Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка

Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной фило­софии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимы­ми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от математики и механики в философии нет ни одного положения, признаваемого всеми. Следовательно, чтобы создать истинную философию, надо найти для нее ос­нование, истинность которого признавали бы все. И на этом истинном основа­нии построить истинную философию.

Поиск истинной основы философии Декарт начинает с принципа абсолютного сомнения. Мы, считает Декарт, можем сомневаться во всем, в существовании мира, природы, человека и т. д., но мы не можем сомне­ваться в том, что мы сомневаемся. Сомнение же – это акт нашего мышле­ния, но если есть мышление, то есть и тот, кто мыслит. Отсюда основопола­гающий тезис философии Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Существование тела у Декарта выводится из существования сознания, и, сле­довательно, получается, что сознание первично, а материя (тело) вторична. Эта тенденция идеалистическая.

Однако, строго говоря, из факта существования мышления нельзя логи­чески вывести существование тела. Ибо мы можем сомневаться в том, что мышление связано с каким-либо материальным носителем. Возникает про­блема взаимодействия души и тела. Так Декарт формулирует знаменитую пси­хофизиологическую проблему. Суть ее в том, чтобы объяснить, как матери­альное (тело, протяженное и вещественное) взаимодействует с идеальным (душой, непротяженной и нематериальной). Проще говоря, как телесное взаи­модействует с бестелесным. Декарт решает эту проблему дуалистически, т. е. он признает существование двух самостоятельных, равноправных субстанций - материи и сознания. Взаимодействие этих двух субстанций осуществляет Бог.