Лекция 11. Российская государственность.

1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству.

2. Марксистская теория пролетарского государства.

3. Советская форма правления.

4. Современная российская государственность.

 

1. Советское государство возникло в результате Октябрьской ре­волюции. Ей предшествовала Февральская революция 1917 года, свергнувшая династию Романовых. По свидетельству исследовате­лей, Февральская революция была стихийным взрывом недоволь­ства масс, доведенных до отчаяния лишениями войны и явной не­справедливостью в распределении жизненных тягот. Она была восторженно встречена широкими слоями буржуазии и чиновниче­ства, которые потеряли веру в систему самодержавного управления и особенно веру в царя и его окружение, в их способности вывести страну из кризисного состояния.

Среди большевиков первоначально не было единства по отно­шению к Временному правительству. Как известно, часть больше­виков находилась в эмиграции, а часть в ссылке. Сначала больше­вики отнеслись лояльно к Временному правительству. Обстановка изменилась с приездом в Петроград В.И. Ленина, который, высту­пая 3 апреля 1917 г., на Финляндском вокзале, впервые говорил не о буржуазной, а о социалистической революции. Здесь же Ленин огласил знаменитые Апрельские тезисы, где утверждалась необхо­димость перехода от первого этапа революции, давшего власть в ру­ки буржуазии из-за неорганизованности и недостаточной созна­тельности пролетариата, ко второму ее этапу, который должен дать власть пролетариату и беднейшему крестьянству. В.И. Ленин выдвинул лозунг «Вся власть Советам!», посколь­ку в это время в стране установилось двоевластие: наряду с Времен­ным правительством действовал и Петроградский совет рабочих де­путатов, возникший стихийно в ходе революции и созданный группой рабочих без руководства со стороны партии большевиков. В дальнейшем В.И. Ленин стал обосновывать необходимость захва­та власти вооруженным путем. Рано утром 25 октября 1917 г. боль­шевики заняли ключевые позиции в Петрограде, а члены Времен­ного правительства были арестованы или бежали.

Оценивая результаты Октябрьской революции, следует отме­тить, что, хотя она победила под лозунгом «Вся власть Советам!», победили не Советы, а В.И. Ленин и большевики, причем их авто­ритет воспринимался неразрывно, и это заложило основу едино­властия в партии.

Важным мероприятием новой власти стали подготовка и приня­тие Конституции РСФСР, которая не создавала новых форм правле­ния или устройства советского государства, а фиксировала сложив­шиеся в ходе революционной перестройки. Конституция РСФСР 1918 г. завершила оформление юридическим путем Советского го­сударства.

2. Создание Советского государства базировалось на марксистском представлении о пролетарском государстве. К. Маркс и Ф. Энгельс, как известно, неприязненно относились к институту государства вооб­ще, рассматривая его как орудие подавления и насилия, и предсказы­вали отмирание в будущем. В то же время марксистская теория признавала необходимость мощной государственной машины, чтобы прийти от победы революции к установлению диктатуры пролетариа­та. Накануне Октябрьской революции В.И. Ленин посвятил одну из своих работ, «Государство и революция», анализу марксистского уче­ния о государстве. Вслед за К. Марксом В.И. Ленин провозгласил двойственное отношение к государству: с одной стороны, враждебное к нему отношение, а с другой — рассматривал государство как временную необходимость, нужда в котором не исчезает, пока не уничтожены остатки буржуазной государственной машины, но пред­назначенную отмереть, когда будет достигнута конечная цель — ут­верждение коммунизма. Таким образом, наметилось противоречие между идеей государства, находящегося на пути к собственному отми­ранию, и идеей государства диктатуры пролетариата, достаточно сильного, чтобы сломить сопротивление буржуазии. Другое противоречие состояло в том, что государственная структура строилась вокруг Советов, которые приобрели опреде­ленную организованность и конституционное оформление, став ор­ганами государственной власти. Лозунг «Вся власть Советам!» пришел в противоречие с необходимостью централизации власти на общегосударственном уровне. Попытки Конституции РСФСР разграничить полномочия центральных и местных органов власти не были успешными, так как Всероссийский съезд Советов и В ЦИК могли принять к своему ведению все вопросы, которые они признают «подлежащими их разрешению».

В Советском государстве, придерживались понимания закона, которое господствовало в мар­ксистском учении. Если большинство конституций западных госу­дарств основывались на принципе ограничения власти государства посредством права с целью не допустить злоупотребления государ­ственной властью, то марксистская концепция исходила из того, что государство диктатуры пролетариата есть самодержавие наро­да. Следовательно, народ не надо защищать от своего же государ­ства. Марксизм отвергал предоставление гарантированности свобо­ды индивида невмешательством государства в частную жизнь. По мнению марксистов, свободу трудящихся надо защищать не от го­сударства, а с помощью государства. Советское государство характеризовалось четко выраженной классовой природой. Это нашло отражение в установлении консти­туционным путем неравного избирательного права для жителей го­родов и сельских местностей, в лишении избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, жи­вущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, монахов, служителей религиозных культов, преступников и др. Данное дискрими­национное право действовало до 1936 г., когда была принята новая Конституция СССР.

Вслед за К. Марксом В.И. Ле­нин рассматривал отделение исполнительной власти от законода­тельной как особенность парламентаризма, к которому марксизм относился отрицательно. Слияние же различных ветвей власти В.И. Ленин оценивал как достоинство советской системы власти. Что касается судебной ветви, то в Конституции РСФСР 1918 г. о ней даже не упоминалось, непосредственный контроль за судеб­ной практикой осуществлял Народный комиссариат юстиции. Выс­шие органы власти — Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Сов­нарком различались местом в иерархии, а не функциями.

Особенностью Советского государства было соединение пар­тийной и государственной властей. В литературе отмечается, что период от Октябрьской революции и до смерти В.И. Ленина знаме­новался следующими процессами в партии:

а) растущей властью в руках небольшого круга партийных деятелей;

б) превращением партии из революционной организации в ру­ководящее ядро правительственной и административной власти;

в) созданием монопольного положения для партии большеви­ков путем устранения других партий.

 

3. Советское государство в его развитом состоянии основывалось на следующих началах:

1) его экономической основой служила государственная собст­венность, которая занимала главенствующее, доминирующее поло­жение среди других форм собственности. Частная собственность как институт отрицалась, допускалась личная собственность, но лишь на предметы потребления, а не на средства производства. Государство строго регламентировало правовое положение форм собственности, устанавливая повышенную юридическую ответст­венность за посягательства на государственную собственность. До­пускалась также кооперативная собственность, производная от го­сударственной, поскольку главное средство производства — земля передавалась, например, колхозам лишь в вечное пользование, но они не могли ею распоряжаться, она была изъята из гражданского оборота;

2) отрицание принципа разделения властей. Провозглашалась неделимость государственной власти;

3) избрание формы республики Советов как наилучшей формы организации государства диктатуры пролетариата. Обоснование идеи полновластия и единовластия Советов снизу доверху;

4) максимальная централизация государственной власти, в ре­зультате чего утрачивалась инициатива мест и, напротив, усилива­лось стремление решать все вопросы жизни общества из центра, сверху, давать директивы местным органам, строго регламентиро­вать действия нижестоящих органов;

5) бесконтрольность органов власти, так как контрольные меха­низмы встроены в структуру этой власти, например органы народ­ного контроля, которые создавались самими Советами;

6) срастание государственного и партийного аппарата.

7) полновластие одного органа и господство однопартийной сис­темы неизбежно перерастает во всевластие одного человека, кото­рый становится не только лидером, но и диктатором, или возможна диктаторская власть небольшой группы людей, использующих власть в своих интересах.

Отказ от советской формы правления стал возможным в усло­виях проведения в нашей стране политической реформы, в ходе ко­торой было отменено исключительное положение КПСС, закреп­лен политический плюрализм, реорганизованы институты власти и управления на основе теории разделения властей, введен инсти­тут президентства, образованы органы конституционного контроля и конституционного правосудия, установлен плюрализм форм соб­ственности и т. д.

 

4. Российская государственность имеет свои особенности, свое своеобразие. Ее изучение составляет одну из центральных частей курса теории государства и права. А. Б. Венгеров отмечал: «Курс тео­рии государства и права был бы неполным, если бы в нем не рассмат­ривались некоторые наиболее важные теоретические вопросы россий­ской государственности». Это ключевое направление отечественной юридической науки, позволяющее проверить применимость основопо­лагающих теоретических конструкций, категорий к российскому об­ществу и государству, проследить изменение российской государст­венности под воздействием тех или иных условий и факторов.

а) Понятие государственности

Понятие «государственность» — сравнительно новая категория для отечественной юридической науки. Одну из первых попыток сформулировать понятие «государст­венность» применительно к России предпринял А.Б. Венгеров. Государственность трактовалась им не только как совокупность политических, экономических, социальных и культурологических процессов, присущих данному государству, но и как исторический процесс, охватывающий значительный промежуток времени, в те­чение которого осуществляется жизнедеятельность общества.

Совершенно очевидно, что понятие «государственность» шире и глубже, чем понятие «государство», но, безусловно, включает в качестве своего компонента государство, хотя и не сводится толь­ко к нему.

Государственность — сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью со­циально-экономических, политических, духовно-нравственных ус­ловий жизни конкретного народа или объединения народов на оп­ределенном этапе развития общества.

В состав понятия «государственность» включаются следующие элементы:

1) центральное звено — государство, которое определяет ха­рактер всех политических отношений в обществе;

2) экономический строй общества, где ведущее место принадле­жит отношениям собственности;

3) социальная организация общества, в том числе националь­ные, религиозные, иные межличностные отношения;

4) духовно-нравственная (культурная) организация общества;

5) правовая система;

6) информационная система, поскольку информация составля­ет основной производственный ресурс общества;

7) человек как субъект общественного развития, носитель важ­нейших видов общественных отношений и главная цель функцио­нирования государственности.

Названные компоненты составляют своего рода подсистемы, взаимодействующие друг с другом и дающие возможность обществу функционировать как единое целое.

б) Факторы воздействия на государственность

На развитие государственности влияют различные факторы. Существует много точек зрения по данному поводу. Так, А.Б. Венгеров к таким факторам относил так называемые вечные вопросы, которые неизменно возникали на протяжении многовековой исто­рии России. Это:

а) крестьянский вопрос, т.е. о том, как лучше соединить кре­стьянина с землей и закрепить наиболее выгодный для крестьянина и общества способ хозяйствования;

б) национальный вопрос, который всегда имел важное значение для развития российской государственности, поскольку население России было многонациональным;

в) геополитический вопрос, т.е. реализация территориальных интересов России и влияние географического положения страны на государственную организацию общества. Геополитическое положе­ние России влияет на этнокультурные слои населения, их быт, тра­диции, сознание и т. д. А это, в свою очередь, непосредственно воздействует на организацию государственной жизни страны.

г) модернизация, т.е. осовременивание жизни общества, изме­нение ее качества. По мнению А.Б. Венгерова, этот процесс шел уже со времен Петра I, пытавшегося устроить жизнь России по за­падному образцу. В настоящее время модернизация понимается как подтягивание российского общества в отдельных сферах до уровня мировых стандартов, в том числе и защита прав человека.

Ученые, исследующие проблемы российской государственно­сти, единодушно отмечают ее специфику по сравнению с западны­ми государствами, подчеркивают ее особый государственно-право­вой дух. Например, в философской и социологической литературе называют четыре главные особенности, присущие российской го­сударственности :

1) православие как форма коллективного сознания;

2) самодержавие, т.е. сильное государство и централизация го­сударственной власти;

3) общинность. В России дольше, чем в других странах, сохра­нялась община как удобная форма жизнедеятельности крестьян. И эта бытовая сторона жизни российского крестьянства, которое составляло основную массу населения страны, накладывала отпе­чаток на государственную организацию;

4) колонизация, т.е. перенос традиционных форм организации на новые территории.

Все ученые, подчеркивая российскую специфику, называют особый менталитет народов России, проявляемый в своеобразии экономического уклада, политико-правовой жизни, духовности и психологических особенностях восприятия мира.

в) Специфика современной российской государственности

Главный признак современной государственности России — ее переходный характер, переходный к новому общественному строю. Современное западное общество, по образцу которого предполагается преобразовать наше общество, принято называть постиндустриальным. Его отличительными осо­бенностями являются:

1) баланс интересов различных групп, слоев, отдельных инди­видов;

2) равновесие между частной инициативой и общими законо­мерностями рыночных отношений;

3) сочетание свободы и справедливости — извечных идеалов че­ловечества;

4) формирование правового государства.

Сочетание элементов нового и старого накладывает отпечаток на организацию государственной власти, на государственно-правовой режим, взаимоотношения центра и мест. Характеризуя форму правления в современной России, можно предположить, что на весь переходный период сохранится смешан­ная форма правления с сочетанием элементов президентской и пар­ламентарной республик, со значительным перевесом в сторону пре­зидентской. Переходное состояние всегда неустойчиво, поэтому возможны отклонения в сторону как одной, так и другой республи­ки. В России не в полной мере развиты навыки демократического управления, в том числе самоорганизации и самоуправления. Государственное устройство современной России также харак­теризуется переходным состоянием. Нынешнее конституционное закрепление федеративного устройства России представляет собой политический компромисс различных интересов и подходов к государственному устройству страны. Продолжением этого компро­мисса стал договорный процесс — заключение договоров между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами. Существует справедливое мнение, что заключение договоров девальвирует роль Конституции Российской Федерации в жизни общества, по­скольку происходит вытеснение конституционного регулирования федеративных отношений договорным, устанавливается неравенст­во правового статуса субъектов Федерации, что ведет к конфлик­там внутри нее. Состояние переходности и противоречивости присуще и госу­дарственно-правовому режиму, сложившемуся в нынешней Рос­сии. Наблюдается переплетение различных регуляторов обществен­ных отношений: от непререкаемых государственных предписаний до обращения к традициям, обычаям, деловым обыкновениям; от эле­ментов жесткого государственного контроля до установления гласно­сти, плюрализма мнений и убеждений, самоуправленческих начал, самоорганизации населения и др.

Для современной России такая идея является средством соедине­ния интересов государства с интересами различных слоев населе­ния и каждого человека. В последнее время большое внимание уделяется государствен­но-конфессиональным отношениям, поскольку через них раскры­вается состояние современной российской государственности. Важно отметить, что российское общество воспринимает религию, различ­ные конфессиональные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного возрожде­ния общества. И хотя в Конституции Российской Федерации закреп­лен режим светского государства, фактической изоляции государ­ства от конфессий не произошло, напротив, они сотрудничают во многих сферах жизни.

Переходное состояние российской государственности характери­зуется пересмотром ряда позиций во взаимоотношениях личности и государства. Происходит постепенный отказ от приоритета инте­ресов государства и внедряется принцип неотчуждаемости естествен­ных прав человека, их уважения, правовой защищенности личности от произвола государственных органов и должностных лиц. Однако можно наблюдать и другую крайность, когда провоз­глашается ничем не ограниченный приоритет интересов личности по сравнению с интересами общества. Это снижает значение обя­занностей отдельного человека перед другими людьми и обществом в целом. Поэтому существуют пределы реализации прав и свобод личности, они определяются общими ориентирами, конституцион­ным и иным законодательством, прямыми запретами конкретных действий и поступков, системой обязанностей, а также ценностями, принятыми в обществе.

Политика Российского государства в области прав человека должна опираться на четкие принципы и ориентиры, к числу кото­рых относятся:

а) свобода выбора образа жизни;

б) сочетание автономии личности и самоуправленческих кол­лективистских начал во взаимоотношениях с обществом и госу­дарством;

в) социальная справедливость;

г) социальная ответственность;

д) отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям;

е) отказ от насилия при урегулировании социальных кон­фликтов.

Итак, анализ современной российской государственности по­зволяет отметить, что ее развитие идет в общем русле закономерно­стей, присущих мировому сообществу и мировой цивилизации. Вместе с тем это развитие происходит по своим, присущим только России особенным законам. Это объясняется исторической, нацио­нальной, духовно-культурной самобытностью, а также геополити­ческим положением страны.