Реферат Курсовая Конспект
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ - раздел Политика, Мчс России Санкт–Петербургский Университет Государственной ...
|
МЧС РОССИИ
САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Серия: «Учебники для вузов, специальная литература»
ФИЛОСОФИЯ
ЧАСТЬ 1. ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ ИСТОРИЯ
Учебник
(Издание 3-е, дополненное)
Рекомендован научно-методическим советом по философии учебно-методического объединения при Министерстве образования и науки Российской Федерации
специальности:
280104.65 - «Пожарная безопасность»
030501.65 – «Юриспруденция»
030301.65 – «Психология»
080109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Санкт – Петербург – 2008
Рецензенты:
В. В. Балахонский
доктор философских наук, профессор,
действительный член Академии геополитических проблем России
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
И. Ф. Кефели
доктор философских наук, профессор,
вице-президент Академии геополитических проблем России
(Балтийский государственный технический университет)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………… | |
Глава 1. Философия, ее предмет и роль в системе социо-гуманитарного знания……………………………………. | |
Глава 2. Философия Древнего Востока…………………………… | |
Глава 3. Космоцентризм. Античная философия………………….. | |
Глава 4. Теоцентризм. Средневековая философия……………….. | |
Глава 5. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения……… | |
Глава 6. Рационализм. Философия Нового времени……………... | |
Глава 7. Немецкая классическая философия……………………... | |
Глава 8. Европейская философия ХIХ века………………………. | |
Глава 9. Европейская философия ХХ века………………………. | |
Глава 10. Русская философия………………………………………. | |
Литература…………………………………………………………... | |
Информационная справка………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность специалиста МЧС – это деятельность в условиях постоянного риска и постоянного выбора, часто между собственной жизнью и жизнью других. Этот выбор основан на определенной нравственной позиции, являющейся результатом целостного гуманистического мировоззрения, формирование которого является важнейшей задачей философии.
Философия является фундаментом культуры, пронизывая и синтезируя одновременно разнообразные отрасли познания и практики человеческой деятельности. С этой точки зрения роль философии трудно переоценить, поскольку все проблемы она черпает из самой жизни, являющейся отражением общественного бытия. Решение этих проблем помогает человеку и обществу в целом осмыслить окружающий мир, осознать собственное Я, понять свое предназначение в жизни и осуществить самореализацию на всех этапах жизненного пути.
Философия – это жизнь в строгом и точном смысле слова, жизнь, в которой нет готовых образов, стереотипов, нет шаблонов, на которые можно ориентироваться и которым можно следовать. Философию нельзя выучить на манер точных наук – математики, физики и др., а возможно почувствовать и «выстрадать», а это означает, что философия вознаграждает своей мудростью лишь тех, кто усердно ищет и кропотливо творчески работает.
Область интересов философии не меняется со временем, логико-понятийный аппарат, законы, методы и методология формировались тысячелетиями, и уйти от них, отбросить их, значит – позволить еще раз уподобиться тем, кто разрушил мир «до основания».
Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек». Философия выступает в двух ипостасях: во-первых, как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; во-вторых, как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
Все это свидетельство того, что философия как наука, как форма общественного сознания, как методология научного постижения окружающего мира воздействует не только на интеллект будущих специалистов пожарно-спасательной службы, но и на их эмоции, на весь спектр их духовных способностей. Следовательно, чтобы в совершенстве овладеть философией как сокровищницей мудрости, которую накапливало человечество на протяжении тысячелетий, чтобы ближе соприкоснуться с ней, авторский коллектив данного учебника рекомендует настоятельно читать и размышлять над первоисточниками, предлагая в каждой главе подобранный справочный аппарат и основные ключевые понятия.
Изучение философии призвано содействовать развитию у курсантов умения аналитически воспринимать факты и события текущей жизни, синтезировать их в аспекте целостного взгляда на мир, что должно стать важнейшим итогом обучения в высшем учебном заведении. Будущие специалисты должны быть готовы использовать полученные знания в предстоящей профессиональной и общественно-политической деятельности, адекватно оценивать происходящие в обществе события и в соответствии с этим делать свой политический и гражданский выбор.
