Космологический период. - раздел Политика, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Философия Первых Греческих Мыслителей Развивалась На Протяжении Vii-V В.в....
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протяжении VII-V в.в.до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на ионийскую (милетская школа и ее последователи) и италийскую (пифагорейцы, элейская школа) ветви. В историко-философской литературе этот период нередко называют досократовским, а самих философов – досократиками. Такое название связано с именем крупнейшего немецкого филолога-классика Г. Дильса, который собрал сохранившиеся во фрагментах сочинения первых мыслителей и издал в 1903 г. работу «Фрагменты досократиков», почти на столетие определившую основные подходы к изучению этого периода.
Милетская школа. Первой известной нам древнегреческой философской школой является милетская школа, получившая свое название по имени города Милет. Ее представителями являются Фалес (кон. 7 - пер. пол. 6 в. до н. э.), Анаксимандр (род. ок. 610 г. до н. э.) и Анаксимен (ум. ок. 528-524 г. до н. э.).
Историческая заслуга милетской школы состоит в разработке принципов философского познания и объяснения мира. До них мир рассматривался как творение внешних по отношению к миру сил (богов). Милетские философы, напротив, опираясь на разум, пытаются рационально познать и объяснить мир, исходя из познания его самого.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, «появляется» уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи.
Учитывая математичёские успехи Фалеса, можно полагать, что к определению воды как основы всего сущего он, подошел исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции».
Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон,означающий элемент, ядро» основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом: смысле слова. «Вода» Фалеса, таким образом, означает основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.
В праоснове Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации действительности.
Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611–546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса.
Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается так как отовсюду она одинаково отдалена». Здесь заключён зародыш геоцентрического воззрения, на вселенную. Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.
Так же как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным.
Анаксимандр провозглашает безграничное началом и основным элементом сущего и первый вводит это имя «начало». Говорит, что это не вода, не одна из так называемых стихий, но какая-то иная, неограниченная природность, из которой возникают все небесные своды и миры в них». Апейрон Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.
Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 до н. э.).Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом.
В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Сторонники подобных взглядов в своем большинстве были представителями прогрессивных общественных классов, а их мысли формируют ядро нового мировоззрения, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического. Именно поэтому они считают естественное объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий.
С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходной причине бытия и действия, о том, что является основой мира. Он,как и его предшественник, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Анаксимен провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему всё возвращается. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры – тучи – воду – землю – камни.
Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.
Другим выдающимся центром как торговой и политической, так и культурной жизни малоазийской Греции был Эфес. Здесь также приблизительно во второй половине VI в. до н. э. возникает сильная философская школа, связанная с именем философа Гераклита из Эфеса (540–480 до н. э.). Гераклит, видимо, был знаком со многими взглядами милетских философов. Согласно Диогену Лаэртскому, он знал по крайней мере основную часть философии Пифагора, знал учение Ксенофана. Однакопровозглашал, что не был ничьим слушателем, и заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя «научился». Так, Гераклит полагает, что гром возникает путем столкновения ветров и туч и проникновения ветров в тучи; молнии возникают воспламенением испарений, а зарницы – загоранием и потуханием облаков. Из сохранившихся мыслей Гераклита для нас самые важные те, которые относятся к способу объяснения сущности и развития мира как целого. Основой всего Гераклит считает огонь. Огонь есть основной элемент, всё является видом огня.
Он утверждал, что всё происходит путем разрежения и сгущения. В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен проматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира (архэ), так и основным элементом (стойхейрон). С другой стороны, это понятие у Гераклита представляет и определенный методологический принцип. Огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир возникаетиз огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; совершается это согласно судьбе. В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко.
Центральным мотивом всего его, учения был принцип все течет (пантарей). Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами.
Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды, ни дважды прикоснуться к преходящей, по своему характеру тождественной сущности.
Она быстро свои перемены разъединяет, а затем опять соединяет, приходит и опять уходит. В другом месте он подчеркивает эту мысль еще более определенно: что в одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем.
В следующем месте он утверждает, что огонь живёт смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля – смертью воды. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».
Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму (всеобщей обусловленности всех событий и явлений). Гераклит (так же как и другие досократики) употребляет, естественно, другое понятие. Все, согласно ему, (правится судьбой, или необходимостью в (нике) С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности – закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворённый и неуничтожимый мир. Его познание предполагает понимание закономерного развития мира,как борьбы единства противоположностей.
Гераклитова философия является вершиной стихийно диалектического понимания мира не только в досократовской философии, но и в античной философии вообще.
САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Космологический период.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор,
академик Петровской академии наук и искусств
(Российский государственный педагогический университет
им. А.И.Герцена)
Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения
Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про
Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф
Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и
Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:
1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми
Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца
Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально
Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания.
В истории философии известны два основных метода
Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показывает, что философское знание профессионально необходимо всём специалистам государственной противопожарной службы министерства чрезвы
Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения
Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен
Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индийском обществе постепенно усиливается процесс, который вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о
Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,
Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от
Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч
Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду
Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии.
Аристотель исходит из признания объективно сущ
Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды:
Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан
Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си
Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время возрождения интерес
Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Возрождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро
Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий.
Философия Нового времени форм
Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.).
Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д
Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной философии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимыми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м
Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери
Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель философии Беркли – опровержение существования материи и опровер
Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизического материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец
Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть проблемы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Аристотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т
Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в себе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем.
«Вещь в себе» – есть ничто. Кант до
Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существующей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,
Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была
Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектического материализма). Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,
Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во многом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научного мышления – позитивизме. Основополож
Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружились недостатки механических и натуралистических толковани
Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот
Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс
Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих проблем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее задача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование общественного и личного нравственных идеал
Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения феодальных общественных отношений и формирования капиталистич
Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.
Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в русской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианского мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.
Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа.
Первый: человек(человечество) –
Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Представители этого направления также исходят
Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора,
заслуженного работника высшей школы Российской Федерации
Алексеик Евгений Борисович (глава 8)
кандид
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов