Сущность философии Возрождения - раздел Политика, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Возрождение Или Ренессанс – Это Период Культурной Истории Западной Европы С X...
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время возрождения интереса к культуре Античности.
Период Возрождения накладывается на средневековый период в истории Европы. Данный парадокс объясняется тем,что возрождение – это период не политической, а культурной истории, для которой характерны такие черты, как.
1) складывание национальных государств, абсолютных монархий на месте разваливающейся Римской империи;
2) зарождение капиталистических отношений;
3) реформация;
4) великие географические открытия.
Все эти события происходили на фоне жёсткой борьбы между традиционализмом и модерном. Традиционализм – это тип мировоззрения, исходящий из безусловной ценности старого наследия предков, которое воплощено в обычаях, традициях, нравах. Для традиционализма был существенен авторитет не столько истины, сколько веры в значимость того, что было «до нас». Поскольку традиционализм придаёт такое значение прошлому, для него характерно почтение к старшим, признание иерархического строения мира.
Самым надёжным хранителем традиций являлась в то время религия. Традиционализм являлся и своеобразным типом мышления, в центре которого был авторитет не разума, а веры. Признавая значение рационального дискурса, традиционализм отводил ему второстепенное значение. Главными познавательными способностями признавались лишь интуиция, образное видение мира и религиозная вера. При этом традиционализм, признавая ценность иерархии, отрицал идею равноправия людей, мало того, ему была чужда концепция прав человека.
Однако традиционализм не мог противостоять натиску чисто объективного хода вещей, потребностям экономического роста европейского общества, когда старому стереотипу презрения ко всему земному постепенно уступает место идеал человека в его достойном земном существовании. В силу этого объявляется, что земное предназначение человека должно реализоваться в гражданском обществе, а к жизни вечной пусть человека ведет церковь. В связи с этим разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от ее притязаний на светскую жизнь. А это возможно только при условии отказа от традиционных ценностей, их разрушения. Именно поэтому эпоха Возрождения и была идеологическим знаменем разрушения старых и творения новых ценностей.
Гуманизм артикулировал требования новой эпохи, философское кредо было выражено натурфилософией Возрождения, необходимость освобождения от религиозного традиционализма вызвала религиозную Реформацию, которую считали скрытой формой буржуазной революции.
Если попытаться выразить сущность философии Возрождения лаконично, это будет выглядеть так: это подготовка Нового времени, состоящая в демистификации картины мира, принижении роли Бога и, соответственно, повышении роли человека, выдвижение на первый план познавательной роли разума. Возрождение – это подготовка перехода к новой жизни и новому образу мышления, но не сам переход. Поэтому для мышления эпохи Возрождения характерны половинчатость и некоторая неопределённость. В философии это выразилось прежде всего в пантеизме, то есть, сущностными чертами философии Возрождения являются антитрадиционализм, гуманизм, пантеизм.
Важным является выяснение социокультурных и собственно философских корней Возрождения. Отношение к средневековью было принципиальным вопросом. Средневековье, по мнению большинства деятелей Ренессанса – это «царство тьмы», абсолютно бессодержательный этап истории. Из-за него человечество было отброшено в своём развитии на пять столетий назад. Идеалы высокой духовности, свойственные античности, были попраны. Характеризуя в предыдущей лекции философскую мысль средних веков, мы уже говорили об ошибочности такого утверждения. Как Средневековье в целом – более продвинутый период человеческой истории, так и философия Средневековья существенно развивала свою проблематику.
Как уже известно, античная философия была эстетикой, и её эстетичность, поиск формы и красоты заслонили социальные, этические и логические проблемы. Поэтому односторонность античной философии должна была быть преодолена, и эту задачу решила философия Средневековья.
Но она также развивалась в сторону онтологии, разрабатывала проблемы бытия, отождествляя его с бытием Бога. Прямой переход от традиционализма философии средних веков к рационализму Нового времени был невозможен, и поэтому философия Возрождения выступает как посредствующая. Её можно назвать синкретической, восприемницей и продолжательницей философии античности. В философии Возрождения можно выделить в основном три периода: 1) гуманистический или антропоцентрический;
2) неоплатонический;
3) натурфилософский.
Для наиболее развитых стран Европы Возрождение знаменует начало капиталистических отношений, складывание национальных государств, кардинальное изменение социальной структуры общества, появление буржуазии, религиозную революцию в форме Реформации.
Поэтому невозможно понять своеобразие философии Возрождения без этих кардинальных социально-политических событий. Особенно следует выделить борьбу итальянских городов-республик за свою независимость на фоне возвышения абсолютизма.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием социального естествознания, с Великими географическими открытиями, с успехами в области естественных наук. Всё это вызвало кардинальное изменение картины мира, превращение её из теологической в научно-антропоцентристскую. В этом отношении особо примечательна работа Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», сыгравшая решающую роль в пересмотре представлений о мире.
