рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет, объект и субъект философского познания

Предмет, объект и субъект философского познания - раздел Политика, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Философия (Phylosophpya – Любовь К Мудрости), – Форма Общест...

Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром. Философия является учением о предельных, всеобще-универсальных основаниях бытия мира, его познания и практического преобразования и преследует цели построения единой системы представлений о мире и месте в нем человека.

Согласно Аристотелю, философия – это наука, исследующая первые начала и причины, «сущее как таковое, а также то, что ему принадлежит само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущего».

В философии разумное мышление обретает способность усмотрения «первых начал», общих природе и культуре. Благодаря прогрессу разума, достигнутому развитием теоретического мышления в философии, человек становится свободным, творческим существом, способным к самоопределению в отношении мифопоэтического и религиозного мировоззрений, к преодолению диктата требований «здравого смысла» и ограниченности узко-научных истин.

За пределами явлений видимого, чувственно воспринимаемого мира философское умозрение открывает иную, недосягаемую для непосредственного наблюдения и эмпирического опыта «невидимую» реальность всеобщих причин и законов бытия. Их истолкование вне предмета философии всегда относилось и сейчас принадлежит к области исключительной компетенции различного рода мифологизирования, религиозной мистики и произвола фантазии «оккультных наук». Исторические и современные попытки естествознания, математики или социогуманитарных наук выявить и объяснить «первые начала и причины» мирообразования, человеческой жизни и общественной истории не достигают успеха и служат лишь дополнительным источником распространения мистики, скептицизма и иррационализма.

Философия, представляющая возможность увидеть в разум­ном созерцании внутреннее единство и гармонию многообразия явлений природы и истории, рассматривалась Платоном (427-327 гг. д. н. э.) как величайшее благо, ни с чем не сопоставимый, поистине божественный дар, ниспосланный олимпийцами человеку. И эта оценка едва ли преувеличена, если учесть, что в философии человеческий разум превращается в могущественную творческую силу, которая по своей социально-исторической энергии и масштабам вполне сопоставима с действиями стихийных сил природы, подвигами мифологических героев, свершениями богов языческих и мировых религий. Не случайно, с момента возникновения философии до наших дней, обращение к доводам разума становится столь же важным аргументом в пользу выбора способов решения конкретных практических задач, как и получение санкций со стороны обычая и традиции, или освященных религией соответствующих предзнаменований.

Человек и мир рассматриваются в философии не изолированно друг от друга, не непосредственно, а сквозь «призму» и на основе изучения взаимоотношений между ними, и в этом смысле, опосредованно. Тем самым создается возможность понимания бытия человека в мире в единстве с бытием мира в человеке, а значит и адекватного определения исходных смысложизненных ориентаций, обусловливающих программу социального поведе­ния людей.

В состав предмета философии включается всеобщее в материальном бытии, всеобщее в бытии человека и взаимоотношениях между ними. Вместе с тем предметом философии в материальном бытии, так же как и в духовной жизни людей, является не всякое всеобщее, а только то, которое связано с отношением к нему человека. Иначе говоря, проблема всеобщего формулируется и исследуется в пределах предмета философии лишь при условии понимания всеобщего как выражения различий духовного и естественно-природного, идеального и материального составляющих бытия.

Сущность противоположностей мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы, границы не только их различия, но и тождества, в полной мере обнаруживаются в многообразии взаимоотношений между человеком и миром и становятся доступными рациональному истолкованию и правильному пониманию в пределах предмета философии. Являясь учением в предельных основаниях, то есть изначальных причинах и условиях бытия, философия сосредоточивает внимание на изучении не отдельно взятых, не частных, а всеобщих форм взаимоотношений человека и мира.

Акцентируя внимание на изучении всеобщего, философия редуцирует, сводит все наличное многообразие взаимоотношений между миром и человеком к трем основным типам, или способам освоения мира человеком: практическому, духовному и ценностному (т.е. аксиологическому). Их выделение – необходимое условие предметного самоопределения философии, начала продвижения философского познания по пути раскрытия сущности, предельных оснований бытия мира и человека. Практический, духовный и ценностный способы освоения мира представляют собой всеобщие формы реализации творческой активности человека как субъекта познания и чувственно-предметной деятельности, преобразующего объективную, независимо от него существующую естественно-природную и социальную реальность в соответствие с сознательно поставленными целями. Таким образом, основные способы освоения мира (природы и общества), как объекта творческой активности людей, одновременно служат выражением определенного к нему отношения человека, как субъекта, то есть носителя познавательной и практической дея­тельности. Изучение природы и специфики субъект-объектных отношений, или отношений мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы в составе практического, духовного и ценностного способов освоения мира человеком является главной задачей философского познания. Ее правильная постановка и решение, то есть выяснение сущности органической связи противоположностей мышления и бытия, духа и природы, сознания и материи, служат источником формирования истинных знаний о мире, месте в нем человека и смысле социальной истории.

Следует различать предмет и объект философии. Философия, по определению ее предмета, есть совокупность теоретически осмысленных представлений о мире, человеке и взаимоотношениях между миром и человеком. Нет, однако, нужды доказывать, что и мир, и человек, и взаимоотношения между ними являются объектом не только философского, но и мифологического, ре­лигиозного, научного и обыденного сознания, существующих в настоящее время в виде многообразия соответствующих типов знания (т.е. мифологического, религиозного, научного и др.). Известно, например, что человек является объектом исследования целого ряда научных дисциплин – от биологической и медицинской до социальной, педагогической и философской антропологии. Окружающий человека мир природы и общественной жизни выступает в качестве объекта познания для корпуса естественных и социальных наук (от физики и химии до социологии и культурологии). Наконец, мир, человек и взаимоотношения между ними служат объектом мифологического и религиозного мировоззрений.

Возникает вопрос, почему, в силу каких причин один и тот же объект отражается в многообразии видов наличного комплекса мировоззренческих, естественнонаучных, социогуманитарных и других знаний? Без ответа на этот вопрос невозможно сформировать сколько-нибудь ясное понимание предмета философии, ее места в системе накопленных к настоящему времени представлений о мире и человеке, а стало быть, и о роли в решении насущных проблем сегодняшнего дня (теоретических и практических).

Уже в немецкой классической философии (Г.В.Ф. Гегель – 1770-1831 гг.) было строго установлено, что отношение человека к миру как субъекта к объекту не является непосредственным. Оно опосредовано предметной сферой. Оказалось, что в составе отношений между миром и человеком наличествует особое промежуточное звено в виде совокупности предметов, которые характеризуются той же степенью реальности существования как мышление и бытие, но вместе с тем качественно отличаются от них. Предмет является продуктом взаимодействия субъекта и объекта. Любой объект, независимо от его природы, – будь он материальный или духовный, – неизбежно превращается в предмет, как только вовлекается в сферу познавательной или практической деятельности человека. Предмет, как особая вещь, явление или процесс, представляет собой своего рода «сплав» субъективного и объективного, идеального и материального, а стало быть и выступает в качестве специфической и универсальной формы связи, единства противоположностей бытия и сознания.

Предмет философии, так же как и предметы любой области знания (естествознание, гуманитарные науки и др.), выделяется из системы явлений, процессов и отношений действительности под влиянием действия абстрагирующей силы мышления и, по существу, представляет собой своего рода теоретическую, «мысленно-вещественную» модель объекта.

Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) философии – все то, что противостоит субъекту философского познания, на что направлена его познавательная активность, то есть существующие независимо от воли и сознания людей, – человек, мир и взаимоотношения между миром и человеком во всем многообразии их субстанциальных, пространственно-временных и процессуальных свойств. Иначе говоря, объект философии включает всю совокупность явлений материального мира, социальной реальности, духовной жизни человека и общества, которые характе­ризуются единственным свойством, свойством бытия, существования по отношению к субъекту, а значит и сами по себе не дифференцированы, не различимы ни в качественном, ни в количественном отношениях. Отсюда проистекает и общепринятое сугубо внешнее, отрицательное, чисто функциональное определение объекта познания вообще и философского познания в частности как того, на что направлена духовная активность субъекта. Поэтому любые подразделения объектов, их градация оказываются воз­можными лишь при учете особенностей отношения субъекта к объекту, характера самой направленности философского познания на объект. Имея в виду изменения гносеологического статуса объекта в процессе движения рационального познания в направлении перехода от эмпирического уровня к теоретическому, принято различать эмпирические и теоретические объекты, объекты наблюдаемые и ненаблюдаемые, а также выделять особый класс так называемых абстрактных объектов.

