Учение Джайнизма и Буддизма

В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изме­нения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен­ные различия между членами отдельных варн и каст, меняется положение непосредственных производите­лей. Постепенно усиливается власть монархии, прихо­дит в упадок и теряет свое влияние институт племен­ной власти. Возникают первые большие государствен­ные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в рамках единого монархического государства объеди­няется практически вся Индия. Важным компонентом социальной и экономической системы остается община, в которой происходят, однако, некоторые изменения. Углубляется имущественная дифференциация между членами общин, и все заметнее выделяется верхний слой, который сосредоточивает в своих руках экономическую и политическую силу; возрастает число зави­симых граждан и наемных работников.

Это также и время поисков в религиозно-философ­ской сфере. Традиционный ведический ритуализм и ста­рая, часто примитивная мифология не соответствуют новым условиям. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых от идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное по­ложение брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека в обществе. Вокруг глаша­таев новых учений постепенно образуются отдельные направления и школы, естественно с различным теоретическим подходом к насущным вопросам. Из мно­жества новых школ всеиндийское значение приобре­тают прежде всего учения джайнизма и буддизма.

Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил из богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет он покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских рассуждений прийти к принци­пам нового учения. Потом он занимался проповедни­ческой деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхаману называют также Джина (Победитель – имеется в виду победитель над круговоротом перерож­дений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он был только последним из 24 учителей – тиртхакаров (творцов пути), учение которых возникло в дале­ком прошлом. Джайнистское учение длительное время существовало лишь в виде устной традиции, и сравни­тельно поздно (в V в. н. э.) был составлен канон. По­этому не всегда легко отличить изначальное ядро джайнистской доктрины от позднейших интерпрета­ций и дополнений.

Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских системах) религиозные спекуляции смеши­ваются с философскими рассуждениями, провозгла­шает дуализм. Сущность личности человека двояка – материальная (аджива) и духовная (джива). Связую­щим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединяться с грубой матери­ей. Соединение неживой материи с душой узами кармы, приводит к возникновению индивида постоян­но сопровождает душу в бесконечной цепи перерожде­ний.

Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества.

Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерож­дении. И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобожде­ние от пут самсары. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролиро­вать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог – это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освобо­дилась из пут кармы и цепи перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при помощи аскезы и соверше­ния благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о пра­вильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда пра­вильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов, по сути большая или мень­шая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от самсары – сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики.

Буддизм. В VI в. до и. э. в Северной Индии возни­кает буддизм – учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583–483 до н. з.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (буквально: Пробужденный). В течение жизни у него было много последователей. Вскоре возникает много­численная община монахов и монахинь; его учение приняли и большое количество людей, ведущих свет­ский образ жизни, которые стали придерживаться от­дельных принципов доктрины Будды.

Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записа­ны через несколько столетий после возникновения уче­ния. Со временем буддийская традиция окружила жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно приобретала божественный характер.

Нe легко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения, тем не менее сейчас исследовате­ли в основном пришли к согласию относительно ос­новы доктрины, которую провозглашал сам Пробуж­денный.

Центром учения являются четыре благородные истины – которые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со стра­данием. 1. Рождение, 2. болезнь, 3. старость, 4. смерть встреча с неприятным и расставание с приятным, невозмож­ность достичь желаемого – это все ведет к страда­нию (1). Причиной страдания является жажда (тришна), ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды (3). Путь, ве­дущий к устранению страданий,– благой восьмерич­ный путь – заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, пра­вильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания (4).

На этой основе разрабатывается содержание отдельных разделов восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как доли скорби и страданий, правильное ре­шение понимается как решимость проявлять сочувст­вие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дру­жественная и точная. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности – знамени­тых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты.