Т. Гоббса

Родоначальником английского материализма и всей современной экспе­риментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.).

Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, дающего истинные знания для блага человека. Метод – это компас, кото­рый позволяет человеку ориентироваться в безбрежном океане природы.

Разработку нового метода познания Бэкон начинает с критического ана­лиза причин, мешающих получению истинных знаний. Он выделяет четыре группы таких причин, называя их идолами или призраками. Эти призраки как бы стоят между человеком и природой, мешая ему получить истинные знания.

Призраки рода мешают познанию истины в силу «особенностей общей при­роды человеческого рода». Этих особенностей человеческого рода две.

Первая – «верить в истинность предпочтительного, поддерживать ... то,... к чему привыкли, в чем заинтересованы». Все, что свидетельствует о противном, или игнорируется, или превратно истолковывается. Поэтому ча­сто трудное отвергается потому, что нет терпения или сил его исследовать, трезвое – потому, что оно угнетает надежду, простое и ясное – из-за суеве­рий и преклонения перед непонятным и т. д.». Отсюда вера в «вещие сны», астрологические предсказания и т. д.

Вторая – привычка переносить качества и свойства человека на при­роду, «убеждение, что природа делает тоже самое, что и человек». Этот перенос порождает «бесконечную вереницу идолов» в познании и понима­нии природы.

Призраки пещеры «возникают из... духовной и телесной природы каж­дого человека, являясь также результатом воспитания, образа жизни и даже всех случайностей, которые могут происходить с отдельным чело­веком». Отсюда субъективизм в познании. Преодолевается он путем наблю­дения и коллективного опыта.

Призраки площади или рынка воздействуют на интеллект в силу особенно­стей общения людей, в силу употребления ими слов. Они появляются в резуль­тате молчаливого договора людей «об установлении значения слов и имен». Так появляются наименования вымышленных, несуществующих вещей, сло­весные носители плохих, невежественных абстракций. Люди начинают верить в реальное существование вещей, обозначаемых словом. Больше того, когда в процессе опыта открывается новое значение слова, то старое его значение препятствует пониманию нового. Сила привычки обращается против разума.

Призраки театра являются «результатом неверных теорий или философс­ких учений и ложных законов доказательства». Ложные теории, подобно пье­сам, создают вымышленные и искусственные миры. «Идолы театра» в виде штампов и догм насилуют и запутывают живой и естественный ход человечес­кого мышления. Действительность воспринимается по отвлеченным и наду­манным схемам, которые искажают и извращают ее. Продукты интеллекту­альной деятельности людей (теории, учения) отделяются от своих создателей и противостоят им как нечто чуждое и враждебное, господствуют над челове­ком, подавляя его интеллект.

После этого критического анализа Бэкон излагает суть своего метода позна­ния. Этот метод, по Бэкону, должен быть направлен на изучение природы и извле­кать истину из самой природы, ибо «Истина – дочь времени, а не Авторитета».

Суть метода познания Бэкона в следующем. Реально существуют отдель­ные, чувственно воспринимаемые вещи. Отдельная вещь – это сложная вещь. Для того, чтобы ее познать, ее надо разложить на простейшие элементы (свой­ства) и от познания этих простых элементов (свойств) идти к познанию вещи в целом.

Таким образом, метод познания Бэкона представляет собой индукцию, т.е. вос­хождение от простого к сложному. Индукция включает в себя анализ (разложение на части) и синтез (объединение частей в целое). Безусловно, индукция, анализ и синтез – важнейшие методы научного познания. Проблема, однако, состоит в том, что часть можно выделить только тогда, когда мы уже имеем представление о целом, иначе мы можем выделить не часть, а кусок целого, получив, таким образом, совершенно неверные знания о целом. Говоря философским языком, анализ не­возможен без синтеза и наоборот.

Опираясь на свой метод, Бэкон приступает к изучению природы. Он вы­деляет в ней простые свойства (натуры), такие, как плотность, теплота, тя­жесть, подвижность и т. д. Сочетание различных натур образует различные вещи, их разложение приводит к исчезновению вещи. Эти натуры похожи на буквы, из которых складываются слова (вещи). Качество элементов (натур) зависит от форм движения, их у Бэкона 19. Отсюда – многокачественность и многообразие мира. Мир предстает у Бэкона во всей своей полноте и чув­ственном многообразии.

Бэкон стоит на материалистических позициях, однако он допускает суще­ствование Бога и его философия полна теологических допущений.

Материалистическую линию Бэкона продолжил Гоббс (1588-1679 гг.). Он проводит ее более последовательно, отрицая существование Бога. Логика рассуждений Гоббса примерно следующая. Чувства являются источни­ком наших знаний. Всякая мысль есть лишь идеальный образ объективно су­ществующей вещи. Наука дает имя этому образу. Но если источник знания – реально существующие вещи, а слово – лишь имя для обозначения ее образа, то смешно видеть в слове что-либо, кроме самого слова, т. е. имени, и пред­ставлять, что слово существует так же реально, как вещь, образ которой оно обозначает. Если мы говорим «тело», то мы обозначаем этим словом образ, созданный реальным телом, и сказать «бестелесное тело» – это абсурд, ибо потому и есть слово «тело», что оно обозначает образ реального «тела». Бог - это «бестелесная субстанция», т. е. то, образ чего никто никогда не восприни­мал, следовательно, Бог не существует, а слово «Бог» есть просто слово, ниче­го реально не обозначающее. Реально существуют лишь отдельные тела (вещи). Их совокупность составляет материю. Тела возникают и исчезают, материя же существует вечно, она несотворима и неуничтожима.

Простейшими элементами материи Гоббс считает геометрические фи­гуры, которым, по существу, доступна лишь одна форма движения – ме­ханическая. Отсюда геометрическая форма изложения философии Гоббсом.

Устранение теологических непоследовательностей Бэкона – заслуга Гоббса. В мире геометрических фигур, движущихся по законам механики, нет места Богу, но материализм Гоббса становится односторонним, механисти­ческим.