Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – материя. Все – это субстанция, субстанция – это все. Сознание – не самостоятельная субстанция, а свойство материи (субстанции).
Субстанция (материя) несотворима и неуничтожима. Она существует вечно. Причина ее существования заключена в ней самой. Под причиной самого себя Спиноза понимал то, «сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею». Природе субстанции (материи) присуще существование. Это положение является основой и сутью философии Спинозы.
Сущность субстанции проявляется и выражается в ее атрибутах. Атрибуты – это неотъемлемые качества субстанции. Они составляют ее сущность и без них она не может существовать. Без атрибутов нет субстанции, без знания атрибутов нет знания о самой субстанции. Количество атрибутов – бесконечно, ибо бесконечна сама субстанция.