Т. Гоббса - раздел Политика, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Родоначальником Английского Материализма И Всей Современной Экспериментирующ...
Родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.).
Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, дающего истинные знания для блага человека. Метод – это компас, который позволяет человеку ориентироваться в безбрежном океане природы.
Разработку нового метода познания Бэкон начинает с критического анализа причин, мешающих получению истинных знаний. Он выделяет четыре группы таких причин, называя их идолами или призраками. Эти призраки как бы стоят между человеком и природой, мешая ему получить истинные знания.
Призраки рода мешают познанию истины в силу «особенностей общей природы человеческого рода». Этих особенностей человеческого рода две.
Первая – «верить в истинность предпочтительного, поддерживать ... то,... к чему привыкли, в чем заинтересованы». Все, что свидетельствует о противном, или игнорируется, или превратно истолковывается. Поэтому часто трудное отвергается потому, что нет терпения или сил его исследовать, трезвое – потому, что оно угнетает надежду, простое и ясное – из-за суеверий и преклонения перед непонятным и т. д.». Отсюда вера в «вещие сны», астрологические предсказания и т. д.
Вторая – привычка переносить качества и свойства человека на природу, «убеждение, что природа делает тоже самое, что и человек». Этот перенос порождает «бесконечную вереницу идолов» в познании и понимании природы.
Призраки пещеры «возникают из... духовной и телесной природы каждого человека, являясь также результатом воспитания, образа жизни и даже всех случайностей, которые могут происходить с отдельным человеком». Отсюда субъективизм в познании. Преодолевается он путем наблюдения и коллективного опыта.
Призраки площади или рынка воздействуют на интеллект в силу особенностей общения людей, в силу употребления ими слов. Они появляются в результате молчаливого договора людей «об установлении значения слов и имен». Так появляются наименования вымышленных, несуществующих вещей, словесные носители плохих, невежественных абстракций. Люди начинают верить в реальное существование вещей, обозначаемых словом. Больше того, когда в процессе опыта открывается новое значение слова, то старое его значение препятствует пониманию нового. Сила привычки обращается против разума.
Призраки театра являются «результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов доказательства». Ложные теории, подобно пьесам, создают вымышленные и искусственные миры. «Идолы театра» в виде штампов и догм насилуют и запутывают живой и естественный ход человеческого мышления. Действительность воспринимается по отвлеченным и надуманным схемам, которые искажают и извращают ее. Продукты интеллектуальной деятельности людей (теории, учения) отделяются от своих создателей и противостоят им как нечто чуждое и враждебное, господствуют над человеком, подавляя его интеллект.
После этого критического анализа Бэкон излагает суть своего метода познания. Этот метод, по Бэкону, должен быть направлен на изучение природы и извлекать истину из самой природы, ибо «Истина – дочь времени, а не Авторитета».
Суть метода познания Бэкона в следующем. Реально существуют отдельные, чувственно воспринимаемые вещи. Отдельная вещь – это сложная вещь. Для того, чтобы ее познать, ее надо разложить на простейшие элементы (свойства) и от познания этих простых элементов (свойств) идти к познанию вещи в целом.
Таким образом, метод познания Бэкона представляет собой индукцию, т.е. восхождение от простого к сложному. Индукция включает в себя анализ (разложение на части) и синтез (объединение частей в целое). Безусловно, индукция, анализ и синтез – важнейшие методы научного познания. Проблема, однако, состоит в том, что часть можно выделить только тогда, когда мы уже имеем представление о целом, иначе мы можем выделить не часть, а кусок целого, получив, таким образом, совершенно неверные знания о целом. Говоря философским языком, анализ невозможен без синтеза и наоборот.
Опираясь на свой метод, Бэкон приступает к изучению природы. Он выделяет в ней простые свойства (натуры), такие, как плотность, теплота, тяжесть, подвижность и т. д. Сочетание различных натур образует различные вещи, их разложение приводит к исчезновению вещи. Эти натуры похожи на буквы, из которых складываются слова (вещи). Качество элементов (натур) зависит от форм движения, их у Бэкона 19. Отсюда – многокачественность и многообразие мира. Мир предстает у Бэкона во всей своей полноте и чувственном многообразии.
Бэкон стоит на материалистических позициях, однако он допускает существование Бога и его философия полна теологических допущений.
Материалистическую линию Бэкона продолжил Гоббс (1588-1679 гг.). Он проводит ее более последовательно, отрицая существование Бога. Логика рассуждений Гоббса примерно следующая. Чувства являются источником наших знаний. Всякая мысль есть лишь идеальный образ объективно существующей вещи. Наука дает имя этому образу. Но если источник знания – реально существующие вещи, а слово – лишь имя для обозначения ее образа, то смешно видеть в слове что-либо, кроме самого слова, т. е. имени, и представлять, что слово существует так же реально, как вещь, образ которой оно обозначает. Если мы говорим «тело», то мы обозначаем этим словом образ, созданный реальным телом, и сказать «бестелесное тело» – это абсурд, ибо потому и есть слово «тело», что оно обозначает образ реального «тела». Бог - это «бестелесная субстанция», т. е. то, образ чего никто никогда не воспринимал, следовательно, Бог не существует, а слово «Бог» есть просто слово, ничего реально не обозначающее. Реально существуют лишь отдельные тела (вещи). Их совокупность составляет материю. Тела возникают и исчезают, материя же существует вечно, она несотворима и неуничтожима.
Простейшими элементами материи Гоббс считает геометрические фигуры, которым, по существу, доступна лишь одна форма движения – механическая. Отсюда геометрическая форма изложения философии Гоббсом.
Устранение теологических непоследовательностей Бэкона – заслуга Гоббса. В мире геометрических фигур, движущихся по законам механики, нет места Богу, но материализм Гоббса становится односторонним, механистическим.
В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор,
академик Петровской академии наук и искусств
(Российский государственный педагогический университет
им. А.И.Герцена)
Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения
Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про
Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф
Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и
Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:
1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми
Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца
Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально
Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания.
В истории философии известны два основных метода
Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показывает, что философское знание профессионально необходимо всём специалистам государственной противопожарной службы министерства чрезвы
Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения
Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен
Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индийском обществе постепенно усиливается процесс, который вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о
Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,
Космологический период.
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протяжении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сицилии;
Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от
Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч
Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду
Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии.
Аристотель исходит из признания объективно сущ
Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды:
Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан
Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си
Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время возрождения интерес
Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Возрождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро
Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий.
Философия Нового времени форм
Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной философии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимыми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м
Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери
Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель философии Беркли – опровержение существования материи и опровер
Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизического материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец
Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть проблемы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Аристотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т
Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в себе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем.
«Вещь в себе» – есть ничто. Кант до
Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существующей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,
Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была
Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектического материализма). Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,
Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во многом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научного мышления – позитивизме. Основополож
Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружились недостатки механических и натуралистических толковани
Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот
Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс
Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих проблем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее задача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование общественного и личного нравственных идеал
Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения феодальных общественных отношений и формирования капиталистич
Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.
Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в русской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианского мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.
Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа.
Первый: человек(человечество) –
Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Представители этого направления также исходят
Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора,
заслуженного работника высшей школы Российской Федерации
Алексеик Евгений Борисович (глава 8)
кандид
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов