рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Платона

Философия Платона - раздел Политика, Государственной противопожарной службы Философия Платона (428-347 Гг. До Н.э.), Выдающегося Представителя Античной Ф...

Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду с философией Аристотеля, оказала наибольшее влияние на европейскую философию.

Суть философской концепции Платона состоит в том, что сущностью (первоосновой) мира (вещи) является не материальная, а идеальная сущность – «идея». Истинный мир - это «мир идей», в то время как чувственный мир – это лишь «мир теней». Таким образом, Платон понимает и трактует мир с позиций объективного идеализма.

Цель Платона – получить истинные знания о мире. Мир вещей, воспринимаемый с помощью чувств, находится в непрерывном процессе возникновения и исчезновения. Следовательно, знания, полученные об этом мире с помощью чувств, также являются временными, преходящими, неполными. Это не знания, а лишь мнения о мире. Истинные знания, считает Платон, это знания всеобщие, неизменные, постоянные, абсолютные.

Получить истинные знания о мире мы можем только в том случае, если в самом мире найдем некую постоянную, неизменную, абсолютную основу, найдем то, что существует вечно и неизменно. Знания об этой вечной и неизменной первооснове мира (вещей) и будут истинными знаниями о мире (вещах).

Что же остается вечным и неизменным в этом преходящем мире?

Платон считает, что при всех изменениях и превращениях отдельных чувственных вещей неизменной, постоянной остается идея (понятие) вещи. Идеи вечны, постоянны и неизменны, поэтому именно они и составляют истинную сущность (первооснову) как каждой отдельной вещи, так и всего мира в целом. Поэтому истинный мир – это мир идей, в то время как мир вещей есть лишь мир мнимый, мир кажущийся, «мир теней».

Суть объективного идеализма Платона состоит в том, что общие понятия («идеи») превращаются в самостоятельные сущности, которые существуют реально до и независимо от отдельных чувственно воспринимаемых вещей, определяя их природу и сущность. Идея – это вечная, абсолютная причина вещей, их сущность. Существуют идеи реально, но вне времени и пространства.

Заслуга Платона в том, что он приступил к философскому анализу общих понятий, показал их роль в процессе познания и мышления. Однако, правильно отметив роль понятий в процессе познания и мышления, Платон еще не видит их историческую обусловленность. Он рассматривает понятия как нечто вечное, неизменное, постоянное. Он наделяет их божественными чертами и превращает в творцов всего существующего.

Сами вещи, по Платону, есть результат соединения идей (бытия) и материи (небытия). Они как бы отпечатки идеи в косной, инертной, неоформленной материи. Однако, как и зачем вечные и неизменные идеи взаимодействуют с материей и порождают отдельные вещи, остается неясным. Платон дает несколько вариантов решения этой проблемы, но так и не может ее решить на рациональной основе.

Теория познания Платона. Учение Платона об идеях предопределило содержание его теории познания. Поскольку, по Платону, мир вещей есть лишь «мир теней», то и знания о нем, полученные с помощью чувств, есть не знания, а мнения. Истинные знания есть знания о мире идей. Но идеи чувственно не воспринимаются, они постигаются только умом. Объяснить рационально, как мир идей познается человеком, Платон не может.

Для объяснения процесса познания Платон прибегает к мистике и мифологии. Согласно Платону, душа человека – это тоже идея. Когда-то эта бессмертная душа пребывала в мире идей, созерцала его, получив тем самым истинные знания. Попав в тело человека, душа вспоминает то, что она узнала в мире идей. Человек получает истинные знания, заставляя душу вспомнить то, что она уже знает, получив эти знания в мире идей. Таким образом, по Платону, человек получает свои знания не путем изучения мира, а из самого себя.

Государственно-правовые взгляды Платона вытекают из его философии. По Платону, основой реально существующих законов и государств, их сущностью являются «идеи» закона и государства, находящиеся в мире идей.

Исходя из модели идеального государства и права, Платон все реальные государства и законы рассматривает как несовершенные. Теократия, олигархия, демократия, тирания – все это формы отрицательного государственного устройства. Все они несовершенны, но наихудшей формой является тирания.

Суть отрицательного типа государственного устройства, по Платону, в том, что в нем главным двигателем поведения людей являются материальные интересы. В результате «каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно – государство богатых, другое – бедных». Отсюда социальные конфликты и противоречия.

