Философия как особая форма общественного сознания

Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не просто любовь к знанию, это именно любовь к мудрости.

Это обстоятельство определило специфику и особенности философского зна­ния. Философское знание всегда было и есть знанием личностным. Знанием, которое каждый человек выбирает и формирует для себя сам. Философские убеждения человека – это не просто знания. Это знания, в которые человек верит, которые определяют его отношение к миру и другому человеку, знания, которые определяют способ его жизнедеятельности в условиях свободного выбора.

Что же такое философия?

Существует два возможных варианта ответа на этот вопрос: эмпирический и теоретический, для определения понятия «философия».

Первый вариант – описание проблем, решаемых философией, и на этой основе определение ее места и роли в жизни человека и общества.

Примером такого подхода к раскрытию содержания и сущности философии может служить подход, предложенный Б. Расселом. «Философия, как я буду понимать это слово, – пишет он, – является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия.

Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествую­щие столетия».

Определив, таким способом, место философии в системе человеческого знания, Б. Рассел раскрывает затем ее содержание путем перечисления основных проблем, решаемых ею. «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, – дело философии».

Второй вариантсостоит в попытке дать определение понятия философии и тем самым раскрыть сущность интересующего нас феномена.

Существует множество определений философии. Однако в этом океане определений можно выделить три основных подхода к пониманию природы и сущности философии.

Религиозный подход. Суть его состоит в том, что философское знание рассматривается как дар или творение Божие. Соответственно сущность фи­лософии видят в том, что она есть лишь несовершенное (человеческое) отражение божественной премудрости.

Характерным для религиозной философии является:

а) признание вечной и абсолютной сущности, которая творит человека и мир и которая оказывает решающее влияние на их существование и развитие;

б) принципиальное разделение знания и веры с утверждением приоритета веры над знанием.

Соответственно сущность философии видится в том, что она представляет собой рациональное средство толкования и разъяснения некоей высшей истины, полученной непосредственно от Абсолютной сущности путем откровения. Отсюда задача философии – не поиск истины, а философское (рациональное) обоснование и подкрепление уже известной истины.

При изучении религиозной философии существует две трудности.

Первая состоит в том, что положения религиозной философии имеют смысл только для человека верующего. Для человека неверующего ее постулаты лишены основания и смысла.

Вторая трудность в том, что крайне сложно выяснить, что в религиозной философии относится к философии, а что к теологии, где кончается теология и начинается философия и наоборот.

Идеалистический подход. Суть этого подхода состоит в том, что философия есть продукт деятельности сознания. В зависимости от понимания природы сознания философия трактуется или как продукт деятельности сознания субъекта (субъективный идеализм), или как продукт деятельности объективно существующего сознания (объективный идеализм).

Основная трудность при изучении этой философии состоит в том, что остается неясным – откуда сознание, будь то субъективное или объективное, черпает свое содержание. Поскольку этот вопрос в идеализме остается открытым, то все его философские построения вызывают большие сомнения.

Материалистический подход состоит в том, что философия понимается как специфическое, сугубо человеческое знание человека о самом себе, об окружающем его мире и о своем месте в этом мире. Философия – это специфическая форма отражения, осмысления и понимания человеком самого себя, своего бытия и окружающего мира.

Исходя из материалистического подхода, в данной работе философия понимается как форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, на человека и его место в мире.

Поскольку философия есть форма общественного сознания, то ее содержание и развитие определяется тремя основными группами причин:

1. Конкретно-исторической обстановкой, в которой она возникает и функционирует. Философия поэтому всегда носит конкретно-исторический характер, т. е. зависит от места, времени и условий ее создания.

Обусловленность философии конкретно-исторической обстановкой позво­ляет выделять различные этапы и периоды в ее развитии.

Периодизация развития философии зависит от выбранного основания этой периодизации.

2. Уровнем развития теоретического мышления в целом и уровнем разви­тия науки в частности.

Социально-политическими, нравственными и духовными установками ее создателя. Философия в социально неоднородном обществе всегда так или иначе отражает интересы, цели и идеалы определенных социальных групп. В силу этого она носит социально обусловленный, партийный характер. Основными «партиями» в философии являются материализм и идеализм.