Авторы учебника поставили перед собой задачу представить философию как целостную систему знаний, обращая внимание читателя на мировоззренческую ориентированность и методологическую направленность отношения человека к миру, которые не менее важны для обеспечения полноценности человеческой жизни, чем ориентированность в пространственно-временных координатах реального мира.
При подготовке к изданию учебника авторы стремились предельно кратко изложить проблемы философии и способы их решения, которые наиболее актуальны в настоящее время и которые тесно связаны с деятельностью сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС России.
В учебнике имеются структурно-логические схемы, способствующие пониманию и глубокому усвоению изучаемого материала. В конце каждой темы – контрольные задания для самопроверки или итогового контроля усвоения курса.
Основные цели учебника:
1. Дать краткое, но цельное представление курсантам, студентам и слушателям об основных проблемах философии и способах формирования гуманистического мировоззрения.
2. Развить способность к теоретическому мышлению, которое позволило бы им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их деятельности.
3. Показать неразрывную связь философии с одной из самых гуманных профессий - спасатель.
4. Раскрыть мировоззренческое и методологическое значение философии для деятельности специалиста в области противопожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Данный учебник предназначен для курсантов, студентов и слушателей очного и заочного обучения Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России, а также самостоятельного изучающих курс философии.
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ ИСТОРИЯ
ГЛАВА 1. Философия, её предмет и роль в системе социогуманитарного знания
1. Предмет, объект и субъект философского познания
2. Философия как особая форма общественного сознания
3. Основной вопрос философии
4. Философия и пожарно-спасательная деятельность
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основной, или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений сознания и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотношений сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта. Первый аспект раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего – материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических).
Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом – существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.
Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д. Юм), либо в силу объективной непознаваемости вещей как таковых (например, И. Кант).
С решением коренной проблемы философии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике, антропологии, социальной философии и т. д. Важнейшими вопросами для социальной философии, например, являются вопросы развития социума как одной из подсистем мира; для этики – вопросы о природе и происхождении морали, о том, что такое добро и зло и т. п.; для антропологии – о том, что есть ЧЕЛОВЕК и каково его место в окружающем его мире.
Другими словами, в каждом разделе философии есть свой центральный вопрос, своя ведущая проблема.
Выявить специфику философского знания можно путем сравнения философии с другими формами общественного сознания, прежде всего с такими, как религия и наука.
Философия и религия
Общим у философии и религии является то, что они стремятся дать человеку (социальной группе) единый, целостный взгляд на мир, т.е. они представляют собой различные типы мировоззрения и выполняют в обществе одну и ту же мировоззренческую функцию.
Основное различие философии и религии состоит в том, что философия опирается на разум, на рациональное обоснование и доказательство своих положений, в то время как религия опирается на веру, на божественное откровение. Философия ищет истину с помощью разума, религия ее уже имеет, получая ее непосредственно от Бога путем откровения.
Основной вопрос философии
Философская проблематика чрезвычайно многообразна. Возникает вопрос: можно ли в этом многообразии выделить некую главную, узловую проблему, проблему, решение которой определяет как содержание и направленность самой философии, так и способы решения ею основных философских проблем? Говоря иначе, можно ли выделить и сформулировать основной вопрос философии?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Поэтому мы излагаем один из вариантов его решения.
Основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, материи к сознанию.
Почему этот вопрос основной?
1. От его решения зависит мировоззрение человека, а следовательно, и его практическая жизнедеятельность в условиях свободного выбора.
2. От его решения зависит решение всех остальных философских проблем.
3. В зависимости от его решения философия делится на два основных направления – материализм и идеализм.
Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона: что первично – бытие (материя) или мышление (сознание)?
В зависимости от ответа на этот вопрос философия делится на два основных направления – материализм и идеализм.
Материализм исходит из первичности материи (бытия) и вторичности сознания (мышления).
Выделяют три основные исторические формы материализма:
1. Наивный или стихийный материализм древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур);
2. Метафизический материализм 16-18 веков (Ф. Бэкон, Спиноза, французские материалисты Дидро, Гельвеций, Гольбах);
3. Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов В. И. Ленин).
Идеализм, напротив, исходит из первичности мышления (сознания) и вторичности бытия (материи).
Существуют две формы идеализма – субъективный и объективный.
Субъективный идеализм исходит из первичности сознания субъекта. В силу этого единственная реальность, с которой имеет дело человек – это совокупность его ощущений и представлений. Таким образом, мир – это не что иное, как комплекс наших ощущений и представлений.
Объективный идеализм исходит из первичности объективно существующего сознания (мир идей Платона, Мировой дух или абсолютная идея Гегеля и т. д.). При таком подходе окружающий нас мир рассматривается как продукт, как результат деятельности этого объективно существующего сознания.
Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир?
Большинство философов, все материалисты и часть идеалистов, исходит из того, что мир познаваем.
Однако есть философы, которые утверждают, что мир непознаваем. Их называют агностиками, а их концепцию – агностицизмом. (Агностицизм: а не, гносис – знание, незнание).
Самое решительное опровержение агностицизма состоит в практике. На практике человек убеждается, соответствуют его представления действительности или нет, (проверка пудинга состоит в том, что его съедают).
Теоретическая подготовка
Сформировать у обучаемых единое, целостное гуманистическое философское мировоззрение. Показать неразрывную связь философии и своей сферы деятельности и на этой основе раскрыть мировоззренческое и методологическое значение философии.
Развить у обучаемых способность к теоретическому мышлению, позволяющую им самостоятельно решать теоретические и практические задачи, показать всю бесперспективность установок на возможность получения какого-либо «абсолютного», «завершенного» знания.
Профессиональная подготовка
С помощью философского знания раскрыть и объяснить социальную обусловленность и гуманистическую сущность, правовую определенность данной деятельности как выражение ее социальности в специфической форме.
При этом, свобода, бытийная самоценность в жизни человека в условиях потенциального риска, опасности, в трудно предсказуемых ситуациях есть показатель интеллектуально развитой личности сотрудника МЧС, так как без свободы нет человека как человека. Без свободы человек становится вещью среди других вещей.
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Учение джайнизма и буддизма
2. Философские школы индуизма
3. Философия Древнего Китая
4. Конфуцианство
Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных памятников, обнаруженных на территории Древней Индии, то тексты индусской (хараппской) культуры (ок. 2500-1700 лет до н. э.), которые до сих пор еще полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндийского общества – так называемая ведическая литература. Речь идет об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н. э.). Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся к этой литературе. Ведические тексты – это литература преимущественно религиозного содержания, хотя ведические памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни своего времени, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом.
Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны (сначала северных и средних областей) и завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих обширные территории.В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны (сословия). Помимо 1). брахманов (священнослужителей и монахов) здесь были 2). кшатрии (войны и представители прежней племенной власти) 3). вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и 4). шудры (масса непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения).
При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе генезиса древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этнические группы жителей тогдашней Индии.
ГЛАВА 3. КОСМОЦЕНТРИЗМ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Становление древнегреческой философии. Космологический период
2. Пифагорейская школа
3. Древнегреческие атомисты
4. Философия Платона
5. Философия Аристотеля
Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, античную философию можно рассматривать как единое и своеобразное целое, в рамках которого были заложены основы европейской рациональной философии. Анализ античной философии позволяет выделить три основных периода ее развития: период становления (VII–V вв. до н. э.), в течение которого вырабатываются первые космологические модели космоса, период классической греческой философии (V–IV вв. до н.э.), когда происходит оформление системы философских знаний прежде всего в творчестве Платона и Аристотеля, и период развития эллинистически-римской философии (IV в. до и. э. – VI в. и. э.), где в полной мере раскрывается богатство и разнообразие возможностей античной философии.
Становление древнегреческой философии.
