Философия Древнего Китая

Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке нахо­дится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся, т. е. Поднебесная. Почти со всех сторон Китай естественно ограничен – море и горы, только с севера его территория долго не имела преград. Но это «упущение природы» было ликвидировано в III в. до н. э., когда пер­вый китайский император Цинь Ши-хуанди отдал приказ о строительст­ве Великой Китайской стены. Эта стена стала своеобразным знаком, символом государственности и культуры Китая. (Говорят, что Великую Китайскую стену видно даже из космоса). Территориальная обособлен­ность Китая сыграла немалую роль в истории страны: ограниченность пространства перешла в некую культурную замкнутость и сосредоточен­ность на самой себе. Все, что оставалось за пределами Китая, было жут­ким и непонятным миром варваров.

Одним из самоназваний Китая – кроме Тянься – стало «Срединные царства», т. е. середина, центр мироздания, а сами китайцы стали ощу­щать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей за правильность космического цикла (чередование вес­ны и осени, движение небесных светил, смена приловов и отливов). Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале (знаменитых «китайских церемониях»), пронизавшем и пропитавшем собой все уров­ни китайского бытия и культуры.

Китайская философия внутренне необычайно стабильна. Эта стабильность основывалась на подчеркива­нии исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировались чувство превосход­ства и нетерпимость ко всем другим философским взгля­дам.

Классические книги китайской образованности. Эти книги возникли в первой половине 1-го тысячелетия до н. э. и в период ста школ (VI–II столетия до н. э.). Целый ряд этих книг содержит древнейшую поэзию, историю, законодательство и философию. В основном это произведения неизвестных авторов, написанные в разное время. Особое внимание им уделяли конфуциан­ские мыслители, и начиная со II столетия до н. э. эти книги стали основными в гуманитарном воспитании ки­тайской интеллигенции. Знание их было достаточной предпосылкой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника. Все философские школы в своих рассуждениях вплоть до XX в. обращались к этим кни­гам; постоянные ссылки на них были характерны для всей культурной жизни Китая.

В I в. до н. э. после обнаружения этих книг, отличаю­щихся от текстов, написанных так называемым новым письмом, начался спор об интерпретации их содержа­ния, о смысле старых и новых текстов. Создатель ортодоксального конфуцианства как государственной идеологии Дун Чжуншу считал автором классических книг самого Конфуция. Однако сторонники старых тек­стов отводили Конфуцию лишь роль интерпретатора. Спор о происхождении и интерпретации классических

книг вспыхивает вновь и вновь вплоть до начала XX в.

Книга песен (Ши цзин – XI–VI вв. до и. э.) являет­ся сборником древнейшей народной поэзии; содержит также культовые песнопения и, согласно мнению неко­торых комментаторов «Книги перемен», мистическое объяснение происхождения племен, ремесел и вещей. Она стала образцом для китайской поэзии в ее дальней­шем развитии.

Книга истории (Шу цзин – начало 1-го тысячелетия до н. э.) – известна также как Шан шу (Шанские документы) – является собранием официальных доку­ментов, описаний исторических событий. Имела боль­шое влияние на формирование позднейшей официаль­ной письменности.

Книга порядка (Ли шу – IV–I вв. до н. э.) вклю­чает три части: Порядок эпохи Чжоу (Чжоу ли), Поря­док церемоний (И ли) и Записки о порядке (Ли цзи). Заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности. Идеализирует древнейший период китайской истории, который считает образцом и мерой дальнейшего развития.

(Книга) Весны и осени (Чунь цю) вместе с ком­ментарием Цзо (Цзо чжуань – IV в. до н. э.) является хроникой государства Лу (VIIV вв. до н. э.), впослед­ствии служила в качестве образца и меры для решения этических и формально-литературных вопросов.

Книга перемен (И цзин – XII-VI вв. до н. э.) с нашей точки зрения, является наиважнейшей. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии. В ее текстах, написанных в раз­ное время, прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его философскому осмыслению. В ней нашли отражение, древнейшие решения онтологических вопросов, разработан понятийный ап­парат, используемый последующей китайской филосо­фией. Мир, однако, в ней не понимается как мир рацио­нальных манипуляций.

Вокруг «Книги перемен»возникали и до сих пор воз­никают целый ряд историко-философских и философ­ских споров, охватывающих всю историю китайского мышления и китайской философии. В «Книге перемен» заложены основы и принципы развития философского мышления в Китае.

 

§ 4. Конфуцианство

Конфуцианство. Конфуцианство не является цель­ным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, создавая деспотическое централизованное государство. Как определенная теория организации общества, конфуцианство сосредоточивается на этических правилах, социальных нормах и регулиро­вании управления, при формировании которых оно было весьма консервативным. Конфуций сам о себе го­ворил: «Излагаю старое и не создаю нового». Харак­терным для этого учения было также то, что вопросы онтологического характера были в нем второстепен­ными.

Конфуций(551–479 до н. э.), его имя – латинизи­рованная версия имени Кун-Фуцзы (учитель Кун). Этот мыслитель (собственное имя Кун Цю) считается первым китайским философом. Естественно, что его жизнеописание было обогащено позднейшими леген­дами. Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, позже в течение ряда лет стран­ствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочиванию некоторых классических книг (цзин). Был одним из многих философов, учение которых во время дина­стии Цинь было запрещено. Большой авторитет и почти обожествление он приобрел в эпоху династии Хань и вплоть до новейшего времени почитался мудрецом и первым учителем.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Записи изречений Конфуция и его учеников в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй) являются наиболее надежным источником для исследования его воззрений. Конфуций, обеспокоенный разложением об­щества, сосредоточивает внимание на воспитании че­ловека в духе уважения и почтительности по отноше­нию к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это" подведение человека к надежному исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение для социально-экономического упорядочения жизни в аг­рарном Китае, однако он вел к редукции индивидуаль­ной жизни, к определенному социальному положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обя­занностей в эпоху династии Западных Чжоу Конфу­ций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщно­сти, отношению человека к природе и, в частности, от­ношениям между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения – этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности.Таковпуть (дао)образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Конфуций и первые конфуцианцы видели свою основную задачу в теоретическом осмыслении исторической жизни общества и личной судьбы человека. Выступая в качестве носителей и распространите­лей культуры, они были тесно связаны с социальными институтами, ответственными за хранение и воспроизведение письменных, в том числе исторических и литературных документов. Активное стремле­ние к связи с административным аппаратом и желание играть роль официальных идеологов привело к сращиванию административной и учебной систем в Китае. Получение чиновничьей должности требова­ло сдачи государственных экзаменов на знание канонов: ученость превращалась в профессиональную подготовку к занятию государст­венной должности, а школы становились местами, где «взращивались служилые». Такая система просуществовала со II в. до н. э. до 1905 года, утвердив Тринадцатиканоние – наиболее полное собрание ав­торитетнейших памятников древнекитайской идеологии, канони­зированных конфуцианством, основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов на получе­ние ученых степеней и официальных должностей вплоть до начала ХХ века.