Философия Платона

Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду с философией Аристотеля, оказала наибольшее влияние на европейскую философию.

Суть философской концепции Платона состоит в том, что сущностью (первоосновой) мира (вещи) является не материальная, а идеальная сущность – «идея». Истинный мир - это «мир идей», в то время как чувственный мир – это лишь «мир теней». Таким образом, Платон понимает и трактует мир с позиций объективного идеализма.

Цель Платона – получить истинные знания о мире. Мир вещей, воспринимаемый с помощью чувств, находится в непрерывном процессе возникновения и исчезновения. Следовательно, знания, полученные об этом мире с помощью чувств, также являются временными, преходящими, неполными. Это не знания, а лишь мнения о мире. Истинные знания, считает Платон, это знания всеобщие, неизменные, постоянные, абсолютные.

Получить истинные знания о мире мы можем только в том случае, если в самом мире найдем некую постоянную, неизменную, абсолютную основу, найдем то, что существует вечно и неизменно. Знания об этой вечной и неизменной первооснове мира (вещей) и будут истинными знаниями о мире (вещах).

Что же остается вечным и неизменным в этом преходящем мире?

Платон считает, что при всех изменениях и превращениях отдельных чувственных вещей неизменной, постоянной остается идея (понятие) вещи. Идеи вечны, постоянны и неизменны, поэтому именно они и составляют истинную сущность (первооснову) как каждой отдельной вещи, так и всего мира в целом. Поэтому истинный мир – это мир идей, в то время как мир вещей есть лишь мир мнимый, мир кажущийся, «мир теней».

Суть объективного идеализма Платона состоит в том, что общие понятия («идеи») превращаются в самостоятельные сущности, которые существуют реально до и независимо от отдельных чувственно воспринимаемых вещей, определяя их природу и сущность. Идея – это вечная, абсолютная причина вещей, их сущность. Существуют идеи реально, но вне времени и пространства.

Заслуга Платона в том, что он приступил к философскому анализу общих понятий, показал их роль в процессе познания и мышления. Однако, правильно отметив роль понятий в процессе познания и мышления, Платон еще не видит их историческую обусловленность. Он рассматривает понятия как нечто вечное, неизменное, постоянное. Он наделяет их божественными чертами и превращает в творцов всего существующего.

Сами вещи, по Платону, есть результат соединения идей (бытия) и материи (небытия). Они как бы отпечатки идеи в косной, инертной, неоформленной материи. Однако, как и зачем вечные и неизменные идеи взаимодействуют с материей и порождают отдельные вещи, остается неясным. Платон дает несколько вариантов решения этой проблемы, но так и не может ее решить на рациональной основе.

Теория познания Платона. Учение Платона об идеях предопределило содержание его теории познания. Поскольку, по Платону, мир вещей есть лишь «мир теней», то и знания о нем, полученные с помощью чувств, есть не знания, а мнения. Истинные знания есть знания о мире идей. Но идеи чувственно не воспринимаются, они постигаются только умом. Объяснить рационально, как мир идей познается человеком, Платон не может.

Для объяснения процесса познания Платон прибегает к мистике и мифологии. Согласно Платону, душа человека – это тоже идея. Когда-то эта бессмертная душа пребывала в мире идей, созерцала его, получив тем самым истинные знания. Попав в тело человека, душа вспоминает то, что она узнала в мире идей. Человек получает истинные знания, заставляя душу вспомнить то, что она уже знает, получив эти знания в мире идей. Таким образом, по Платону, человек получает свои знания не путем изучения мира, а из самого себя.

Государственно-правовые взгляды Платона вытекают из его философии. По Платону, основой реально существующих законов и государств, их сущностью являются «идеи» закона и государства, находящиеся в мире идей.

Исходя из модели идеального государства и права, Платон все реальные государства и законы рассматривает как несовершенные. Теократия, олигархия, демократия, тирания – все это формы отрицательного государственного устройства. Все они несовершенны, но наихудшей формой является тирания.

Суть отрицательного типа государственного устройства, по Платону, в том, что в нем главным двигателем поведения людей являются материальные интересы. В результате «каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно – государство богатых, другое – бедных». Отсюда социальные конфликты и противоречия.

Основным принципом устройства идеального государства является справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом, делал то, что он умеет. Фактически такая «справедливость» означает, что тот, кто управляет, будет управлять, а кто трудится, тот будет трудиться.

В идеальном государстве «справедливость» достигается путем разделения людей на социальные группы (подобные кастам). Их три: философы – правители, воины (стражи) и люди, занятые производственной деятельностью (ремесленники, земледельцы, моряки и т. д.).

Воины (стражи) выделяются в особую группу в силу важности и трудности их деятельности, требующей специального воспитания и умения. Для того, чтобы воины не превратились из «пастухов» в «волков», Платон разрабатывает для них особые правила жизни. Это совместная жизнь, отсутствие собственности и семьи.

Особенно высоко оценивает Платон роль правителей-философов. Он считает, что «пока в городах не будут либо царствовать философы, либо искренно и удовлетворительно философствовать нынешние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно ... до тех пор ни для государства, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу».

Суть всех усилий Платона состоит не в том, чтобы разрешить существующие в обществе противоречия, а в том, чтобы искусственно устранить их причины. Устранить от управления «плохих», устранить частную собственность, устранить семью. Но тем самым устраняются стимулы к активной деятельности людей. Следовательно, их надо заставить жить так, как «надо». Отсюда суть государственно-правовых взглядов Платона: государство и закон – это средства заставить людей жить по определенному порядку. Государство и закон не обслуживают интересы людей и общества, они стоят над ними. Государство и закон – это орудия подчинения человека и общества узкой группе «умных» или «избранных» правителей.