Основным принципом устройства идеального государства является справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом, делал то, что он умеет. Фактически такая «справедливость» означает, что тот, кто управляет, будет управлять, а кто трудится, тот будет трудиться.

В идеальном государстве «справедливость» достигается путем разделения людей на социальные группы (подобные кастам). Их три: философы – правители, воины (стражи) и люди, занятые производственной деятельностью (ремесленники, земледельцы, моряки и т. д.).

Воины (стражи) выделяются в особую группу в силу важности и трудности их деятельности, требующей специального воспитания и умения. Для того, чтобы воины не превратились из «пастухов» в «волков», Платон разрабатывает для них особые правила жизни. Это совместная жизнь, отсутствие собственности и семьи.

Особенно высоко оценивает Платон роль правителей-философов. Он считает, что «пока в городах не будут либо царствовать философы, либо искренно и удовлетворительно философствовать нынешние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно ... до тех пор ни для государства, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу».

Суть всех усилий Платона состоит не в том, чтобы разрешить существующие в обществе противоречия, а в том, чтобы искусственно устранить их причины. Устранить от управления «плохих», устранить частную собственность, устранить семью. Но тем самым устраняются стимулы к активной деятельности людей. Следовательно, их надо заставить жить так, как «надо». Отсюда суть государственно-правовых взглядов Платона: государство и закон – это средства заставить людей жить по определенному порядку. Государство и закон не обслуживают интересы людей и общества, они стоят над ними. Государство и закон – это орудия подчинения человека и общества узкой группе «умных» или «избранных» правителей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Государственной противопожарной службы

Санкт-Петербургский университет.. Государственной противопожарной службы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Платона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена)  

Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения

Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про

Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф

Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и

Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характе­ризуется следующими наиболее важными особенностями: 1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми

Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца

Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально

Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания. В истории философии известны два основных метода

Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показыва­ет, что философское знание профессионально необходимо всём специалис­там государственной противопожарной службы министерства чрезвы

Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения

Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изме­нения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен

Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индий­ском обществе постепенно усиливается процесс, кото­рый вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о

Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке нахо­дится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,

Космологический период.
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протя­жении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сици­лии;

Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от

Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч

Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии. Аристотель исходит из признания объективно сущ

Исторические условия формирования средневековой философии и ее основные характеристики
Средние века охватывают период европейской истории с V по XV века. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодиз

Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды: Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан

Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си

Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время воз­рождения интерес

Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Воз­рождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро

Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий. Философия Нового времени форм

Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспе­риментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д

Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной фило­софии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимы­ми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м

Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бене­дикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери

Однако Спиноза выделяет и анализирует два атрибута субстанции: про­тяженность и мышление.
Мышление, сознание – это атрибут (неотъемлемое свойство) материи (субстанции). Мышление – свойство материи, такое же свойство как про­тяженность. Как невозможна протяженность без тела (материи),

Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель фило­софии Беркли – опровержение существования материи и опровер

Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизи­ческого материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец

Таким образом, исходный пункт философии Канта материалистичес­кий – объективный мир является источником наших ощущений и пред­ставлений.
Вопрос о том, как соотносятся наши знания о мире («предмет» в голове, «вещь для нас») с самим миром (предмет вне головы, «вещь в себе»), Кант решает дуалистически (двойственно). С одной ст

Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть пробле­мы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Арис­тотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т

Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в се­бе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем. «Вещь в себе» – есть ничто. Кант до

Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существую­щей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,

Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была

Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,

Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во мно­гом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научно­го мышления – позитивизме. Основополож

Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции.
Экзистенциализм с начала возникновения претендует на философию, на­меренную дать решение проблем места и судьбы личности в современном мире, веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни.

Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка тра­диционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружи­лись недостатки механических и натуралистических толковани

В действительности теория психоанализа явилась настоящей револю­цией в том способе мышления, что существовал в начале XX века.
Прежде всего, это касается проблемы различения физических явлений и сознательных явлений. Дело в том, что современная наука исходит из того, что постижимы научным образом могут быть только определе

Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот

Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип?
Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа,которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками,

Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс

Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих про­блем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее за­дача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование обще­ственного и личного нравственных идеал

Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения фео­дальных общественных отношений и формирования капиталистич

Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.

Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в рус­ской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианс­кого мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.

Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа. Первый: человек(человечество) –

Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Предста­вители этого направления также исходят

Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Алексеик Евгений Борисович (глава 8) кандид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги