Лекция 31. Правосознание.

1. Понятие правосознания и его структура.

2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права.

 

1. Любое явление общественной жизни обязательно проходит че­рез сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы лю­дей или общества в целом, государственно-правовые явления получают положительную или отрицательную оценку. Характер оценок зависит от ориентированности правосознания отдельной личности, общностей людей, иных участников правового общения. В самом общем виде правосознание — это отношение к праву. В более развернутом определении правосознание характеризуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере. Как подчеркивается в литературе, правосознание — одна из форм общественного сознания. Помимо правосознания в общест­венное сознание входит политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное, эстетическое и иное сознание. Правосозна­ние подчиняется тем же закономерностям, что и общественное соз­нание в целом, и в то же время обладает своими особенностями, позволяющими отнести его к самостоятельным явлениям. Эти осо­бенности составляют:

1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые образуют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юриди­ческая практика в разнообразном ее проявлении и т. д.;

2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности — посредством юридических понятий, катего­рий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и тра­диций и т. д.;

3) способность к опережающему отражению правовой действи­тельности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

4) взаимодействие с другими формами общественного созна­ния, каждая из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как известно, нравственные ориентиры, в том числе о справедливо­сти, гуманизме, равенстве людей, составляют содержание право­вых взглядов и представлений;

5) способность воздействовать на социальные процессы, пре­образования, реформы. При этом правосознание может как уско­рить социальные процессы, так и затормозить их развитие. На­пример, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных по­требностей;

6) оценочный характер правосознания. Оно устанавливает, ка­кими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законода­тельство необходимым требованиям. Правосознание также выраба­тывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.

В юридической литературе принято выделять в структуре пра­восознания правовую психологию и правовую идеологию.

Правовая психология представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств. Например, чувство страха перед уголовным наказанием, чувство протеста против беззакония. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений. В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обыч­но относятся знания права (даже на обыденном уровне), соблюде­ние обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, само­оценка личности, т.е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву. Наиболее подвижную (неустойчивую) часть правовой психоло­гии составляют настроения. Несмотря на то что настроения форми­руются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части на­селения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.

Правовая идеология представляет собой систему идей, право­вых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отноше­ние к правовой действительности и оценку ее. По сравнению с правовой психологией правовая идеология яв­ляется более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окра­шенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, за­кономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эф­фективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взгля­дов, принципов, требований общества, различных групп и слоев на­селения (проф. Н.Л. Гранат). Проф. В.М. Сырых полагает, что правовую идеологию разра­батывают прежде всего политические партии на основе учета интересов отдельных классов и слоев населения, которые представляет соответствующая партия. Эта позиция не поддерживается боль­шинством ученых-правоведов, поскольку юридическая наука также разрабатывает определенную идеологию, основывается на ней. Бо­лее того, «чистой» науки вне какой-либо идеологии не существует. Следовательно, вряд ли правильно считать, что идеология разраба­тывается исключительно партийными объединениями. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодей­ствуют и не могут существовать друг без друга. Правовую психо­логию нельзя рассматривать как нечто второстепенное, малозна­чительное по сравнению с правовой идеологией. Те или иные правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп, общества в целом. От характера и уровня идеологической подготовленности личности зависит, в ка­кой мере она способна и стремится контролировать свои эмоции, настроения. В то же время правовая психология лица во многом предопределяет разделяемые им идеи.

 

2. В юридической науке принято выделять три главные функции правосознания — познавательную, оценочную и регулятивную.

Познавательная, или информационная, функция направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе инфор­мации о действующем законодательстве, практике его реализации. Без такой информации, осмысления ее невозможно выработать конкретное отношение к праву.

Оценочная функция состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставле­ния их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей об этих ценностях. Выделяют три вида оценочных отношений: к праву, его нор­мам, принципам, институтам; к поведению — собственному и окру­жающих; к деятельности правоохранительных органов — суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции и др. Практиче­ская реализация оценочной функции позволяет выработать право­вую установку личности, т.е. предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации. Правовая уста­новка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию лично­сти, которая представляет собой своеобразную внутреннюю программу действий в юридически значимой ситуации. Таким образом, в выборе варианта поведения важную роль играют правовая ориен­тация личности, ее ценностное отношение к праву.

Регулятивная функция основывается на первых двух функци­ях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения или действий. Этот механизм действует с учетом право­вой установки и правовой ориентации. Он придает устойчивый, це­ленаправленный характер поведению или деятельности личности, группы людей, закрепляя определенный стереотип действий в кон­кретной правовой ситуации. Таким образом, результатом проявле­ния регулятивной функции служит поведенческая реакция (пози­ция) в виде правомерного или противоправного поведения. Следует отметить, что одного формального момента — наличия юридических знаний — недостаточно для обеспечения законопос­лушного поведения, необходимо еще уметь действовать в соответст­вии с этими знаниями, правильно оценивать значимость правовых предписаний и быть готовым действовать на их основе.

Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носите­лям и уровню правосознания. По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида: индивидуальное, коллективное (групповое) и общественное.

Индивидуальное правосознание складывается у отдельного че­ловека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также его психофизиологических особен­ностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого человека.

Групповое правосознание отражает специфику той или иной со­циальной группы. Общность интересов членов группы определяет­ся сходством восприятия ими государственно-правовой действи­тельности, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право. В этом плане можно говорить о право­сознании молодежи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т. д.

Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и группо­вым правосознанием, но не сводится к ним. Вместе с тем общест­венное правосознание непосредственно воздействует на правосозна­ние индивидуальное и групповое. Таким образом, они соотносятся как единичное, особенное и общее.

В зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения правовой действительности, различают обыденное (эмпирическое) и теоретическое (научное) правосознание.

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом лица, в частности его информацией о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, образцами поведения, которыми руководствуется ли­цо в правовой ситуации. Обыденное правосознание складывается стихийно, при этом эмоциональное восприятие превалирует над ра­циональным, а правовая психология занимает доминирующее поло­жение. Обыденное правосознание, поскольку оно возникает и фор­мируется под воздействием повседневного опыта человека, устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, оно не способно проникнуть в сущность права, в его глубинные пласты. Но обыденное правосознание определяет поведение множе­ства людей, т.е. всех тех, кто не имеет специальной юридической подготовки, следовательно, оно имеет важное социальное значение.

Научное (теоретическое) правосознание формируется на осно­ве юридической науки и выступает в виде различных теорий, уче­ний, концепций и отражает уровень государственно-правовой дей­ствительности.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по носителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы-адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др., имеющие специальную юридическую подго­товку, обладающие обширными знаниями в области права и прак­тики его применения, умением использовать предоставленные зако­нодательством права, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе. Правосознание юристов должно отличать­ся высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям. Иначе говоря, профессиональному правосознанию присущ высокий уровень развития, что предполага­ет максимально полную правовую информированность, установку на активное, творческое правомерное поведение. Но профессиональному правосознанию свойственны и дефор­мации, порождаемые прежде всего юридической практикой, в том числе обвинительный уклон, известный формализм, стремление действовать в соответствии с «буквой», а не «духом» закона и др. Рассматривая вопрос о связи права и правосознания, следует отметить, что она носит сложный характер, обусловленный встреч­ной зависимостью одного от другого. Так, правовые нормы и прак­тика их реализации влияют на формирование позитивного или негативного отношения к праву, в свою очередь, уровень правосоз­нания предопределяет характер правотворческой и правопримени­тельной деятельности государства.

Важно подчеркнуть, что правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды, представления, служит непосредственным источником пра­ва. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности ве­лика. Законодатель, выявляя потребности в правовом урегулирова­нии определенных общественных отношений, опирается прежде всего на сложившиеся в обществе правовые идеи и представления. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в кон­кретный период или тех групп, которым предполагается адресовать данные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый нор­мативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нор­мативный правовой акт не будет воспринят обществом или большими его группами и окажется неисполненным.

В последние годы возросла роль юридической науки в процессе правообразования и, в частности, правотворчества. Ученые-юристы участвуют в подготовке новых законов, в юридической экспертизе законопроектов, в работе комиссий, рабочих групп, депутатских комитетов, привнося в эту работу передовые идеи, демократические и общегуманистические принципы, основываясь на изучении обще­ственного мнения и выявлении ожиданий общества.

Правосознание влияет и на правореализацию. Здесь доминирую­щее значение имеет профессиональное правосознание субъектов пра­воприменения. Законодательство нередко обращается к правосозна­нию судей, прокуроров, следователей при оценке доказательств по делу, использовании института аналогии закона и права и др. Правосознание определяет поведение субъектов, поскольку они в своих действиях руководствуются правовой ориентацией. В целом от уровня и направленности правосознания общества, социальных групп и слоев, каждого человека зависит эффектив­ность правового регулирования, механизма действия права.