Философия и пожарно-спасательная деятельность - раздел Политика, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Анализ Природы И Сущности Философии, Ее Основных Функций Показывает, Что Фил...
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показывает, что философское знание профессионально необходимо всём специалистам государственной противопожарной службы министерства чрезвычайных ситуаций.
Данный вид деятельности, как и всякая частная деятельность, не может быть понята и объяснена из себя самой. Она протекает и развивается в контексте жизнедеятельности общества в целом. Этот всеобщий способ жизнедеятельности данного социального сообщества и определяет в решающей степени направленность и содержание деятельности сотрудника МЧС.
Жизнедеятельность человека и общества базируется на определенных мировоззренческих установках, следовательно, и этот вид деятельности, как часть всеобщей жизнедеятельности, также базируется на этих установках.
Из этого общего положения вытекает ряд принципиальных выводов.
Во-первых, для того, чтобы деятельность сотрудника МЧС носила сознательный и целенаправленный характер, он должен иметь осознанные мировоззренческие и нравственные убеждения. Сформировать эти убеждения призвана философия.
Во-вторых, все существующие теории данного вида деятельности и профессиональная методология базируются и разрабатываются на основе тех или иных философских принципах. Следовательно, чтобы понять их суть, надо знать те исходные мировоззренческие и философские принципы, из которых они исходят.
В-третьих, деятельность сотрудников МЧС, как уже отмечалось, протекает, как правило, в конфликтной ситуации и в условиях риска. Противостояние в этом деле носит не только технологический, но и духовный, нравственный характер. В такой ситуации сотрудник МЧС должен иметь определенные духовные и нравственные убеждения. А они также базируются на определенных философских установках. Отсюда одна из задач философии – помочь человеку выработать свои философские, нравственные и духовные убеждения.
Рассмотрим эти положения более подробно. Основой деятельности, например, сотрудников пожарно-спасательной службы является глубокое понимание того, как заставить взять на себя ответственность по сохранению жизни людей, попавших в катастрофическое положение.
Все это предполагает, начиная с выбора профессии по призванию, социально-психологического воздействия окружающих людей и других каналов информации, определенные требования к работнику по этому виду деятельности при исполнении своих служебных обязанностей, сопоставления своих индивидуальных качеств с ними в соответствии со степенью осознанности и активностью, уровнем воспитанности, определяющих максимальное проявление личных и общественных интересов.
Иными словами, нельзя сознательно и целенаправленно заниматься этой деятельностью, не ответив себе на вопрос: «Зачем нужна моя служба?»
Но можно ли ответить на этот вопрос, оставаясь в строго юридических рамках его решения? Представляется, что сделать это невозможно.
С юридической точки зрения, профессиональная деятельность сотрудника ГПС рассматривается в качестве особой формы социального поведения. Осмысление субстанциональной меры профессиональной деятельности связано, прежде всего, с уяснением специфики ее социальной природы.
Мало того, сложность социальной природы профессиональной деятельности обуславливает необходимость дифференцированного подхода не только с точки зрения диалектического единства биологического (природного) и социального, но и в плане соотношения индивидуального и общественного.
При этом, диалектика последнего может быть определена в двух аспектах: как индивидуальное бытие общественного и общественное бытие индивидуального. Здесь, как известно, социальность профессиональной деятельности выражает меру приобщения субъекта к всеобщей родовой человеческой сущности, уровень развитости его социальных качеств в плане обеспечения гуманистических взаимодействий с другими людьми, целостность, единство связей, олицетворяющих его общественность с социальными группами, государством и обществом.
В этом аспекте весьма важно уяснить, что социальность есть основное качество общественной природы профессиональной деятельности сотрудников МЧС, интегрирующее все иные качества и черты, выражающееся через них.
Среди этих особенностей данного вида деятельности важнейшим является фактор мировоззренческий. Понимание природы и сущности своего предназначения в решающей степени зависит от мировоззренческих установок данной социальной группы, данного человека. Следовательно, этим определяется в решающей степени представлениями людей о себе, о мире, о справедливости, о нравственности и т. д. Другими словами, они определяются мировоззрением людей той или иной эпохи, того или иного социального сообщества, уровнем их сознания, самосознания. Но мировоззрением, сознанием и самосознанием занимается прежде всего философия.
Именно она отвечает на вопросы, что есть мир, что есть человек, что есть нравственность и т. д. Тем самым именно философия дает предельные (философские) основания понимания и объяснения природы и сущности МЧС в рамках государства.
Таким образом, для сотрудника МЧС, который хочет заниматься своей деятельностью сознательно и целенаправленно, который хочет понять суть и смысл своей деятельности как деятельности сугубо социальной, философское знание является профессионально необходимым.
Исходя из природы и сущности философского знания, можно сформулировать основные задачи философии по подготовке сотрудников всей системы МЧС.
Все темы данного раздела:
В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор,
академик Петровской академии наук и искусств
(Российский государственный педагогический университет
им. А.И.Герцена)
Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения
Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про
Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф
Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и
Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:
1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми
Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца
Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально
Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания.
В истории философии известны два основных метода
Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения
Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен
Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индийском обществе постепенно усиливается процесс, который вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о
Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,
Космологический период.
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протяжении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сицилии;
Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от
Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч
Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду
Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии.
Аристотель исходит из признания объективно сущ
Исторические условия формирования средневековой философии и ее основные характеристики
Средние века охватывают период европейской истории с V по XV века. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодиз
Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды:
Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан
Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си
Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время возрождения интерес
Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Возрождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро
Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий.
Философия Нового времени форм
Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.).
Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д
Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной философии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимыми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м
Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери
Однако Спиноза выделяет и анализирует два атрибута субстанции: протяженность и мышление.
Мышление, сознание – это атрибут (неотъемлемое свойство) материи (субстанции). Мышление – свойство материи, такое же свойство как протяженность. Как невозможна протяженность без тела (материи),
Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель философии Беркли – опровержение существования материи и опровер
Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизического материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец
Таким образом, исходный пункт философии Канта материалистический – объективный мир является источником наших ощущений и представлений.
Вопрос о том, как соотносятся наши знания о мире («предмет» в голове, «вещь для нас») с самим миром (предмет вне головы, «вещь в себе»), Кант решает дуалистически (двойственно).
С одной ст
Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть проблемы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Аристотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т
Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в себе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем.
«Вещь в себе» – есть ничто. Кант до
Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существующей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,
Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была
Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектического материализма). Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,
Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во многом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научного мышления – позитивизме. Основополож
Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции.
Экзистенциализм с начала возникновения претендует на философию, намеренную дать решение проблем места и судьбы личности в современном мире, веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни.
Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружились недостатки механических и натуралистических толковани
В действительности теория психоанализа явилась настоящей революцией в том способе мышления, что существовал в начале XX века.
Прежде всего, это касается проблемы различения физических явлений и сознательных явлений. Дело в том, что современная наука исходит из того, что постижимы научным образом могут быть только определе
Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот
Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип?
Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа,которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками,
Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс
Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих проблем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее задача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование общественного и личного нравственных идеал
Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения феодальных общественных отношений и формирования капиталистич
Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.
Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в русской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианского мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.
Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа.
Первый: человек(человечество) –
Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Представители этого направления также исходят
Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора,
заслуженного работника высшей школы Российской Федерации
Алексеик Евгений Борисович (глава 8)
кандид
Новости и инфо для студентов