ГЛАВА 4. Теоцентризм. ТЕОЦЕНТРИЗМ. Средневековая философия
1. Исторические условия формирования средневековой философии и ее основные характеристики
2. Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
3. Философия Фомы Аквинского
Глава 5. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Сущность философии Возрождения
2. Натурфилософия и гуманизм философии Возрождения
ГЛАВА 6. РАЦИОНАЛИЗМ.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Исторические условия формирования философии Нового времени и ее общая характеристика
2. Английский материализм XVII века. Ф. Бекон, Т. Гоббс
3. Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
4. Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
5. Французский материализм XVIII века
Исторические условия формирования философии Нового
Английский материализм XVII в. Философия Ф. Бекона и
ГЛАВА 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Исторические условия формирования немецкой классической философии
2. И. Кант – основатель немецкой классической философии
3. Философия Фихте и Гегеля
4. Антропологический материализм Фейербаха
Исторические условия формирования немецкой
Классической философии
Триисторических события оказали влияние на формирование и развитие немецкой классической философии: французская буржуазная революция 1789-1794 годов, промышленная революция в Англии и обстановка в самой Германии. Однако решающее значение имела французская революция.
Немецкие философы приветствовали французскую революцию. В самой революции они скоро разочаровались, но они остались верны ее идеалам. Отсюда возникает задача теоретическим путем найти гуманные способы построения общества, основанного на принципах свободы, равенства и братства.
Построить такое общество может только свободный человек. Отсюда вт0-рая теоретическая задача немецкой философии – доказать, что человек - существо свободное и активное. Говоря словами Канта, «спасти свободу» Человека.
Суть этой проблемы состоит в том, что только свободный человек может создать новое общество и новую жизнь. Человек, который сам себе цель, сам выбирает способы и средства ее достижения, сам отвечает свои действия. Человек не свободный сам ничего сделать не может. Он средство, орудие в руках внешних сил (Бог, природа, общество).
Надо было доказать, что человек не просто «часть природы», не просто «продукт среды и воспитания», человек – свободный и активный субъект исторического процесса. Он сам творит себя, свою жизнь и свою историю.
Проблему свободы и активности человека немецкая классическая философия решает с идеалистических позиций. Для неё человек – прежде всего существо разумное и мыслящее. Разумность – это сущностная Характеристика человека. При таком понимании сущности человека его свобода и активность также понимаются как качества разумного, мыслящего субъекта. Свобода понимается как свобода мышления и свобода выбор, активность – как активное участие человека в процессе познания себя мира.
Немецкая философия поставила проблему человека и его свободы как важнейшую теоретическую и практическую проблему. Эта проблема стала центральной проблемой философии 20 века.
И. Кант – основатель немецкой классической философии
Творчество И. Канта (1724-1804) делится на два периода: докритический и критический.
Докритический период (примерно до начала 70-х годов). В этот период Кант занимается проблемами естествознания и выдвигает две естественнонаучные гипотезы. Первая – о естественном возникновении солнечной системы и вторая – о замедлении вращения Земли благодаря приливам.Эти две гипотезы внесли принцип историзма в теоретическое естествознание и пробили брешь в метафизическом способе мышления. Кант показал, что Вселенная и Земля не остаются вечными и неизменными. Они имеют свою историю. Они возникают и развиваются по естественным законам.
Критический период. Основная цель этого периода – критически исследовать познавательные способности и возможности человека. Выяснить, как и что может познать человек, а что он не может познать в принципе.
Возникает вопрос: «правильно ли сформулирована сама задача и можно ли ее успешно решить?». Кант считал, что да, Гегель считал, что нет.
По Канту, наши способности познавать – это постоянные, неизменные, врожденные способности человека. Гегель считает, что познавательные способности человека возникают и развиваются в процессе самого познания. В чем суть спора? Обратимся к гегелевскому примеру о схоласте, который хотел «научиться плавать, прежде чем броситься в воду». Спор идет о том, как появляется и развивается способность познавать (плавать).
Кант считает, что способность познавать (плавать) есть врожденная способность человека, независимо от того, учился он плавать или нет. Гегель же утверждает, что способность познавать (плавать) возникает и развивается в процессе самого познания (плавания). Чтобы научиться плавать - надо залезть в воду, чтобы научиться познавать и мыслить – надо познавать и мыслить.
Различное понимание природы познавательных способностей человека определяет различное отношение к задаче, поставленной Кантом. Кант полагает, что наши познавательные способности постоянны и неизменны. Изучив их, мы раз и навсегда выясним, что человек может познать, а что нет. На этой основе затем и будет построена истинная философия. Гегель считает, что наши познавательные способности развиваются вместе с развитием самого познания. Следовательно, выяснить какие-то постоянные и неизменные познавательные способности человека в принципе невозможно.
Иными словами, Кант абсолютизирует познавательные способности человека 18 века и объявляет их способностями человека вообще. Гегель утверждает, что познавательные способности человека развиваются вместе с развитием процесса познания.
Поставив задачу, Кант приступает к ее решению.
Первичной способностью нашего познания, по Канту, является способность ощущать. Ощущения дают нам «чувственный опыт» и являются источником наших знаний. Вызываются ощущения «предметами, которые действуют на паши чувства» и которые существуют вне нас («вещь в себе»).
Такое объяснение порождало ряд вопросов.
1. Наши знания (идеи) о человеке, мире и Боге зависят не от них самих (о них мы ничего не знаем), а от выбранной нами системы понятий, с помощью которых мы их описываем. Выбрав одну систему категорий, мы докажем, что мир сотворен или что он конечен. Выбрав другую, мы обоснуем, что он не сотворен и бесконечен и т. д. Но в таком случае как можно получить всеобщие и необходимые знания?
2. Если все теории равноценны, то какой теорией руководствоваться человеку в практической жизни? Кант полагал, что это не теоретический, а практический вопрос.
Итак, процесс познания, по Канту, это сложный, всеобщий и необходимый процесс. Он включаете себя чувства (созерцание), рассудок (суждения) и разум (умозаключения). Без любого из этих элементов теоретическое познание невозможно.
Отсюда главный вывод философии Канта: объект, который не дан нам в чувствах, не может быть объектом теоретического мышления, теоретического знания. Поэтому такие «вещи», как Бог, душа, материя, которые не даны нам в чувствах, не могут быть доказаны теоретически (с помощью чистого разума).
Доказать теоретически существование Бога, души, свободы и бессмертия невозможно. Но мы можем в них верить на уровне практического разума.
«Практическое есть все то, что возможно благодаря свободе». Это значит, что если в области чистого разума господствует необходимость, то в области практического разума господствует свобода. Доказать существование свободы теоретически невозможно, но существование «практической свободы» доказывается опытом.
Объективные законы свободы дает разум. Законы свободы являются практическими законами. Они указывают, что «должно происходить, хотя, быть может, никогда и не происходит». Этим они отличаются от законов природы, которые показывают то, что происходит. Следовательно, «чистые практические законы» – это «моральные законы». Практический разум – это прежде всего разум моральный, разум нравственный. Именно исходя из необходимости нравственности Кант доказывает необходимость Бога, души, бессмертия и свободы. Только при их признании возможна нравственность и нравственные принципы.
Практически решает человек и вопрос о выборе той или иной теории. По Канту, он должен, пользуясь своей свободой, опираясь на заповеди Божий, выбирать те теории и идеи, которые ведут к благу человечества.
Таким образом, Иммануил Кант разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». С точки зрения И. Канта, всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Некоторые знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными, априорными. Опытное знание единично, случайно, априорное – всеобще и необходимо. Создание новой философии И. Кант связывал с преодолением ряда трудностей, обусловленных ограниченностью и антиномичностью теоретического познания. Ограниченность теоретического познания есть следствие того, что мир разделен на доступные знанию «явления» (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены).
Антиномичность, противоречивость познания коренится в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом без опоры на чувственное созерцание.
Наличие этих трудностей не говорит о невозможности философии вообще – она возможна, с точки зрения Канта, как критика достоверности познания, установления его границ. При этом новая философия не должна останавливаться на критике теоретического («чистого») разума, не менее важной задачей для нее должна стать критика практического разума (морали, нравственности, поведения).
Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимах:
1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;
2. В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью; его нельзя использовать только как средство;
3. Все поступки должны быть ориентированы на общее благо.
ГЛАВА 8. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА
1. Основные принципы классической и неклассической философии
2. Философия позитивизма и его эволюция
3. Основные идеи философии марксизма
Как уже отмечалось в предшествующих темах, предметом философии являются не отдельные стороны человеческой деятельности и их отражение духовной культуре, а человеческое существование в целом, во всем многообразии ее проявлений. Философия при этом, выступая как теория, мировоззрения при осмыслении различных типов жизнедеятельности человека и отражающих их духовных образований, исходит не только из науки, а является обобщенным теоретическим выражением и иных форм духовной культуры – морального, эстетического, жизненно-практического (обыденного) сознания.
Именно эти две проблемы, с одной стороны, проблема взаимоотношения философии и науки, с другой, философии и различных способов практически-духовного(или, как говорят философы, ценностного) сознания лежат в основе поляризации взглядов на природу философии как в классический, так и в неклассический периоды ее развития.
Основные принципы классической и неклассической философии
Под классической философией обычно понимают общую ориентацию и стилистику мышления (до Гегеля, Фейербаха и Конта включительно), характерную для XVII–XIXстолетий.
Основное представление классики – это идея внеличного естественного порядка. Это образ мира «как есть». При этом познание мира как он существует сам по себе относится ко всем трем составным частям бытия мира – природе, обществу и человеку. Это объективное, естественнопричинное объяснение мира, являющееся первым основным принципом классического философствования и условием постижения истины. Основной задачей философии поэтому, несмотря на различие ее вариантов, материалистического или идеалистического, считалось освобождение познания от возможных ошибок на пути движения к истине – отвлечение от всякого рода субъективных интересов и склонностей, могущих затемнить действительное положение вещей.
В результате, как считалось, и открывается человеку чистая истина, независимая от различных конъюнктурных соображений и субъективных склонностей; истина, дающая нам представление о мире «как он есть».
Данная посылка, претендующая на познание мира и его составных частей – природы, общества и человека «как он есть» – лежит в основе не только классического, но и современного периода развития философии. Расхождения между ними начинаются тогда, когда они приступают к обсуждению средств постижения истин мира.
Для классики, и это ее второй основной принцип, было характерным постулировать культ разума, который резюмируется в принципе тождества бытия и мышления. Суть данного принципа, несмотря на все его различные толкования, начиная уже с античности сводилась в конечном итоге к утверждению, что человеческое мышление и окружающий мир обладают в сущности одинаковой природой, благодаря чему и возможно не только познание мира, но и принципиальное подобие, тождество познаваемого и познающего.
Именно в силу того, что знание в классике провозглашалось главной, решающей силой, позволяющей со временем надеяться на разрешение всех проблем, которые встают перед человеком и человечеством, классическую философию называют еще рационалистической.
40-50-е годы XIX века стали переломными в том смысле, что все определеннее сказывалась потребность в новых, неклассических типах философствования. Одной из первых и наиболее развитых форм новаторской философии, критически переосмыслившей классику, была философия марксизма, характеристика которой будет дана в ходе дальнейшего изложения.
В данном случае важно отметить наиболее развитые философские концепции XX века, которые были задуманы как неклассические, претендующие на определение мыслительной культуры, сложившейся в Европе в течение трех последних столетий, в попытке создания «Новой философии», сохраняли связь с классической мыслью.
И тем не менее, конец XIX – начало XX века – это время широкого распространения различных течений в философии, заявивших о себе как об антиподах науки, рационалистической философии и научного мышления вообще.
Критика рационалистической философии и науки коснулась прежде всего понимания природы человека, была направлена против просветительской идеи о том, что человек в реальной жизни может действовать разумно, согласно скрывшейся ему истине классической философии и науки. В противовес этому утверждалось, что разум не является ни определяющей, ни высшей способностью человека, поскольку повседневный опыт подтверждает истинность житейских представлений, их действенность вопреки логике разума. Иными словами, человеческое сознание, или человеческий дух вообще, не равны разуму и не равны познанию.
В этом плане крупнейшие философы XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, Э. Гуссерль, 3. Фрейд, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Д. Дьюи, К. Яснерс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Г. Гадамер и др.), хотя и представляют различные философские течения, тем не менее едины в одном: что классическая, рационалистическая философия, представляющая, описывающая человека в теоретически сконструированном, по меркам научного знания, мире, далека от жизни и не схватывает человека в его живой конкретности, реально действующего в житейской ситуации.
Представители неоклассической философии также исповедуют принцип классического философствования – познать мир, природу, общество и человека «как он есть». Вместе с тем средством достижения подлинной жизни человека, его существования уже оказываются не разум, не его рефлексивная способность, а обыденное сознание, жизнепроживание нерефлектирующего сознания, включенного в мирскую ситуацию.
В отличие от классики, ориентирующейся на «объективность», современная, неклассическая философия предлагает «субъективность», которая и выступает здесь ее основным и исходным принципом.
«Субъективность» как полномочный представитель «обыденного сознания» в различных современных философских концепциях раскрывается через такие понятия, как непосредственная данность, переживания, интуиция, вера, воля, бессознательность, смысл, символ, страх, тревога, миф и т. д.
Все эти феномены человеческого сознания описываются как характеристики подлинно человеческого духа в отличие от мертвых схем и формальных моделей строгой науки.
Именно в этом первом, донаучном и дорефлексивном слое человеческого опыта ищется истинное основание философского размышления вообще и собственно философского учения о человеке и мире в особенности.
Таким образом, в европейской философии XIX века в познании мира «как он есть» обнаруживаются две фундаментальные парадигмы мировоззрения.
Одна основана на рационализме, на доверии к информации,обеспечиваемой экспериментальной логикой, на монистическом представлении о мире.
Другая основана на ощущениях, на признании значимости тех явлений и процессов, которые не поддаются рациональному упорядочению.
Во-вторых, в реальности оба типа мировоззрения постоянно сосуществуют, с той только разницей, что для первого действительным считается мир устойчивых структур и процессов. Для второго – мир наблюдаемого, такой, каким он воспринимается.
В-третьих, проблема человека не частная, а центральная не только для философии, но и для всего современного научного знания.
ГЛАВА 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
1. Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
2. Экзистенциализм
3. Психоанализ и неофрейдизм
4. Философская антропология
В ходе происшедшего в первой половине XX века поворота европейской философии к проблеме человека сложилось убеждение, согласно которому философия нашего времени, если она желает быть действенным средством для решения сложных и трудных задач современной жизни, должна быть «философией человека» или «философской антропологией», т. е. ориентированной на человека философией.
Экзистенциализм
Экзистенциализм как одно из основных направлений современной философии возник в Германии вскоре после первой мировой войны в условиях, когда под влиянием существенных социальных перемен, связанных со вступлением капиталистического общества в эпоху империализма и в особенности с «мировой катастрофой»,происходят резкие перемены в общественном сознании буржуазии. В настоящее время экзистенциализм пользуется значительным влиянием также во Франции, в Италии, Испании, Скандинавских странах и Японии. В послевоенные годы экзистенциализм становится философской модой в США, Латинской Америке, Индии.
Второй ступенью, следующей за чувственным порывом в объективном порядке ступеней жизни, следует назвать инстинкт, третьей психической формой – память, четвертой – интеллект.
Используя данные как естественных, так и социальных наук, при рассмотрении этих четырех ступеней психической жизни живых существ, Шелер ставит вопрос, имеющий, по его мнению, решающее значение для всей поставленной им проблемы: если живет тот, кому присущ интеллект и выбор, то отличается ли вообще человек от животного более, чем только по степени?
При ответе на этот вопрос он хочет оставить интеллект и выбор за человеком и отказать в них животному. Другие, в особенности все эволюционисты дарвиновской ламарковской школ, отвергают существование какого-либо окончательного различия между человеком и животными именно потому, что уже животное обладает интеллектом. Шелер, отвергая оба подхода, утверждает, что то, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще, он как таковой вообще несводим к естественной эволюции жизни, и если его к чему-то и можно возвести, то только к высшей основе самих вещей – т. е. к духу.
Глава 10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
2. Западники и славянофилы
3. Материалистическое направление в русской философии
4. Русская религиозная философия
5. Философия русского космизма
Л. Н. Толстой считает, что совершенствование общества и общественной жизни возможно только путем нравственного совершенствования человека и личности. Без изменения самого человека все внешние общественные изменения – бесполезны и неэффективны.
С позиций евангельских заповедей Л. Н. Толстой беспощадно критикует существующую цивилизацию, культуру, государство, право и закон. Из этой критики некоторые делают вывод, что Толстой в принципе отрицает цивилизацию, культуру, государство и право. Это не так. Л. Н. Толстой отрицает не цивилизацию, а «лжецивилизацию», не культуру, а лжекультуру, не государство, а лжегосударство, не право, а лжеправо, не закон, а лжезакон. Он против того, что выдает себя за цивилизацию, государство, право и закон, но таковыми по существу не являются. Нетрудно понять, что не принимать и критиковать существующую цивилизацию, культуру, государство, право и закон – это нечто иное, чем отрицать в принципе необходимость цивилизации, культуры, государства, права и закона.
Л. Н. Толстой не выступает против государства, права и закона как таковых. Он не призывает людей вернуться в первобытное состояние. Напротив, он показывает им несовершенство существующего государства, права и закона и требует их изменения на основе евангельских заповедей.
В полном соответствии с евангельскими заповедями Л. Н. Толстой выдвигает свой знаменитый принцип – непротивление злу насилием. Л. Н. Толстой не отрицает необходимости борьбы со злом. Однако он считает, что эта борьба должна вестись ненасильственными средствами, поскольку применение насилия лишь увеличивает зло. Проблема природы зла и поиск способов его устранения становятся центральной проблемой русской философии.
Философия В. С. Соловьева (1853-1900 гг.) – начало русского «духовного возрождения» и теоретическая основа «нового религиозного сознания».
В славянофильской традиции В. С. Соловьев дает критику «отвлеченных начал» западного «рационализма», противопоставляя ему идеал «свободной теософии», которая совмещает в себе эмпиризм, рационализм и мистику.
Центральная проблема философии В. С. Соловьева – проблема добра и зла. Он не согласен с ее решением Л. Н. Толстым и критически относится к его принципу «непротивления злу насилием».
В.Соловьев считает, что зло существует как «действительная сила», с которой надо бороться всеми доступными силами и средствами. Борьба добра со злом составляет реальное содержание мировой истории. Смысл истории и борьбу со злом В. С. Соловьев рассматривает с трех точек зрения.
1. Религиозно-бытовой. Суть ее в том, что добро и истины православия нужно защищать с помощью «христолюбивого и достославного российского воинства». Она правомерна, но она принадлежит прошлому.
2. Культурно-прогрессивной. Она господствует в настоящее время. Суть ее в том, что цивилизованные народы и государства должны заключить серию договоров для защиты добра и подавления зла, прежде всего, войны.
3. Безусловно религиозной, которой еще предстоит проявить свое решающее значение в будущем.Суть ее в том, что решить проблему борьбы со злом можно только путем объединения всего христианского мира, путем создания Вселенской церкви и установления власти «свободной теократии». Вселенская церковь, лишенная национализма и конфессиональной ограниченности, будет включать в себя всех христиан (православных, католиков, протестантов). Основанная на этом идейном «всеединстве» власть «свободной теократии» (теократия – форма правления, при которой глава государства является и его религиозной главой) устранит все религиозные и государственные противоречия и конфликты, т. е. устранит главные источники зла.
Реализован этот идеал будет с помощью «свободной теургии». (Теургия - божественное действие, чудо. Действие, с помощью которого можно изменить ход событий). Создание Вселенской церкви и устранение зла позволит достигнуть конечной цели истории – создания Богочеловечества.
Создание Вселенской церкви, основанной на «всеединстве», В. С. Соловьев считал единственным способом спасения европейской цивилизации и культуры от «поглощения их низшими стихиями». По его мнению, человечество ожидает целая череда войн, самой разрушительной из которых будет война между «азиатским» и «европейским» миром. Социальные катаклизмы и войны приведут к «последнему, крайнему проявлению зла в истории», к воцарению антихриста, который «будет говорить громкие и высокие слова» и набросит блестящий покров добра и правды на тайну крайнего беззакония в пору ее конечного проявления... Показать заранее эту обманчивую личину, под которой скрывается злая бездна, было моим высшим замыслом, когда я писал эту книжку». Сам В. С. Соловьев не сомневается в «кратком торжестве и решительном падении» антихриста.
– Конец работы –
Используемые теги: Государственной, противопожарной, службы0.06
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов