Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения

В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Воз­рождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в мироздании. Суть гу­манизма не в любви к людям и не в отношении к правам человека. Централь­ная идея гуманизма, как её понимали гуманисты Возрождения, состоит в том, чтобы с помощью гуманистических занятий актуализировать возможности, за­ложенные в человеке.

Содержание гуманистических опытов – в попытке возрождения античного философского и художественного наследия. В результате распространения гуманизма, сначала в Италии, затем в Германии и Франции, сформировалось убеждение, что человек является вполне самодостаточным существом и мо­жет без посторонней, то есть божественной помощи, развить свои потенци­альные возможности. Это была главная идея и цель гуманизма. На практике же это реализовывалось в идее антропоцентризма.

Наиболее видной фигурой раннего итальянского Возрождения был Данте Алигьери (1265-1321 гг.). Он известен широкой публике как автор знаменитой «Божественной комедии», но ему принадлежат и глубокие философские обоб­щения по поводу сущности и предназначения человека в мире.

В его комедии представлена структура мироздания, ещё средневековая по своей сути, но содержащая предпосылки новой, антропоцентристской картины мира. Хотя он и принимает в качестве непреложной истины догматы христиан­ства, он по-своему истолковывает соотношение божественного и человеческого.

Учение Данте о человеке также вкраплено в его «Божественную комедию» и философские трактаты. Человек, по Данте, есть результат соединения природно­го и божественного начал, существо, принадлежащее двум стихиям. Поэтому им руководят две цели, два предназначения. Одно состоит в том, чтобы выполнить некое земное предназначение, другое - в исследовании заповедям бога. Земное предназначение человека обладает самостоятельностью и самоценностью, и это предельно важно в философии Данте, потому что это уже решающий шаг в сто­рону разделения земной, светской и церковной жизни.

При этом не аскетическое подвижничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижение высшего предела земного совершен­ства – вот как понимает Данте предназначение человека.

Начало гуманизма связывают также с многообразным творчеством италь­янского поэта Франческо Петрарки (1304-1374 гг.). Время, когда он творил, - это эпоха окончательного оформления средневековой схоластики, поэтому лирика Петрарки была в том числе и вызовом этой системе.

Схоластическая философия того времени опиралась на классические язы­ки, недоступные широким слоям населения и не способные живо и ярко пере­дать всю гамму человеческих чувств и впечатлений. Философия и филологи­ческая культура Петрарки, его борьба против варварского языка схоластических трактатов, стремление отыскать новые памятники античной литературы, аутен­тично их прочитать – всё это имело прямое и непосредственное отношение к возрождению философии, формированию ее образного и сочного языка и созданию на этой основе языка культуры.

Гуманистическая мысль отказывается от теоцентризма средневековой фи­лософии. Она перестаёт играть роль «служанки богословия», потому что от­вергает рациональное богословие, считая познание бога – не делом людей. Поворот к проблемам человеческого бытия, даже ценой отказа от универсаль­ных онтологических проблем, означает разрыв философии со схоластической традицией.

Как известно, круг интересов первого этапа гуманистической философии был преимущественно этически ориентированным. Обращённость к внутрен­нему миру человека как начало антропоцентризма – характерная черта Ре­нессанса.

Наиважнейшим предметом обсуждения становится достоинство че­ловека, его роль и место во Вселенной. Намечается критика средневеково­го аскетизма, признаётся ценность «земных страстей». Наряду с оправданием человеческих потребностей и стремления к наслаждению важное место зани­мает стремление к земной славе, к бессмертию своего имени и творчества.

Следовательно, гуманизм – это новый характер человеческого знания, источник философии, стиль философии, образ философа и его соци­альный статус. Гуманисты не были профессиональными философами, они не работали на кафедрах философии богословских школ и университетов. Это были учёные без учёных степеней, политические деятели городских ком­мун, публицисты, поэты, филологи, педагоги, одним словом – люди новой среды общества. Исходя из этого, они начинают свой переворот в философии и куль­туре прежде всего с изменения стиля и языка философии.

Для таких мыслителей новой эпохи язык схоластических трактатов вооб­ще не был языком культуры, ибо он не был рассчитан на массовое употребле­ние. Вдобавок, он искажал тексты античных мыслителей.

Одним из основных направлений деятельности гуманистов становится новый перевод античной классики. Это требовало не только филоло­гической, но и общей культуры.

Среди гуманистов в связи с этим шла широкая полемика против культа Аристотеля, как единственного источника философии. Они отвергают верность одной традиции и на место Аристотеля пытаются поставить всё богатство воз­рождаемой ими античной культуры.

Именно благодаря деятельности гуманистов новая европейская филосо­фия получила в своё распоряжение забытые античные тексты, многочислен­ные памятники греческой и римской философской мысли. Труды Цицерона знакомили с этико-политической проблематикой Рима, Аристотель заново ком­ментировался с учётом деятельности Фомы Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота. Открытие и перевод «Жизнеописаний философов» Диогена Лаэртского расширили круг известных авторов. Особенно большое значение для реа­билитации эпикуреизма имело открытие поэмы Лукреция Кара «О природе вещей». Сочинения Эпиктета и Марка Аврелия знакомили читателей со взгля­дами античного стоицизма, произведения Секста Эмпирика – с воззрениями скептиков. Впервые становятся доступными в полном объёме труды Платона и Платоническая традиция.

Вся эта работа не сводилась к открытию забытых памятников философской литературы. Гуманисты лишили античных авторов вневременного ореола, поставив их в контекст своей эпохи.

Новая философия находит своё выражение и в новой литературной форме. Отброшены традиционные «суммы» схоластической философии с их строгой формальной структурой, разделами, подразделениями, системами толкования, комментариями, опровержениями. Наиболее важным и распространённым жанром философствования становится диалог, причём не в платоновском виде, а в ином, в котором уже невозможно отождествить позицию автора с позицией одного из персонажей.

Философия гуманизма вполне сознательно связывает себя с новыми со­циальными слоями. В поэмах, философских сочинениях прославляются го­родская свобода, цеховая структура, купеческое и ремесленное сословие.

Таким образом, антропоцентризм возрожденческой философии означал Не только перенесение внимания с проблем онтологических на этические, но и перестройку всей картины мира, новое понимание проблемы соотношения божественного и природного начал. Внимание философов привлекает земная жизнь человека. Мир – это не юдоль печали и слёз, а область человеческой деятельности. Бог – это всего лишь творческое начало, в уподоблении которому – главная задача человека. Философия призвана раскрыть гармо­ническое единство природного и божественного в человеке.

Гуманисты не отвергают ни идеи творения, ни бессмертия души. Они вов­се не атеисты. Но понятие «природа человека» – одно из центральных для них. Опираясь на верно понятую «человеческую природу», они говорят о нравственно­сти, достоинстве, благородстве человека. В гуманизме мы находим резкую кри­тику аскетизма, которому противостоит идеал красивого человеческого тела, культ наслаждения. Поэтому гуманистическая традиция обращается к эпикуреизму. Но всё же главное в антропоцентризме – это идея достоинства человека. Не отвер­гая христианское учение о греховности человека, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему до­стоинства. Достоинство заключается прежде всего в признании за человеком спо­собности и возможности возвыситься от варварского, животного состояния до истинно человеческого. Это истинно человеческое состояние есть результат за­ложенных в человеке возможностей к самосовершенствованию. Заложенные бо­гом, они требуют для своей актуализации усилий самого человека, культурной, творческой деятельности. Истинный человек – это цивилизованный человек. Эта­пы развития, становления человека, по утверждению гуманистов, таковы: приро­да – культура – божественность, понимаемая как тождественность человека тому, по образу и подобию чего он сотворен.

Идеал гармонически развитой личности лежит в основе гуманистичес­кой педагогики. Из гуманистического учения о красоте человека следовала забота о физическом развитии, о гармоническом соотношении в человеке раз­нообразных способностей и качеств.

Гуманистический идеал обожествлённого человека – это героический идеал. На смену ветхозаветному Адаму приходит Прометей, ставший знаме­нием новой культуры. На первый план в учении о достоинстве человека выдви­гается величие его ума и подвига, величие духа. Гуманизм усматривает боже­ственность человека в великих и прекрасных деяниях.

Своё наиболее яркое и последовательное воплощение гуманистическая антропология нашла в великих художественных созданиях ренессансного искусства. Оправдание мира и человека носят в философии гуманизма преиму­щественно этический и эстетический характер. Онтологические проблемы затрагиваются весьма косвенно. Свободомыслие гуманистов не идёт, как правило, дальше религиозного индифферентизма и антицерковной полемики. Поста­новка и решение более фундаментальных вопросов были осуществлены в пан­теистических и натурфилософских опытах философов эпохи Возрождения.

Натурфилософия – это философия природы. Целью натурфилософских изысканий является установление смысла природы, поиск истоков целесооб­разности в ней. Спецификой натурфилософии эпохи Возрождения считают пан­теизм – учение, отождествляющее Бога и природу. Как уже говорилось выше, в пантеизме нагляднее всего отразилась половинчатость, переходность фило­софии эпохи Возрождения. Целесообразность требует прежде всего выяснить, что такое пантеизм, посредством разбора философских взглядов основных пред­ставителей данного течения философской мысли эпохи Возрождения: Николая Кузанского, Джордано Бруно, Бернардо Телезио, Теофраста Гогенгейма.

Рассмотрение специфики натурфилософии эпохи Возрождения было бы неполным без выяснения взглядов мыслителей, заложивших основы естествоз­нания Нового времени. Ибо, занимаясь естественнонаучными вопросами, они неизбежно отталкивались от базовых философских проблем, в решение кото­рых они и внесли значительный вклад. Мы имеем в виду, прежде всего Леонар­до да Винчи, Николая Коперника, Галилео Галилея. Они говорили о структуре научного знания, внесли вклад в разработку теории истины, методологии и логики научного познания, классификацию наук, предвосхитили многие от­крытия более позднего времени.

Развитие натурфилософии происходило на фоне открытий в естественных науках, изменения роли знания в жизни общества. Великие географические открытия приводят к пересмотру основных положений картины мира, а XVI век ознаменован коперниковской революцией. Ренессансное естествознание, по­служившее одной из предпосылок классической механики, было неразрывно связано с пересмотром методологических и логических основ тогдашней на­уки. Наиболее ярко и последовательно эти новые тенденции выразились в твор­честве Леонардо да Винчи.

Он известен как один из «титанов» эпохи Возрождения. Из курса общей истории культуры мы знаем, что Леонардо был необычайно одарённым человеком. Он и живописец, и градостроитель, и анатом, и палеонтолог и т. п. Он считается создателем опытного естествознания, без которого не может быть знания природы. Заявляя, что всё наше познание начинается с ощущений, провозглашая основой истинного знания опыт, Леонардо отвергает всякое знание, не опирающееся на авторитет самой природы. Позиция эта означала, по сути, отрицание теологии.

Знание, основывающееся на откровении, на авторитете Священного Писа­ния, не может удовлетворять современного человека. Как можно совместить с идеей прямого творения человека и мира открытия в области палеонтологии, сделанные во времена Леонардо? Другим препятствием к истинному знанию мыслитель считает авторитет традиции книжной учёности, пренебрегающей не­посредственным наблюдением и опытом. К необходимости разработать мето­дологию опытного естествознания Леонардо пришёл также «опытным» путём. Его считают основателем теории и практики научного эксперимента.

Опыт у Леонардо – средство постижения законов природы.Познание не может ограничиваться ощущением и экспериментом, практикой без цельной научной теории. Известно изречение Леонардо: «Наука – полководец, практи­ка- солдаты...». Задачу науки он видел в выявлении причинных связей на их основе, в познании природы и её законов. Понятия природного закона и необ­ходимости служат у него синонимами самой природы, понимаемой как твор­ческое деятельное начало. Бог – это «верховный художник», а художественное творчество есть единственное средство познать Творца столь удивительных ве­щей. Природа – это и создатель человеческой души. Душа неразрывно связана с телом, она не может существовать и действовать без него. Она есть творчес­кое, деятельное начало, заключённое в самой природе.

Хотя Леонардо прямо не высказывает себя сторонником гелиоцентричес­ких космологических построений, он, тем не менее, склонен полагать, что не Земля есть центр Вселенной. Его «Похвала Солнцу» прямо предвосхищает наступление века Коперника. Леонардо – это не только учёный, но и фило­соф. Его интересуют источники красоты и целесообразности в мире, он автор прозорливых высказываний о человеке. Но мысль о величии человека обора­чивается и сентенциями по поводу его ничтожества. Поэтому необходимость самостоятельных усилий человека для поддержания своего предназначения вполне созвучна у Леонардо с идеями возрожденческого гуманизма.

Рассмотрение натурфилософии Возрождения будет неполным без фигу­ры Николая Коперника, создавшего гелиоцентрическую картину мира. Созда­ние новой космологии требовало свободного отношения к традиции и бого­словию. Коперник получил хорошее университетское образование, знал историю философии, ему были знакомы взгляды древних астрономов, при­держивавшихся гелиоцентрической гипотезы. Создание новой картины мира потребовало не просто изменения расчётов и усовершенствования средств наблюдения, а совершенно иной теоретической базы. Коперниковская рево­люция не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра Земли,

замене его на Солнце. Нужно было создать объективную картину движения планет. Земля перестаёт играть центральное место в системе мироздания, а объявляется одним из тел наряду с другими. Это привело к пересмотру тради­ционного «землецентризма» средневекового сознания.

Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства. Подлинный смысл ре­волюции Коперника раскрыл в своём творчестве Джордано Бруно, и именно в результате этого возник конфликт между ним и церковью.

Чтобы соблюсти логику рассмотрения, мы несколько умалим принцип ис­торизма и перескочим на столетие, чтобы охарактеризовать философию Джор­дано Бруно (1548-1600). Пантеизм Бруно считается самой радикальной фи­лософией итальянского Возрождения. Центральной категорией его философии является Единое. Он трактует его в духе натуралистического пантеизма. Еди­ное – это не высшая ступень космической иерархии Бытия, а одновременно и причина бытия, и само бытие, в нём совпадают сущность и существование. Вселенная едина, бесконечна и неподвижна, она не сотворена. В ней, как Еди­ном, всё совпадает: сущность и существование, единство и множество, мини­мум и максимум. Открытие Коперника послужило для Бруно отправной точ­кой в разработке новой космологии бесконечной Вселенной. Но для него важным было совместить идеи Коперника с идеями Николая Кузанского.

Мысль о материальном единстве Земли и неба явилась важнейшей пред­посылкой нового подхода. Небесные тела при этом лишались какого бы то ни было привилегированного положения и вводились в систему единых законов механики. В новой космологии нет места для фиксированного центра мира, им не может быть ни Земля, ни Солнце. Во Вселенной всё подвержено развитию, изменению и гибели. Вечна только сама Вселенная. Бесконечность Вселенной - важнейшая идея космологии Бруно. Вне Вселенной нет ничего, ибо она пред­ставляет всё сущее, всё бытие. В борьбе за торжество этой идеи Бруно крити­кует Аристотеля и католическую философию, согласно которым бесконеч­ность – это атрибут Бога.

Сам Бог у него растворяется в природе, совпадает с ней. Это и есть панте­изм, Бог заключён в самих вещах, а не вне их. Он выступает в качестве дея­тельного начала материи. Тождественные природа и Бог выступают как закон или совокупность законов материального мира. Пантеизм Бруно, таким обра­зом, приобретает материалистический характер.

Очевидно, что подобные утверждения подрывали догматические основы христианской религии и не могли быть оставлены без внимания церковью. Помимо чисто научных и философских работ, Бруно является автором поле­мических трактатов, в которых критикует практику церкви. В 1592 году он стал узником инквизиционной тюрьмы, а в 1600 году был сожжён на костре на Поле цветов в Риме.

Синтез, охватывающий центральные проблемы философии, конкретных ес­тественных и гуманитарных наук, включающий и программу всеобщих социльно-политических преобразований, предпринял Томазо Кампанелла (1568-I639 гг.). В истории он известен как автор утопической работы «Город Солн­ца». Он критикует не только схоластическое богословие, но и преклонение многих возрожденческих мыслителей перед античным наследием. Он разработал учение «о двух книгах» – своеобразную модификацию средневековой концепции «двух истин». Существует две «божественные» книги, в которых мы черпаем знания: это Природа и Писание. Между ними нет противоречия.

Выдвинутый в «Городе Солнца» идеал общественного устройства, основан­ного на общей собственности, Кампанелла рассматривал как вполне реалистичную программу. Это сочинение связано со всеми остальными идеями мыслителя. Свои надежды на коренные изменения в общественном устройстве, планы преобразования человечества по устройству справедливого, естествен­ного и разумного строя Кампанелла связывает с ожидаемым коммунистичес­ким переворотом.

Возврат к «первобытному коммунизму» он считает неизбежным результа­том естественного круговорота вещей, под которым понимал господствующую в космосе объективную закономерность.

Главную причину всех бедствий и неустройств он видит в социальном неравенстве, существовании богатстваи нищеты. А последнее – результат своекорыстия, индивидуализма. Воплощением этих пороков он считает макиа­веллизм. Острие социально-политической критики Кампанеллы направлено против частной собственности. Существенным элементом программы является и всемирное единение. Идея всемирной монархии изложена в книгах «Монар­хия Мессии» и «О царстве божьем». Возможность этого единства основывается на стремлении народов к ликвидации всего противоестественного в отношениях между людьми, прежде всего – войн и уничтожения целых народов.

Всемирное единение – единственная возможность, по его мнению, из­бавиться от войн, голода, эпидемий. Многие, особенно после крушения прак­тики социализма, считают Кампанеллу теоретиком казарменного коммуниз­ма. Но более внимательное прочтение его трудов, особенно в контексте событий конца XX столетия, дает повод усомниться в этой категоричной оценке.

Таким образом, можно в порядке заключения отметить, что человек в фи­лософии эпохи Возрождения впервые начинает рассматриваться как личность, способная путём самосовершенствования подняться из ничтожного, животно­го состояния на высоту, которая сродни божественному совершенству.

Философия эпохи Возрождения подготовила переход к философии Новоговремени,дала толчок формированию новой социокультурной парадигмы, которая и до сих пор инициирует жизнь Запада.

Мыслители этого периода разработали картину мира, принципиально от­личную от средневековой. Она разрушила иерархию космоса и десакрализовала бытие. Человек стал мыслиться также вне иерархии, он был включён в об­щий природный ряд. Философия Возрождения инициировала и Великие открытия в естествознании, в географии мира. Она подготовила предпосылки опытного естествознания Нового времени, без которого была бы невозможна буржуазная культура.

Контрольные вопросы:

1. Какова картина мира в эпоху Возрождения?

2. Почему гуманизм становится определяющим принципом данной эпохи?

3. Каковы наиболее важные географические открытия этого периода?

4. Назовите три основных периода философии эпохи Возрождения.