Теоретические, ненаблюдаемые и абстрактные объекты не представляют собой принципиально отличную от эмпирических объектов сферу реальности. Это положение справедливо и для тех случаев, когда речь идет об идеальных объектах, не существующих и не осуществимых в действительности (например, «идеальные газы», «абсолютно твердые тела», «всесторонне развитая личность», «идеальное государство» и др.), а являющихся всего лишь необходимым для построения теоретических знаний способом выделения и рациональной осмысленности некоторых сторон объекта, которые ускользают из поля зрения эмпирического познания, находятся за пределами досягаемости его методов и форм. Вместе с тем для идеальных объектов, так же как и для ненаблюдаемых и абстрактных, могут быть указаны существующие в реальном мире соответствующие естественно-исторические прообразы, а сама направленность познания на их выделение и освоение может быть понята как выражение конкретных потребностей и интересов человеческого существования. В конечном счете, объект философии оформляется именно под влиянием насущных потребностей жизни человека и целей его социокультурного творчества.

Объекты философии принадлежат к классу теоретических, непосредственно не наблюдаемых и абстрактных объектов, таких как Истина, Добро, Красота, Справедливость и др. В своей совокупности они образуют особую область умопостигаемой реальности и становятся доступными для изучения и рационального истолкования в пределах предмета философии. Понимание природы Истины, Добра, Красоты, Справедливости, Смысла человеческой жизни невозможно, если оно не опирается на систематическое исследование закономерностей духовного, практического и ценностного способов освоения человеком мира, составляющих содержание предмета философской рефлексии.

Конечно, потребности постижения Истины, уяснения сущности Добра, Красоты, Справедливости, Смысла человеческой жизни и Субстанциональных оснований мирообразовательного процесса определяют направленность не только философского, но и других видов исследовательского поиска (теологического, естественнонаучного, социогуманитарного и др.). Истина, например, является единым объектом рационального познания в физике, биологии, социологии и др. научных дисциплинах, но становится доступной изучению лишь при условии строгого определения данного объекта в качестве предмета исследования соответствующих отраслей знания, каждая из которых не претендует и не может претендовать на всеобщность и универсальность своих выводов. И дело здесь не только во фрагментарности, и в этом смысле ограниченности узконаучных истин, а в том специфическом способе, каким истина, будучи объектом познания, полагается в качестве его предмета. Сами эти «фрагментарность» и «ограниченность» порождаются общим для всех отраслей научного познания стремлением к изучению своих предметов объективно, то есть, абстрагируясь от любого содержания, привносимого в них субъектом. В силу необходимости выполнения требований антипсихологизма и объективности, вне поля зрения наук о природе и культуре оказывается та сторона истины, которая является продуктом духовной и практической активности субъекта, формой реализации сознательной деятельности преследующего свои цели человека. И если в философии истина рассматривается как всеобщая форма отношения человека к миру, то в физике, биологии, социологии и др. науках она представлена в виде некой изначальной данности, без учета причин (социальных, антропологических и др.) и особенностей методов ее мысленного конструирования субъектом.

Следует подчеркнуть, что из фактов «фрагментарности» и неоднозначности способов освоения истины совсем не следует и не может вытекать положение о множественности истин. Истина едина, неделима и для всех отраслей знания одна. Речь может идти лишь о формах ее проявления в зависимости от конкретных условий определения предмета познания. Ошибочные представления о множественности истины всегда были и остаются питательной почвой для постоянного возрождения крайних форм субъекти­визма и скептицизма, и как следствие этого, распространения одной из наиболее агрессивных видов идеологической репрессии – идеологии так называемого «плюрализма мнений». Масштабность и эффективность заряда ее разрушительной энергии достигаются за счет проведения несложной операции по подмене истины индивидуальными или групповыми «мнениями» с последующим чисто риторическим изображением факта многообразия мнений в качестве показателя достигнутого уровня свободы и творчества.

