рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения

Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения - раздел Политика, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В Соответствии С Рассмотренной Периодизацией Философские Истоки Воз­рождения ...

В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Воз­рождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в мироздании. Суть гу­манизма не в любви к людям и не в отношении к правам человека. Централь­ная идея гуманизма, как её понимали гуманисты Возрождения, состоит в том, чтобы с помощью гуманистических занятий актуализировать возможности, за­ложенные в человеке.

Содержание гуманистических опытов – в попытке возрождения античного философского и художественного наследия. В результате распространения гуманизма, сначала в Италии, затем в Германии и Франции, сформировалось убеждение, что человек является вполне самодостаточным существом и мо­жет без посторонней, то есть божественной помощи, развить свои потенци­альные возможности. Это была главная идея и цель гуманизма. На практике же это реализовывалось в идее антропоцентризма.

Наиболее видной фигурой раннего итальянского Возрождения был Данте Алигьери (1265-1321 гг.). Он известен широкой публике как автор знаменитой «Божественной комедии», но ему принадлежат и глубокие философские обоб­щения по поводу сущности и предназначения человека в мире.

В его комедии представлена структура мироздания, ещё средневековая по своей сути, но содержащая предпосылки новой, антропоцентристской картины мира. Хотя он и принимает в качестве непреложной истины догматы христиан­ства, он по-своему истолковывает соотношение божественного и человеческого.

Учение Данте о человеке также вкраплено в его «Божественную комедию» и философские трактаты. Человек, по Данте, есть результат соединения природно­го и божественного начал, существо, принадлежащее двум стихиям. Поэтому им руководят две цели, два предназначения. Одно состоит в том, чтобы выполнить некое земное предназначение, другое - в исследовании заповедям бога. Земное предназначение человека обладает самостоятельностью и самоценностью, и это предельно важно в философии Данте, потому что это уже решающий шаг в сто­рону разделения земной, светской и церковной жизни.

При этом не аскетическое подвижничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижение высшего предела земного совершен­ства – вот как понимает Данте предназначение человека.

Начало гуманизма связывают также с многообразным творчеством италь­янского поэта Франческо Петрарки (1304-1374 гг.). Время, когда он творил, - это эпоха окончательного оформления средневековой схоластики, поэтому лирика Петрарки была в том числе и вызовом этой системе.

Схоластическая философия того времени опиралась на классические язы­ки, недоступные широким слоям населения и не способные живо и ярко пере­дать всю гамму человеческих чувств и впечатлений. Философия и филологи­ческая культура Петрарки, его борьба против варварского языка схоластических трактатов, стремление отыскать новые памятники античной литературы, аутен­тично их прочитать – всё это имело прямое и непосредственное отношение к возрождению философии, формированию ее образного и сочного языка и созданию на этой основе языка культуры.

Гуманистическая мысль отказывается от теоцентризма средневековой фи­лософии. Она перестаёт играть роль «служанки богословия», потому что от­вергает рациональное богословие, считая познание бога – не делом людей. Поворот к проблемам человеческого бытия, даже ценой отказа от универсаль­ных онтологических проблем, означает разрыв философии со схоластической традицией.

Как известно, круг интересов первого этапа гуманистической философии был преимущественно этически ориентированным. Обращённость к внутрен­нему миру человека как начало антропоцентризма – характерная черта Ре­нессанса.

Наиважнейшим предметом обсуждения становится достоинство че­ловека, его роль и место во Вселенной. Намечается критика средневеково­го аскетизма, признаётся ценность «земных страстей». Наряду с оправданием человеческих потребностей и стремления к наслаждению важное место зани­мает стремление к земной славе, к бессмертию своего имени и творчества.

Следовательно, гуманизм – это новый характер человеческого знания, источник философии, стиль философии, образ философа и его соци­альный статус. Гуманисты не были профессиональными философами, они не работали на кафедрах философии богословских школ и университетов. Это были учёные без учёных степеней, политические деятели городских ком­мун, публицисты, поэты, филологи, педагоги, одним словом – люди новой среды общества. Исходя из этого, они начинают свой переворот в философии и куль­туре прежде всего с изменения стиля и языка философии.

Для таких мыслителей новой эпохи язык схоластических трактатов вооб­ще не был языком культуры, ибо он не был рассчитан на массовое употребле­ние. Вдобавок, он искажал тексты античных мыслителей.

Одним из основных направлений деятельности гуманистов становится новый перевод античной классики. Это требовало не только филоло­гической, но и общей культуры.

