рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Аристотеля

Философия Аристотеля - раздел Политика, Государственной противопожарной службы Философия Аристотеля (384 – 322 Г. До Н.э.) Охватывает Все Области Античного ...

Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии.

Аристотель исходит из признания объективно существующей и чувственно воспринимаемой природы. «Пытаться доказать, что природа существует, смешно, ибо очевидно, что предметов, обладающих такими свойствами, имеется много». Как видим, исходный тезис философии Аристотеля вполне материалистический.

Весь мир находится в непрерывном движении и изменении. Это движение присуще самим вещам и поэтому «не существует движения помимо вещей». Аристотель анализирует природу движения, выделяя его различные формы, однако он считал, что причиной самодвижения является неподвижный перводвигатель (Бог). По сравнению с решением этой проблемы Гераклитом это был шаг назад.

Различное понимание природы и сущности мира Аристотелем и Платоном предопределило различные варианты решения ими основных философских проблем.

Аристотель согласен с Платоном в том, что:

а) задача философии и науки – познание бытия;

б) невозможно получить истинное знание о бытии с помощью восприятия, так как все чувственные вещи изменчивы и преходящи;

в) общие понятия содержат истинные знания об истинной действительности.

Аристотель не согласен с Платоном в том, что:

а) идеи существуют самостоятельно, обособленно от чувственного мира;

б) идеи существуют до вещей;

в) он удваивает мир, добавляя к миру вещей мир идей.

Свою задачу Аристотель видит в том, чтобы преобразовать платоновскую философию понятий в теорию, объясняющую реальный мир, мир явлений. Наука должна объяснять мир не из идей, а исходя из объяснения явлений самого бытия. Идеи, будучи истинной сущностью чувственных вещей, должны тем самым и объяснять их, давать истинные знания о них. Отсюда основная идея Аристотеля – сверхчувственный мир идей и чувственный мир тождественны. Изучая отдельные, чувственные вещи, мы получаем общие, истинные знания об истинном мире.

Аристотель согласен, что чувственное восприятие отдельных вещей не дает истинных знаний. Чувственные знания о мире очевидны, чтобы их получить, не надо ничего изучать, достаточно просто воспринимать мир (вещь). Но тогда исчезает необходимость в философии и науке. Им просто нечего изучать, все знания нам дают чувства. На самом деле наука не только нужна, она необходима. Ее главная задача состоит в том, чтобы выяснять сущность мира (вещей) и наиболее общие причины их бытия.

Отсюда различное понимание природы и сущности общих понятий Платоном и Аристотелем. По Платону, общие понятия существуют самостоятельно, в идеальной форме, до отдельных вещей, по мнению Аристотеля, общее существует в самих отдельных вещах. Изучая отдельные вещи, мы получаем общие знания о них. Эти общие знания фиксируются и выражаются в общих понятиях, именно поэтому общие понятия и дают нам истинные знания о мире (вещах).

Учение Аристотеля о форме и материи. Согласно Аристотелю, основой бытия, его сущностью и его причиной является форма. Единичное бытие, по Аристотелю, есть единство формы и материи. Что это значит?

Аристотель исходит из того, что материя существует вечно. Но эта «первая», по его терминологии, материя лишена всяких свойств, всякой определенности, она не оформлена и чувственно не воспринимаема. Она существует в этом состоянии лишь как возможность, превращаясь в действительность только после соединения с формой. В реальных вещах мы имеем дело не просто с материей, а с оформленной, определенной материей, именно наличие формы делает данную вещь данной вещью, отличной от всех других вещей. Другими словами, форма придает материи определенность, превращает ее из возможности в действительность и тем самым является первичной по отношению к материи. Причина бытия, таким образом, заключена в форме. В этом смысле Аристотель говорит о форме, как о «первой сущности», т.е. форма – это не только внешний вид вещи, это прежде всего ее внутреннее состояние, ее сущность, ее причина. Форма – причина движения и развития, поскольку материя Аристотеля пассивна и инертна. Все ее изменения и превращения зависят от формы.

Аристотель выделяет различные уровни форм (растительные, животные и т.д.). Вершиной является чистая, бестелесная форма форм – Бог. Поскольку форма – начало активное, а материя лишь пассивный материал, то форма предшествует материи. Так, душа – форма тела, она бессмертна, она вечна, по сравнению с бренным телом.

Учение Аристотеля о форме достаточно сложно и противоречиво. Рациональный смысл его очевиден. Форма (внешняя) – это то, что делает данную вещь данной вещью и отличает ее от всех других вещей. В этом плане форма действительно придает определенность материи и делает материю определенной единичной вещью. Форма (внутренняя) – это принцип, закон, по которому объединяется содержание данной вещи. Объединение элементов содержания данной вещи строго определенно и не может быть другим. Другое соединение тех же элементов содержания даст другую вещь. В этом смысле форму действительно можно рассматривать как сущность вещи.

Но вопросы – откуда берутся «формы», как они взаимодействуют с материей, что такое «чистая форма форм», остаются без ответа.

Аристотель справедливо критиковал учение Платона об идеях. Однако «формы» Аристотеля во многом похожи на «идеи» Платона. Неудивительно поэтому, что положения Аристотеля о форме и материи, о бестелесной, чистой форме форм (Бог) были широко использованы в различных теологических построениях.

Правовые и государственные взгляды Аристотеля

Основой правовых и государственных взглядов Аристотеля является тезис о том, что «человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек...».

Аристотель считает, что знания о наилучшем государстве и законе можно получить только путем изучения реально существующих государств и законов, путем выяснения их сильных и слабых сторон, а не путем умозрительных построений идеального государства и закона.

Аристотель проводит анализ всех форм государства и их законов. На основе этого анализа он формулирует свои представления о «наилучшем государстве».

Наилучшей формой государственного устройства Аристотель считает политию. Полития – это такая форма государства, «когда в интересах общей пользы правит большинство...». Отклонением от политии является демократия. Демократия для Аристотеля – это власть, выражающая «интересы неимущих классов».

Анализируя демократию, Аристотель находит у нее ряд недостатков. Однако, в отличие от Платона, он признает ее главное достоинство. Демократия наиболее устойчива и стабильна, поскольку «сам против себя народ – и это следует подчеркнуть – бунтовать не станет».

Аристотель согласен с Платоном, что основная беда всех существующих форм государства – антагонизм бедных и богатых. Однако выводы из этого факта и особенно предлагаемые способы устранения этого зла (социального и экономического неравенства) у них принципиально различаются.

Платон предлагает с помощью государства и законов механически устранить причины раздоров (частную собственность, семью и т.д.). Аристотель с помощью государства и законов хочет найти способы решения существующих противоречий. Главным средством устранения социальных противоречий он считает создание многочисленного среднего слоя граждан. Они должны составлять большинство в государстве и тем самым придать ему устойчивость и стабильность.

Государство, где преобладает средний слой, будет иметь наилучший государственный строй. Средние не будут стремиться к чужому добру, как бедняки, а им никто не будет завидовать и посягать на их добро. В государстве установится стабильность и порядок, который приведет к общему благу.

Отсюда принципиальное отличие позиции Аристотеля от позиции Платона в понимании государства и права и их социальной функции в обществе.

Для Платона право и государство – это средства подавления, подчинения одной части населения другой. Для Аристотеля право и государство – это средства социального компромисса, средства организации совместной жизни людей на правовой основе. По Платону, государство создается, чтобы жить, по Аристотелю – «государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо...».

Государство и право призваны создавать оптимальные условия для совершенствования человека. «Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего...».

Государство и право – это средства установления и поддержания справедливости в обществе. «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Философия Аристотеля – последняя всеобъемлющая философская система античности. После Аристотеля философия занимается преимущественно этическими и нравственными проблемами (киники, циники, неоплатоники и т.д.).

Подводя итог, сформулируем основные философские проблемы античной философии и способы их решения.

Проблема понимания природы и сущности мира. Два основных подхода к ее решению – материалистический и идеалистический. Первый видит сущность мира в материальной субстанции, второй – в идеальной.

Проблема причины развития (саморазвития) мира. Два решения:

а) причина – это внешняя сила, воздействующая на мир и вызывающая его изменение и развитие;

б) причина развития мира заключена в нем самом (единство и борьба противоположностей).

Проблема природы и сущности знания. Два подхода:

а) знания – это знания о реально существующем мире, которые мы познаем с помощью чувств и разума;

б) знания – это знания о сверхчувственном, умопостигаемом мире, который недоступен чувствам и который познается с помощью интеллектуальной интуиции.

Проблема природы и сущности права и государства. Два подхода:

а) государство и право – средства подчинения одних людей другими;

б) государство и право – средства организации счастливой совместной жизни людей.

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса – это вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.).

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область – лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он – центр культуры, ее творец (софисты); его призвание – познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец – умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Все эти проблемы стали ключевыми проблемами европейской философии и науки.

 

Контрольные задания:

Укажите автора каждого из высказываний и философское направление (концепцию, школу), которое он представляет:

1.Вещи – тени идей.

2. Человек – мера всех вещей.

3. В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

4. Все тела состоят из атомов.

5. Я знаю, что я ничего не знаю.

6. Человек – общественное животное.

7. Движения нет, так как его нельзя выразить в понятиях.

8. Многознание не научает быть мудрым.

9. Познай самого себя.

10. Минимум потребностей, максимум совершенства.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Государственной противопожарной службы

Санкт-Петербургский университет.. Государственной противопожарной службы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Аристотеля

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена)  

Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения

Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про

Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф

Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и

Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характе­ризуется следующими наиболее важными особенностями: 1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми

Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца

Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально

Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания. В истории философии известны два основных метода

Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показыва­ет, что философское знание профессионально необходимо всём специалис­там государственной противопожарной службы министерства чрезвы

Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения

Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изме­нения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен

Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индий­ском обществе постепенно усиливается процесс, кото­рый вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о

Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке нахо­дится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,

Космологический период
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протя­жении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сици­лии;

Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от

Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч

Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду

Исторические условия формирования средневековой философии и ее основные характеристики
Средние века охватывают период европейской истории с V по XV века. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодиз

Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды: Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан

Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си

Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время воз­рождения интерес

Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Воз­рождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро

Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий. Философия Нового времени форм

Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспе­риментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д

Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной фило­софии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимы­ми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м

Материалистическая философия Б. Спинозы
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бене­дикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери

Однако Спиноза выделяет и анализирует два атрибута субстанции: про­тяженность и мышление
Мышление, сознание – это атрибут (неотъемлемое свойство) материи (субстанции). Мышление – свойство материи, такое же свойство как про­тяженность. Как невозможна протяженность без тела (материи),

Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель фило­софии Беркли – опровержение существования материи и опровер

Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизи­ческого материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец

Таким образом, исходный пункт философии Канта материалистичес­кий – объективный мир является источником наших ощущений и пред­ставлений
Вопрос о том, как соотносятся наши знания о мире («предмет» в голове, «вещь для нас») с самим миром (предмет вне головы, «вещь в себе»), Кант решает дуалистически (двойственно). С одной ст

Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть пробле­мы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Арис­тотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т

Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в се­бе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем. «Вещь в себе» – есть ничто. Кант до

Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существую­щей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,

Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была

Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,

Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во мно­гом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научно­го мышления – позитивизме. Основополож

Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции
Экзистенциализм с начала возникновения претендует на философию, на­меренную дать решение проблем места и судьбы личности в современном мире, веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни.

Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка тра­диционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружи­лись недостатки механических и натуралистических толковани

В действительности теория психоанализа явилась настоящей революцией в том способе мышления, что существовал в начале XX века
Прежде всего, это касается проблемы различения физических явлений и сознательных явлений. Дело в том, что современная наука исходит из того, что постижимы научным образом могут быть только определе

Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот

Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип?
Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа,которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками,

Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс

Проблема сущности и смысла жизни человека
Разработка этих про­блем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее за­дача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование обще­ственного и личного нравственных идеал

Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения фео­дальных общественных отношений и формирования капиталистич

Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.

Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в рус­ской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианс­кого мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.

Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа. Первый: человек(человечество) –

Супранатуралистическое направление
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Предста­вители этого направления также исходят

Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Алексеик Евгений Борисович (глава 8) кандид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги