Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время возрождения интереса к культуре Античности.
Период Возрождения накладывается на средневековый период в истории Европы. Данный парадокс объясняется тем,что возрождение – это период не политической, а культурной истории, для которой характерны такие черты, как.
1) складывание национальных государств, абсолютных монархий на месте разваливающейся Римской империи;
2) зарождение капиталистических отношений;
3) реформация;
4) великие географические открытия.
Все эти события происходили на фоне жёсткой борьбы между традиционализмом и модерном. Традиционализм – это тип мировоззрения, исходящий из безусловной ценности старого наследия предков, которое воплощено в обычаях, традициях, нравах. Для традиционализма был существенен авторитет не столько истины, сколько веры в значимость того, что было «до нас». Поскольку традиционализм придаёт такое значение прошлому, для него характерно почтение к старшим, признание иерархического строения мира.
Самым надёжным хранителем традиций являлась в то время религия. Традиционализм являлся и своеобразным типом мышления, в центре которого был авторитет не разума, а веры. Признавая значение рационального дискурса, традиционализм отводил ему второстепенное значение. Главными познавательными способностями признавались лишь интуиция, образное видение мира и религиозная вера. При этом традиционализм, признавая ценность иерархии, отрицал идею равноправия людей, мало того, ему была чужда концепция прав человека.
Однако традиционализм не мог противостоять натиску чисто объективного хода вещей, потребностям экономического роста европейского общества, когда старому стереотипу презрения ко всему земному постепенно уступает место идеал человека в его достойном земном существовании. В силу этого объявляется, что земное предназначение человека должно реализоваться в гражданском обществе, а к жизни вечной пусть человека ведет церковь. В связи с этим разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от ее притязаний на светскую жизнь. А это возможно только при условии отказа от традиционных ценностей, их разрушения. Именно поэтому эпоха Возрождения и была идеологическим знаменем разрушения старых и творения новых ценностей.
Гуманизм артикулировал требования новой эпохи, философское кредо было выражено натурфилософией Возрождения, необходимость освобождения от религиозного традиционализма вызвала религиозную Реформацию, которую считали скрытой формой буржуазной революции.
Если попытаться выразить сущность философии Возрождения лаконично, это будет выглядеть так: это подготовка Нового времени, состоящая в демистификации картины мира, принижении роли Бога и, соответственно, повышении роли человека, выдвижение на первый план познавательной роли разума. Возрождение – это подготовка перехода к новой жизни и новому образу мышления, но не сам переход. Поэтому для мышления эпохи Возрождения характерны половинчатость и некоторая неопределённость. В философии это выразилось прежде всего в пантеизме, то есть, сущностными чертами философии Возрождения являются антитрадиционализм, гуманизм, пантеизм.
Важным является выяснение социокультурных и собственно философских корней Возрождения. Отношение к средневековью было принципиальным вопросом. Средневековье, по мнению большинства деятелей Ренессанса – это «царство тьмы», абсолютно бессодержательный этап истории. Из-за него человечество было отброшено в своём развитии на пять столетий назад. Идеалы высокой духовности, свойственные античности, были попраны. Характеризуя в предыдущей лекции философскую мысль средних веков, мы уже говорили об ошибочности такого утверждения. Как Средневековье в целом – более продвинутый период человеческой истории, так и философия Средневековья существенно развивала свою проблематику.
Как уже известно, античная философия была эстетикой, и её эстетичность, поиск формы и красоты заслонили социальные, этические и логические проблемы. Поэтому односторонность античной философии должна была быть преодолена, и эту задачу решила философия Средневековья.
Но она также развивалась в сторону онтологии, разрабатывала проблемы бытия, отождествляя его с бытием Бога. Прямой переход от традиционализма философии средних веков к рационализму Нового времени был невозможен, и поэтому философия Возрождения выступает как посредствующая. Её можно назвать синкретической, восприемницей и продолжательницей философии античности. В философии Возрождения можно выделить в основном три периода:
1) гуманистический или антропоцентрический;
2) неоплатонический;
3) натурфилософский.
Для наиболее развитых стран Европы Возрождение знаменует начало капиталистических отношений, складывание национальных государств, кардинальное изменение социальной структуры общества, появление буржуазии, религиозную революцию в форме Реформации.
Поэтому невозможно понять своеобразие философии Возрождения без этих кардинальных социально-политических событий. Особенно следует выделить борьбу итальянских городов-республик за свою независимость на фоне возвышения абсолютизма.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием социального естествознания, с Великими географическими открытиями, с успехами в области естественных наук. Всё это вызвало кардинальное изменение картины мира, превращение её из теологической в научно-антропоцентристскую. В этом отношении особо примечательна работа Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», сыгравшая решающую роль в пересмотре представлений о мире.
Разработке концепции гелиоцентризма Коперник посвятил всю свою жизнь. Но он не спешил сделать это открытие достоянием гласности, не без оснований опасался преследований со стороны церкви.
Опасение великого ученого оправдалось. В 1616 году его учение было запрещено как «глупое, философски ложное, по оценке церкви, решительно противостоящее священному писанию и прямо еретическое».
Идеи Коперника развил в тот период И. Кеплер (1571-1630 гг.), предвосхитивший открытие закона Всемирного тяготения своим обоснованием, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам; что движение планет вокруг Солнца неравномерно, время обращения планет зависит от их расстояния от Солнца. По существу его открытия стали предпосылкой реабилитации учения Коперника.
Еще один шаг в становлении науки как самостоятельной формы общественного сознания и освоения мира сделал в тот период Галилео Галилей (1564-1642 гг.), сконструировавший телескоп с 30-кратным увеличением. Благодаря его телескопу звездное небо предстало совершенно в новом виде. Пораженные современники говорили: «Колумб открыл новый материк, а Галилей – новую Вселенную».
Это был еще один мощнейший удар по теоцентрическому мировоззрению. Галилей был вызван в святую инквизицию. Подчинившись внешне, Галилей продолжал свои научные исследования. Работа Галилео «Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской» стала основой новой картины мира и новой методологии научных исследований.
Поэтому философскую мысль того периода не следует рассматривать в качестве этапа разлагающейся позднесхоластаческой философии. Она строится на иных основаниях, хотя на неё оказал воздействие средневековый неоплатонизм и некоторые социальные воззрения Авиценны, Аверроэса и других. Несомненно воздействие немецкой мистики Майстера Эрхарта на философские воззрения Николая Кузанского и Якоба Бёме. Возрождение классической древности, давшее название самой эпохе, определило решающую роль античного философского наследия. При всем этом обязательно следует иметь в виду, что речь идёт не об усвоении, а об оригинальной переработке античной традиции.
В философии эпохи Возрождения мы имеем дело со специфическими модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Мы встречаем причудливое сочетание самых разных философий. Граница проходила между теологией и схоластической философией, с одной стороны, и философией, ориентированной на гуманистические ценности.
Философская мысль Возрождения создаёт новую, пантеистическую в своей главной тенденции картину мира, которая скептически относилась к идее творения и тяготела к отождествлению бога и природы. Причём это отождествление было не формальным, а принципиальным.
Бог в философии Возрождения – это не бог ортодоксальной религии, который творит мир из ничего. Он лишается такой свободы, со-вечен миру и сливается с законами «естественной необходимости». А природа из служанки и творения бога превращается в обожествлённое начало вещей.
Философию Возрождения выделяет ярко выраженный антропоцентризм. Человек не только является важным объектом философского рассмотрения, но оказывается и центральным звеном всей космической эволюции. В отличие от средневековья, рассматривающего человека в его греховности и «тварности», человек в ренессансной мысли интересен в его земном предназначении.
Таким образом, философия эпохи Возрождения знаменует собой переход от философской мысли средневековья к Новому времени,создавая предпосылки для естественнонаучной революции. Сущность философии этого времени состоит в формировании философских и мировоззренческих предпосылок новой картины мира, основывающейся на принципе антропоцентризма. Тем самым философия Возрождения означала собой и разрушение ценностей традиционного общества, и формирование новой социокультурной парадигмы, называемой в истории культуры «модерном».