Абсолютизация как отношений тождества, так и, наоборот, отношений различия между предметом и объектом недопустима, поскольку служит главной причиной распространения субъективизма и безграничного произвола воображения в философском и научном познании.

Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jack) – бросаю, кладу основание) познания вообще, и философского познания, в частности, – источник и носитель духовной и практической активности (индивид или со­циальная группа), направленной на объект.

Поскольку философия представляет собой форму общественного сознания, то и отдельно взятый человек, индивид, выступает как субъект, с присущим ему самосознанием, в той мере, в какой он овладел достижениями культурно-цивилизационного творчества людей, включая систему средств предметно-практической деятельности, формы языка, логические категории, нормы нравственного поведения, художественно-эстетического восприятия и др. Действительным субъектом философского познания является общество, сложно структурированный, противоречивый, но вместе с тем в высшей степени целостный, живой, а значит чувствующий и мыслящий надиндивидуальный организм, осознающий себя и свое бытие в мире в многообразии форм общественного сознания (мораль, наука, право, религия, искусство и др.), к числу которых принадлежит и философия.

Активная деятельность субъекта является необходимым условием выделения и включения тех или иных сторон бытия мира и человека в поле зрения философского познания в качестве его объектов. Поэтому их теоретическое воспроизведение в системе философского знания отражает не только свойства бытия мира и человека как объективной реальности, но, одновременно, обнаруживает очевидную зависимость от форм предметно-преобразующей деятельности субъекта. Иначе говоря, философские знания формируются под влиянием объекта в той же мере, в какой являются продуктом мысленного конструирования субъектом.

Поскольку по своему составу философское знание представляет собой результат органичного синтеза форм духовной активности и объективного содержания, то и решение вопросов о закономерностях происхождения и критериях истинности знаний оказывается непосредственно связанным с задачами выяснения сущности человека как субъекта познания и практики.

Впервые в истории философии проблема субъекта познания была строго поставлена Р. Декартом (1596-1650 гг.), указавшим на принципиальное различие между духовной и физической субстанциями, а стало быть и между внутренним миром человека и внешним миром объективной действительности. Ограниченность критериев субъективной (логической) достоверности знаний была выявлена Г.Лейбницем (1646 – 1716 гг.), который выдвинул требование о необходимости эмпирической, опытно-фактологической проверки теоретических представлений и тем самым акцентировал внимание на вопросах специфики субъекта по сравнению с объектом. Однако, выделение субъекта из общих связей и отношений действительности, его противопоставление объекту, оставляло открытым вопрос об условиях взаимодействия субъекта и объекта, об источниках и роли творческой активности субъекта в процессах познания мира и человека.

Ответить на этот вопрос возможно лишь в рамках решения проблемы сущности субъекта. Попытки его идентификации с отдельно взятым, изолированным от системы общественных отношений человеческим индивидом никогда не имели и до настоящего времени не имеют успеха, так как ограничивают процесс познания сферой психологических переживаний и, следовательно, исключают возможность рационального истолкования связи между субъектом и объектом. Поэтому вплоть до немецкой классической философии считалось, что объект дан субъекту внерационально, он обнаруживается и воспринимается сознанием интуитивно, в интеллектуальном или чувственно-эстетическом созерцании.

Но если связь между субъектом и объектом внерациональна, то, значит, она и не может быть понята.

Первые шаги к преодолению альтернативы субъекта и объекта были сделаны у истоков немецкой классической философии И.Кантом (1724 – 1804 гг.). В его концепции «трансцендентально­го субъекта» человек рассматривается не в полной изоляции от каких-либо взаимоотношений с другими людьми, но как связанное с ними естественными, кровными узами родовое существо. Это позволило в определенной мере выйти за пределы чисто психологической трактовки познания, путем выведения общезначимости, и в этом смысле, объективности философских и научных истин, из факта принадлежности субъекта духовной активности к человеческому роду как целостному образованию. Однако, опираясь на понимание человека как родового существа, Кант вынужден констатировать, что объект находится за пределами досягаемости познавательных способностей субъекта, представляет собой абсолютно непроницаемую для мышления и эмпирического опыта «вещь в себе».

Развитие представлений об обществе как особом, реально существующем, надиндивидуальном организме и о человеке как социальном существе послужило основой преодоления ложной альтернативы субъекта и объекта. Уже В.Гегель смог показать, что связь между ними обеспечивается посредством механизмов предметной деятельности, и рассмотреть процесс познания с точки зрения достигающегося в нем единства объекта с творчески-созидательной активностью человека.

Сознательное отношение к процессу воспроизведения объекта в системе знаний предполагает, что субъект как носитель языка, логических категорий, предметно-преобразовательных и познавательных операций, является себя осознающим, обладает способностью самосознания. Самосознание служит выражением факта своего рода раздвоения субъекта в силу потребности постоянного сопоставления своих познавательных операций с содержанием познаваемого объекта. Таким образом, посредством самосознания как отношения сознания к самому себе в процессе духовного освоения естественно-природной и социальной реальности субъект достигает целей осознания своего места в мире объектов. Поэтому выдвинутый еще в античности и сейчас в высшей степени актуальный призыв – «познай самого себя!».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет, объект и субъект философского познания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена)  

Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про

Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф

Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и

Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характе­ризуется следующими наиболее важными особенностями: 1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми

Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца

Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально

Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания. В истории философии известны два основных метода

Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показыва­ет, что философское знание профессионально необходимо всём специалис­там государственной противопожарной службы министерства чрезвы

Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения

Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изме­нения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен

Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индий­ском обществе постепенно усиливается процесс, кото­рый вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о

Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке нахо­дится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,

Космологический период.
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протя­жении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сици­лии;

Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от

Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч

Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду

Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии. Аристотель исходит из признания объективно сущ

Исторические условия формирования средневековой философии и ее основные характеристики
Средние века охватывают период европейской истории с V по XV века. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодиз

Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды: Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан

Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си

Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время воз­рождения интерес

Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Воз­рождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро

Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий. Философия Нового времени форм

Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспе­риментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д

Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной фило­софии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимы­ми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м

Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бене­дикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери

Однако Спиноза выделяет и анализирует два атрибута субстанции: про­тяженность и мышление.
Мышление, сознание – это атрибут (неотъемлемое свойство) материи (субстанции). Мышление – свойство материи, такое же свойство как про­тяженность. Как невозможна протяженность без тела (материи),

Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель фило­софии Беркли – опровержение существования материи и опровер

Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизи­ческого материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец

Таким образом, исходный пункт философии Канта материалистичес­кий – объективный мир является источником наших ощущений и пред­ставлений.
Вопрос о том, как соотносятся наши знания о мире («предмет» в голове, «вещь для нас») с самим миром (предмет вне головы, «вещь в себе»), Кант решает дуалистически (двойственно). С одной ст

Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть пробле­мы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Арис­тотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т

Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в се­бе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем. «Вещь в себе» – есть ничто. Кант до

Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существую­щей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,

Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была

Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,

Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во мно­гом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научно­го мышления – позитивизме. Основополож

Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции.
Экзистенциализм с начала возникновения претендует на философию, на­меренную дать решение проблем места и судьбы личности в современном мире, веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни.

Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка тра­диционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружи­лись недостатки механических и натуралистических толковани

В действительности теория психоанализа явилась настоящей револю­цией в том способе мышления, что существовал в начале XX века.
Прежде всего, это касается проблемы различения физических явлений и сознательных явлений. Дело в том, что современная наука исходит из того, что постижимы научным образом могут быть только определе

Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот

Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип?
Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа,которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками,

Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс

Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих про­блем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее за­дача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование обще­ственного и личного нравственных идеал

Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения фео­дальных общественных отношений и формирования капиталистич

Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.

Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в рус­ской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианс­кого мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.

Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа. Первый: человек(человечество) –

Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Предста­вители этого направления также исходят

Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Алексеик Евгений Борисович (глава 8) кандид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги