращенная Правда– ХV в.

Тексты всех этих трех редакций значительно отличаются друг от друга. Основная причина отличий состоит в том, что все «Правды» были написаны в разные века и разными авторами.

Автором первой, «Краткой Правды» или, как в оригинале, «Правды Роськой» был выдающийся политик того времени, киевский князь Ярослав Мудрый.Стремясь установить порядок и законность в русских землях, он издал письменный свод юридических норм, обязательных для всех его подданных.