Разработке концепции гелиоцентризма Коперник посвятил всю свою жизнь. Но он не спешил сделать это открытие достоянием гласности, не без оснований опасался преследований со стороны церкви.
Опасение великого ученого оправдалось. В 1616 году его учение было запрещено как «глупое, философски ложное, по оценке церкви, решительно противостоящее священному писанию и прямо еретическое».
Идеи Коперника развил в тот период И. Кеплер (1571-1630 гг.), предвосхитивший открытие закона Всемирного тяготения своим обоснованием, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам; что движение планет вокруг Солнца неравномерно, время обращения планет зависит от их расстояния от Солнца. По существу его открытия стали предпосылкой реабилитации учения Коперника.
Еще один шаг в становлении науки как самостоятельной формы общественного сознания и освоения мира сделал в тот период Галилео Галилей (1564-1642 гг.), сконструировавший телескоп с 30-кратным увеличением. Благодаря его телескопу звездное небо предстало совершенно в новом виде. Пораженные современники говорили: «Колумб открыл новый материк, а Галилей – новую Вселенную».
Это был еще один мощнейший удар по теоцентрическому мировоззрению. Галилей был вызван в святую инквизицию. Подчинившись внешне, Галилей продолжал свои научные исследования. Работа Галилео «Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской» стала основой новой картины мира и новой методологии научных исследований.
Поэтому философскую мысль того периода не следует рассматривать в качестве этапа разлагающейся позднесхоластаческой философии. Она строится на иных основаниях, хотя на неё оказал воздействие средневековый неоплатонизм и некоторые социальные воззрения Авиценны, Аверроэса и других. Несомненно воздействие немецкой мистики Майстера Эрхарта на философские воззрения Николая Кузанского и Якоба Бёме. Возрождение классической древности, давшее название самой эпохе, определило решающую роль античного философского наследия. При всем этом обязательно следует иметь в виду, что речь идёт не об усвоении, а об оригинальной переработке античной традиции.
В философии эпохи Возрождения мы имеем дело со специфическими модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Мы встречаем причудливое сочетание самых разных философий. Граница проходила между теологией и схоластической философией, с одной стороны, и философией, ориентированной на гуманистические ценности.
Философская мысль Возрождения создаёт новую, пантеистическую в своей главной тенденции картину мира, которая скептически относилась к идее творения и тяготела к отождествлению бога и природы. Причём это отождествление было не формальным, а принципиальным.
Бог в философии Возрождения – это не бог ортодоксальной религии, который творит мир из ничего. Он лишается такой свободы, со-вечен миру и сливается с законами «естественной необходимости». А природа из служанки и творения бога превращается в обожествлённое начало вещей.
Философию Возрождения выделяет ярко выраженный антропоцентризм. Человек не только является важным объектом философского рассмотрения, но оказывается и центральным звеном всей космической эволюции. В отличие от средневековья, рассматривающего человека в его греховности и «тварности», человек в ренессансной мысли интересен в его земном предназначении.
Таким образом, философия эпохи Возрождения знаменует собой переход от философской мысли средневековья к Новому времени,создавая предпосылки для естественнонаучной революции. Сущность философии этого времени состоит в формировании философских и мировоззренческих предпосылок новой картины мира, основывающейся на принципе антропоцентризма. Тем самым философия Возрождения означала собой и разрушение ценностей традиционного общества, и формирование новой социокультурной парадигмы, называемой в истории культуры «модерном».
САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Сущность философии Возрождения
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор,
академик Петровской академии наук и искусств
(Российский государственный педагогический университет
им. А.И.Герцена)
Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения
Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про
Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф
Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и
Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:
1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми
Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца
Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально
Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания.
В истории философии известны два основных метода
Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показывает, что философское знание профессионально необходимо всём специалистам государственной противопожарной службы министерства чрезвы
Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения
Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен
Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индийском обществе постепенно усиливается процесс, который вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о
Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,
Космологический период.
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протяжении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сицилии;
Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от
Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч
Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду
Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии.
Аристотель исходит из признания объективно сущ
Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды:
Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан
Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си
Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Возрождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро
Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий.
Философия Нового времени форм
Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.).
Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д
Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной философии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимыми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м
Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери
Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель философии Беркли – опровержение существования материи и опровер
Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизического материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец
Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть проблемы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Аристотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т
Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в себе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем.
«Вещь в себе» – есть ничто. Кант до
Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существующей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,
Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была
Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектического материализма). Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,
Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во многом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научного мышления – позитивизме. Основополож
Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружились недостатки механических и натуралистических толковани
Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот
Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс
Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих проблем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее задача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование общественного и личного нравственных идеал
Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения феодальных общественных отношений и формирования капиталистич
Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.
Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в русской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианского мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.
Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа.
Первый: человек(человечество) –
Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Представители этого направления также исходят
Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора,
заслуженного работника высшей школы Российской Федерации
Алексеик Евгений Борисович (глава 8)
кандид
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов