Философия Аристотеля

Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии.

Аристотель исходит из признания объективно существующей и чувственно воспринимаемой природы. «Пытаться доказать, что природа существует, смешно, ибо очевидно, что предметов, обладающих такими свойствами, имеется много». Как видим, исходный тезис философии Аристотеля вполне материалистический.

Весь мир находится в непрерывном движении и изменении. Это движение присуще самим вещам и поэтому «не существует движения помимо вещей». Аристотель анализирует природу движения, выделяя его различные формы, однако он считал, что причиной самодвижения является неподвижный перводвигатель (Бог). По сравнению с решением этой проблемы Гераклитом это был шаг назад.

Различное понимание природы и сущности мира Аристотелем и Платоном предопределило различные варианты решения ими основных философских проблем.

Аристотель согласен с Платоном в том, что:

а) задача философии и науки – познание бытия;

б) невозможно получить истинное знание о бытии с помощью восприятия, так как все чувственные вещи изменчивы и преходящи;

в) общие понятия содержат истинные знания об истинной действительности.

Аристотель не согласен с Платоном в том, что:

а) идеи существуют самостоятельно, обособленно от чувственного мира;

б) идеи существуют до вещей;

в) он удваивает мир, добавляя к миру вещей мир идей.

Свою задачу Аристотель видит в том, чтобы преобразовать платоновскую философию понятий в теорию, объясняющую реальный мир, мир явлений. Наука должна объяснять мир не из идей, а исходя из объяснения явлений самого бытия. Идеи, будучи истинной сущностью чувственных вещей, должны тем самым и объяснять их, давать истинные знания о них. Отсюда основная идея Аристотеля – сверхчувственный мир идей и чувственный мир тождественны. Изучая отдельные, чувственные вещи, мы получаем общие, истинные знания об истинном мире.

Аристотель согласен, что чувственное восприятие отдельных вещей не дает истинных знаний. Чувственные знания о мире очевидны, чтобы их получить, не надо ничего изучать, достаточно просто воспринимать мир (вещь). Но тогда исчезает необходимость в философии и науке. Им просто нечего изучать, все знания нам дают чувства. На самом деле наука не только нужна, она необходима. Ее главная задача состоит в том, чтобы выяснять сущность мира (вещей) и наиболее общие причины их бытия.

Отсюда различное понимание природы и сущности общих понятий Платоном и Аристотелем. По Платону, общие понятия существуют самостоятельно, в идеальной форме, до отдельных вещей, по мнению Аристотеля, общее существует в самих отдельных вещах. Изучая отдельные вещи, мы получаем общие знания о них. Эти общие знания фиксируются и выражаются в общих понятиях, именно поэтому общие понятия и дают нам истинные знания о мире (вещах).

Учение Аристотеля о форме и материи. Согласно Аристотелю, основой бытия, его сущностью и его причиной является форма. Единичное бытие, по Аристотелю, есть единство формы и материи. Что это значит?

Аристотель исходит из того, что материя существует вечно. Но эта «первая», по его терминологии, материя лишена всяких свойств, всякой определенности, она не оформлена и чувственно не воспринимаема. Она существует в этом состоянии лишь как возможность, превращаясь в действительность только после соединения с формой. В реальных вещах мы имеем дело не просто с материей, а с оформленной, определенной материей, именно наличие формы делает данную вещь данной вещью, отличной от всех других вещей. Другими словами, форма придает материи определенность, превращает ее из возможности в действительность и тем самым является первичной по отношению к материи. Причина бытия, таким образом, заключена в форме. В этом смысле Аристотель говорит о форме, как о «первой сущности», т.е. форма – это не только внешний вид вещи, это прежде всего ее внутреннее состояние, ее сущность, ее причина. Форма – причина движения и развития, поскольку материя Аристотеля пассивна и инертна. Все ее изменения и превращения зависят от формы.

Аристотель выделяет различные уровни форм (растительные, животные и т.д.). Вершиной является чистая, бестелесная форма форм – Бог. Поскольку форма – начало активное, а материя лишь пассивный материал, то форма предшествует материи. Так, душа – форма тела, она бессмертна, она вечна, по сравнению с бренным телом.

Учение Аристотеля о форме достаточно сложно и противоречиво. Рациональный смысл его очевиден. Форма (внешняя) – это то, что делает данную вещь данной вещью и отличает ее от всех других вещей. В этом плане форма действительно придает определенность материи и делает материю определенной единичной вещью. Форма (внутренняя) – это принцип, закон, по которому объединяется содержание данной вещи. Объединение элементов содержания данной вещи строго определенно и не может быть другим. Другое соединение тех же элементов содержания даст другую вещь. В этом смысле форму действительно можно рассматривать как сущность вещи.

Но вопросы – откуда берутся «формы», как они взаимодействуют с материей, что такое «чистая форма форм», остаются без ответа.

Аристотель справедливо критиковал учение Платона об идеях. Однако «формы» Аристотеля во многом похожи на «идеи» Платона. Неудивительно поэтому, что положения Аристотеля о форме и материи, о бестелесной, чистой форме форм (Бог) были широко использованы в различных теологических построениях.

Правовые и государственные взгляды Аристотеля

Основой правовых и государственных взглядов Аристотеля является тезис о том, что «человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек...».

Аристотель считает, что знания о наилучшем государстве и законе можно получить только путем изучения реально существующих государств и законов, путем выяснения их сильных и слабых сторон, а не путем умозрительных построений идеального государства и закона.

Аристотель проводит анализ всех форм государства и их законов. На основе этого анализа он формулирует свои представления о «наилучшем государстве».

Наилучшей формой государственного устройства Аристотель считает политию. Полития – это такая форма государства, «когда в интересах общей пользы правит большинство...». Отклонением от политии является демократия. Демократия для Аристотеля – это власть, выражающая «интересы неимущих классов».

Анализируя демократию, Аристотель находит у нее ряд недостатков. Однако, в отличие от Платона, он признает ее главное достоинство. Демократия наиболее устойчива и стабильна, поскольку «сам против себя народ – и это следует подчеркнуть – бунтовать не станет».

Аристотель согласен с Платоном, что основная беда всех существующих форм государства – антагонизм бедных и богатых. Однако выводы из этого факта и особенно предлагаемые способы устранения этого зла (социального и экономического неравенства) у них принципиально различаются.

Платон предлагает с помощью государства и законов механически устранить причины раздоров (частную собственность, семью и т.д.). Аристотель с помощью государства и законов хочет найти способы решения существующих противоречий. Главным средством устранения социальных противоречий он считает создание многочисленного среднего слоя граждан. Они должны составлять большинство в государстве и тем самым придать ему устойчивость и стабильность.

Государство, где преобладает средний слой, будет иметь наилучший государственный строй. Средние не будут стремиться к чужому добру, как бедняки, а им никто не будет завидовать и посягать на их добро. В государстве установится стабильность и порядок, который приведет к общему благу.

Отсюда принципиальное отличие позиции Аристотеля от позиции Платона в понимании государства и права и их социальной функции в обществе.

Для Платона право и государство – это средства подавления, подчинения одной части населения другой. Для Аристотеля право и государство – это средства социального компромисса, средства организации совместной жизни людей на правовой основе. По Платону, государство создается, чтобы жить, по Аристотелю – «государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо...».

Государство и право призваны создавать оптимальные условия для совершенствования человека. «Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего...».

Государство и право – это средства установления и поддержания справедливости в обществе. «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Философия Аристотеля – последняя всеобъемлющая философская система античности. После Аристотеля философия занимается преимущественно этическими и нравственными проблемами (киники, циники, неоплатоники и т.д.).

Подводя итог, сформулируем основные философские проблемы античной философии и способы их решения.

Проблема понимания природы и сущности мира. Два основных подхода к ее решению – материалистический и идеалистический. Первый видит сущность мира в материальной субстанции, второй – в идеальной.

Проблема причины развития (саморазвития) мира. Два решения:

а) причина – это внешняя сила, воздействующая на мир и вызывающая его изменение и развитие;

б) причина развития мира заключена в нем самом (единство и борьба противоположностей).

Проблема природы и сущности знания. Два подхода:

а) знания – это знания о реально существующем мире, которые мы познаем с помощью чувств и разума;

б) знания – это знания о сверхчувственном, умопостигаемом мире, который недоступен чувствам и который познается с помощью интеллектуальной интуиции.

Проблема природы и сущности права и государства. Два подхода:

а) государство и право – средства подчинения одних людей другими;

б) государство и право – средства организации счастливой совместной жизни людей.

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса – это вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.).

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область – лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он – центр культуры, ее творец (софисты); его призвание – познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец – умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Все эти проблемы стали ключевыми проблемами европейской философии и науки.

 

Контрольные задания:

Укажите автора каждого из высказываний и философское направление (концепцию, школу), которое он представляет:

1.Вещи – тени идей.

2. Человек – мера всех вещей.

3. В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

4. Все тела состоят из атомов.

5. Я знаю, что я ничего не знаю.

6. Человек – общественное животное.

7. Движения нет, так как его нельзя выразить в понятиях.

8. Многознание не научает быть мудрым.

9. Познай самого себя.

10. Минимум потребностей, максимум совершенства.