Среди гуманистов в связи с этим шла широкая полемика против культа Аристотеля, как единственного источника философии. Они отвергают верность одной традиции и на место Аристотеля пытаются поставить всё богатство воз­рождаемой ими античной культуры.

Именно благодаря деятельности гуманистов новая европейская филосо­фия получила в своё распоряжение забытые античные тексты, многочислен­ные памятники греческой и римской философской мысли. Труды Цицерона знакомили с этико-политической проблематикой Рима, Аристотель заново ком­ментировался с учётом деятельности Фомы Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота. Открытие и перевод «Жизнеописаний философов» Диогена Лаэртского расширили круг известных авторов. Особенно большое значение для реа­билитации эпикуреизма имело открытие поэмы Лукреция Кара «О природе вещей». Сочинения Эпиктета и Марка Аврелия знакомили читателей со взгля­дами античного стоицизма, произведения Секста Эмпирика – с воззрениями скептиков. Впервые становятся доступными в полном объёме труды Платона и Платоническая традиция.

Вся эта работа не сводилась к открытию забытых памятников философской литературы. Гуманисты лишили античных авторов вневременного ореола, поставив их в контекст своей эпохи.

Новая философия находит своё выражение и в новой литературной форме. Отброшены традиционные «суммы» схоластической философии с их строгой формальной структурой, разделами, подразделениями, системами толкования, комментариями, опровержениями. Наиболее важным и распространённым жанром философствования становится диалог, причём не в платоновском виде, а в ином, в котором уже невозможно отождествить позицию автора с позицией одного из персонажей.

Философия гуманизма вполне сознательно связывает себя с новыми со­циальными слоями. В поэмах, философских сочинениях прославляются го­родская свобода, цеховая структура, купеческое и ремесленное сословие.

Таким образом, антропоцентризм возрожденческой философии означал Не только перенесение внимания с проблем онтологических на этические, но и перестройку всей картины мира, новое понимание проблемы соотношения божественного и природного начал. Внимание философов привлекает земная жизнь человека. Мир – это не юдоль печали и слёз, а область человеческой деятельности. Бог – это всего лишь творческое начало, в уподоблении которому – главная задача человека. Философия призвана раскрыть гармо­ническое единство природного и божественного в человеке.

Гуманисты не отвергают ни идеи творения, ни бессмертия души. Они вов­се не атеисты. Но понятие «природа человека» – одно из центральных для них. Опираясь на верно понятую «человеческую природу», они говорят о нравственно­сти, достоинстве, благородстве человека. В гуманизме мы находим резкую кри­тику аскетизма, которому противостоит идеал красивого человеческого тела, культ наслаждения. Поэтому гуманистическая традиция обращается к эпикуреизму. Но всё же главное в антропоцентризме – это идея достоинства человека. Не отвер­гая христианское учение о греховности человека, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему до­стоинства. Достоинство заключается прежде всего в признании за человеком спо­собности и возможности возвыситься от варварского, животного состояния до истинно человеческого. Это истинно человеческое состояние есть результат за­ложенных в человеке возможностей к самосовершенствованию. Заложенные бо­гом, они требуют для своей актуализации усилий самого человека, культурной, творческой деятельности. Истинный человек – это цивилизованный человек. Эта­пы развития, становления человека, по утверждению гуманистов, таковы: приро­да – культура – божественность, понимаемая как тождественность человека тому, по образу и подобию чего он сотворен.

Идеал гармонически развитой личности лежит в основе гуманистичес­кой педагогики. Из гуманистического учения о красоте человека следовала забота о физическом развитии, о гармоническом соотношении в человеке раз­нообразных способностей и качеств.

Гуманистический идеал обожествлённого человека – это героический идеал. На смену ветхозаветному Адаму приходит Прометей, ставший знаме­нием новой культуры. На первый план в учении о достоинстве человека выдви­гается величие его ума и подвига, величие духа. Гуманизм усматривает боже­ственность человека в великих и прекрасных деяниях.

Своё наиболее яркое и последовательное воплощение гуманистическая антропология нашла в великих художественных созданиях ренессансного искусства. Оправдание мира и человека носят в философии гуманизма преиму­щественно этический и эстетический характер. Онтологические проблемы затрагиваются весьма косвенно. Свободомыслие гуманистов не идёт, как правило, дальше религиозного индифферентизма и антицерковной полемики. Поста­новка и решение более фундаментальных вопросов были осуществлены в пан­теистических и натурфилософских опытах философов эпохи Возрождения.

Натурфилософия – это философия природы. Целью натурфилософских изысканий является установление смысла природы, поиск истоков целесооб­разности в ней. Спецификой натурфилософии эпохи Возрождения считают пан­теизм – учение, отождествляющее Бога и природу. Как уже говорилось выше, в пантеизме нагляднее всего отразилась половинчатость, переходность фило­софии эпохи Возрождения. Целесообразность требует прежде всего выяснить, что такое пантеизм, посредством разбора философских взглядов основных пред­ставителей данного течения философской мысли эпохи Возрождения: Николая Кузанского, Джордано Бруно, Бернардо Телезио, Теофраста Гогенгейма.

Рассмотрение специфики натурфилософии эпохи Возрождения было бы неполным без выяснения взглядов мыслителей, заложивших основы естествоз­нания Нового времени. Ибо, занимаясь естественнонаучными вопросами, они неизбежно отталкивались от базовых философских проблем, в решение кото­рых они и внесли значительный вклад. Мы имеем в виду, прежде всего Леонар­до да Винчи, Николая Коперника, Галилео Галилея. Они говорили о структуре научного знания, внесли вклад в разработку теории истины, методологии и логики научного познания, классификацию наук, предвосхитили многие от­крытия более позднего времени.

Развитие натурфилософии происходило на фоне открытий в естественных науках, изменения роли знания в жизни общества. Великие географические открытия приводят к пересмотру основных положений картины мира, а XVI век ознаменован коперниковской революцией. Ренессансное естествознание, по­служившее одной из предпосылок классической механики, было неразрывно связано с пересмотром методологических и логических основ тогдашней на­уки. Наиболее ярко и последовательно эти новые тенденции выразились в твор­честве Леонардо да Винчи.

Он известен как один из «титанов» эпохи Возрождения. Из курса общей истории культуры мы знаем, что Леонардо был необычайно одарённым человеком. Он и живописец, и градостроитель, и анатом, и палеонтолог и т. п. Он считается создателем опытного естествознания, без которого не может быть знания природы. Заявляя, что всё наше познание начинается с ощущений, провозглашая основой истинного знания опыт, Леонардо отвергает всякое знание, не опирающееся на авторитет самой природы. Позиция эта означала, по сути, отрицание теологии.

Знание, основывающееся на откровении, на авторитете Священного Писа­ния, не может удовлетворять современного человека. Как можно совместить с идеей прямого творения человека и мира открытия в области палеонтологии, сделанные во времена Леонардо? Другим препятствием к истинному знанию мыслитель считает авторитет традиции книжной учёности, пренебрегающей не­посредственным наблюдением и опытом. К необходимости разработать мето­дологию опытного естествознания Леонардо пришёл также «опытным» путём. Его считают основателем теории и практики научного эксперимента.

Опыт у Леонардо – средство постижения законов природы.Познание не может ограничиваться ощущением и экспериментом, практикой без цельной научной теории. Известно изречение Леонардо: «Наука – полководец, практи­ка- солдаты...». Задачу науки он видел в выявлении причинных связей на их основе, в познании природы и её законов. Понятия природного закона и необ­ходимости служат у него синонимами самой природы, понимаемой как твор­ческое деятельное начало. Бог – это «верховный художник», а художественное творчество есть единственное средство познать Творца столь удивительных ве­щей. Природа – это и создатель человеческой души. Душа неразрывно связана с телом, она не может существовать и действовать без него. Она есть творчес­кое, деятельное начало, заключённое в самой природе.

Хотя Леонардо прямо не высказывает себя сторонником гелиоцентричес­ких космологических построений, он, тем не менее, склонен полагать, что не Земля есть центр Вселенной. Его «Похвала Солнцу» прямо предвосхищает наступление века Коперника. Леонардо – это не только учёный, но и фило­соф. Его интересуют источники красоты и целесообразности в мире, он автор прозорливых высказываний о человеке. Но мысль о величии человека обора­чивается и сентенциями по поводу его ничтожества. Поэтому необходимость самостоятельных усилий человека для поддержания своего предназначения вполне созвучна у Леонардо с идеями возрожденческого гуманизма.

Рассмотрение натурфилософии Возрождения будет неполным без фигу­ры Николая Коперника, создавшего гелиоцентрическую картину мира. Созда­ние новой космологии требовало свободного отношения к традиции и бого­словию. Коперник получил хорошее университетское образование, знал историю философии, ему были знакомы взгляды древних астрономов, при­держивавшихся гелиоцентрической гипотезы. Создание новой картины мира потребовало не просто изменения расчётов и усовершенствования средств наблюдения, а совершенно иной теоретической базы. Коперниковская рево­люция не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра Земли,

замене его на Солнце. Нужно было создать объективную картину движения планет. Земля перестаёт играть центральное место в системе мироздания, а объявляется одним из тел наряду с другими. Это привело к пересмотру тради­ционного «землецентризма» средневекового сознания.

Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства. Подлинный смысл ре­волюции Коперника раскрыл в своём творчестве Джордано Бруно, и именно в результате этого возник конфликт между ним и церковью.

Чтобы соблюсти логику рассмотрения, мы несколько умалим принцип ис­торизма и перескочим на столетие, чтобы охарактеризовать философию Джор­дано Бруно (1548-1600). Пантеизм Бруно считается самой радикальной фи­лософией итальянского Возрождения. Центральной категорией его философии является Единое. Он трактует его в духе натуралистического пантеизма. Еди­ное – это не высшая ступень космической иерархии Бытия, а одновременно и причина бытия, и само бытие, в нём совпадают сущность и существование. Вселенная едина, бесконечна и неподвижна, она не сотворена. В ней, как Еди­ном, всё совпадает: сущность и существование, единство и множество, мини­мум и максимум. Открытие Коперника послужило для Бруно отправной точ­кой в разработке новой космологии бесконечной Вселенной. Но для него важным было совместить идеи Коперника с идеями Николая Кузанского.

Мысль о материальном единстве Земли и неба явилась важнейшей пред­посылкой нового подхода. Небесные тела при этом лишались какого бы то ни было привилегированного положения и вводились в систему единых законов механики. В новой космологии нет места для фиксированного центра мира, им не может быть ни Земля, ни Солнце. Во Вселенной всё подвержено развитию, изменению и гибели. Вечна только сама Вселенная. Бесконечность Вселенной - важнейшая идея космологии Бруно. Вне Вселенной нет ничего, ибо она пред­ставляет всё сущее, всё бытие. В борьбе за торжество этой идеи Бруно крити­кует Аристотеля и католическую философию, согласно которым бесконеч­ность – это атрибут Бога.

Сам Бог у него растворяется в природе, совпадает с ней. Это и есть панте­изм, Бог заключён в самих вещах, а не вне их. Он выступает в качестве дея­тельного начала материи. Тождественные природа и Бог выступают как закон или совокупность законов материального мира. Пантеизм Бруно, таким обра­зом, приобретает материалистический характер.

Очевидно, что подобные утверждения подрывали догматические основы христианской религии и не могли быть оставлены без внимания церковью. Помимо чисто научных и философских работ, Бруно является автором поле­мических трактатов, в которых критикует практику церкви. В 1592 году он стал узником инквизиционной тюрьмы, а в 1600 году был сожжён на костре на Поле цветов в Риме.

Синтез, охватывающий центральные проблемы философии, конкретных ес­тественных и гуманитарных наук, включающий и программу всеобщих социльно-политических преобразований, предпринял Томазо Кампанелла (1568-I639 гг.). В истории он известен как автор утопической работы «Город Солн­ца». Он критикует не только схоластическое богословие, но и преклонение многих возрожденческих мыслителей перед античным наследием. Он разработал учение «о двух книгах» – своеобразную модификацию средневековой концепции «двух истин». Существует две «божественные» книги, в которых мы черпаем знания: это Природа и Писание. Между ними нет противоречия.

Выдвинутый в «Городе Солнца» идеал общественного устройства, основан­ного на общей собственности, Кампанелла рассматривал как вполне реалистичную программу. Это сочинение связано со всеми остальными идеями мыслителя. Свои надежды на коренные изменения в общественном устройстве, планы преобразования человечества по устройству справедливого, естествен­ного и разумного строя Кампанелла связывает с ожидаемым коммунистичес­ким переворотом.

Возврат к «первобытному коммунизму» он считает неизбежным результа­том естественного круговорота вещей, под которым понимал господствующую в космосе объективную закономерность.

Главную причину всех бедствий и неустройств он видит в социальном неравенстве, существовании богатстваи нищеты. А последнее – результат своекорыстия, индивидуализма. Воплощением этих пороков он считает макиа­веллизм. Острие социально-политической критики Кампанеллы направлено против частной собственности. Существенным элементом программы является и всемирное единение. Идея всемирной монархии изложена в книгах «Монар­хия Мессии» и «О царстве божьем». Возможность этого единства основывается на стремлении народов к ликвидации всего противоестественного в отношениях между людьми, прежде всего – войн и уничтожения целых народов.

Всемирное единение – единственная возможность, по его мнению, из­бавиться от войн, голода, эпидемий. Многие, особенно после крушения прак­тики социализма, считают Кампанеллу теоретиком казарменного коммуниз­ма. Но более внимательное прочтение его трудов, особенно в контексте событий конца XX столетия, дает повод усомниться в этой категоричной оценке.

Таким образом, можно в порядке заключения отметить, что человек в фи­лософии эпохи Возрождения впервые начинает рассматриваться как личность, способная путём самосовершенствования подняться из ничтожного, животно­го состояния на высоту, которая сродни божественному совершенству.

Философия эпохи Возрождения подготовила переход к философии Новоговремени,дала толчок формированию новой социокультурной парадигмы, которая и до сих пор инициирует жизнь Запада.

Мыслители этого периода разработали картину мира, принципиально от­личную от средневековой. Она разрушила иерархию космоса и десакрализовала бытие. Человек стал мыслиться также вне иерархии, он был включён в об­щий природный ряд. Философия Возрождения инициировала и Великие открытия в естествознании, в географии мира. Она подготовила предпосылки опытного естествознания Нового времени, без которого была бы невозможна буржуазная культура.

Контрольные вопросы:

1. Какова картина мира в эпоху Возрождения?

2. Почему гуманизм становится определяющим принципом данной эпохи?

3. Каковы наиболее важные географические открытия этого периода?

4. Назовите три основных периода философии эпохи Возрождения.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена)  

Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения

Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про

Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф

Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и

Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характе­ризуется следующими наиболее важными особенностями: 1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми

Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца

Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально

Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания. В истории философии известны два основных метода

Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показыва­ет, что философское знание профессионально необходимо всём специалис­там государственной противопожарной службы министерства чрезвы

Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения

Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изме­нения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен

Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индий­ском обществе постепенно усиливается процесс, кото­рый вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о

Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке нахо­дится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,

Космологический период.
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протя­жении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сици­лии;

Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от

Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч

Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду

Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии. Аристотель исходит из признания объективно сущ

Исторические условия формирования средневековой философии и ее основные характеристики
Средние века охватывают период европейской истории с V по XV века. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодиз

Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды: Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан

Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си

Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время воз­рождения интерес

Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий. Философия Нового времени форм

Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспе­риментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д

Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной фило­софии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимы­ми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м

Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бене­дикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери

Однако Спиноза выделяет и анализирует два атрибута субстанции: про­тяженность и мышление.
Мышление, сознание – это атрибут (неотъемлемое свойство) материи (субстанции). Мышление – свойство материи, такое же свойство как про­тяженность. Как невозможна протяженность без тела (материи),

Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель фило­софии Беркли – опровержение существования материи и опровер

Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизи­ческого материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец

Таким образом, исходный пункт философии Канта материалистичес­кий – объективный мир является источником наших ощущений и пред­ставлений.
Вопрос о том, как соотносятся наши знания о мире («предмет» в голове, «вещь для нас») с самим миром (предмет вне головы, «вещь в себе»), Кант решает дуалистически (двойственно). С одной ст

Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть пробле­мы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Арис­тотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т

Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в се­бе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем. «Вещь в себе» – есть ничто. Кант до

Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существую­щей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,

Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была

Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,

Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во мно­гом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научно­го мышления – позитивизме. Основополож

Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции.
Экзистенциализм с начала возникновения претендует на философию, на­меренную дать решение проблем места и судьбы личности в современном мире, веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни.

Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка тра­диционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружи­лись недостатки механических и натуралистических толковани

В действительности теория психоанализа явилась настоящей револю­цией в том способе мышления, что существовал в начале XX века.
Прежде всего, это касается проблемы различения физических явлений и сознательных явлений. Дело в том, что современная наука исходит из того, что постижимы научным образом могут быть только определе

Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот

Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип?
Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа,которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками,

Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс

Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих про­блем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее за­дача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование обще­ственного и личного нравственных идеал

Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения фео­дальных общественных отношений и формирования капиталистич

Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.

Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в рус­ской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианс­кого мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.

Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа. Первый: человек(человечество) –

Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Предста­вители этого направления также исходят

Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Алексеик Евгений Борисович (глава 8) кандид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги