Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизического материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвеции (1715-1771 гг.).
Французские материалисты стоят на позициях материализма, сознательно защищая и развивая его положения. Природа, материя рассматриваются ими как основа всего существующего. Опираясь на материализм, они ведут решительную борьбу с религией и идеализмом.
Однако французские материалисты еще не отличают философское понимание материи от естественнонаучных представлений о ее строении и свойствах. Они правильно отмечали, что материя существует объективно, вне и независимо от сознания, что она несотворима и неуничтожима, что она существует вечно. Это была философская характеристика материи.
Вместе с тем они считали, что материя обязательно должна иметь протяженность, непроницаемость и массу. Это была научная характеристика материи, определяемая знаниями того времени. Как потом оказалось, это была не характеристика материи, а характеристика вещества. Наделение материи вечными и неизменными качествами и свойствами – специфика метафизического материализма. Поэтому открытие наукой новых качеств и свойств материи привело к кризису метафизического материализма.
Французские материалисты разрабатывают концепцию о внутренней активности материи. Они утверждали, что материя и движение неразрывно взаимосвязаны. Движение – способ существования материи, вытекающий необходимым образом из ее сущности. Они отбросили идеи «первотолчка» и «перводвигателя», считая, что «материя действует по своим собственным силам и не нуждается ни в каком внешнем толчке, чтобы быть приведенной в движение».
Признавая всеобщий характер движения, французские материалисты понимали его как движение механическое, т. е. как перемещение тел в пространстве.
Сведение движения к механическому движению привело к тому, что французские материалисты не могли объяснить причины развития мира. Ибо, если мир движется по законам механики, то сколько бы он не изменялся, ничего качественно нового в принципе не может возникнуть. Вещи возникают и погибают, но из их обломков возникает то же самое. Развития, т. е. качественного изменения, нет. Есть лишь движение по кругу. «То, что было, есть и будет», – так сформулировал это положение Гельвеции.
В теории познания французские материалисты стоят на позициях сенсуализма. Наши знания – это знания об объективно существующем мире. Чувства являются источником наших знаний. Однако сам процесс познания они понимали как простой, пассивный, зеркальный акт. Природа только воздействует, человек только воспринимает. Но в таком случае, что представляют собой творческие способности человека? Если человек только отражает, то каки с помощью чего он познает сущность вещей, которая недоступна чувственному познанию?
С материалистических позиций французские философы объясняют природу и сущность человека. Человек – существо естественное, появляющееся в ходе естественного развития природы. Он часть природы, он продукт среды и воспитания. Этот постулат стал теоретической основой революции и социалистических теорий. И действительно, если человек продукт среды и воспитания, то, естественно, напрашивается мысль, что для появления нового и счастливого человека нужно изменить среду и воспитание. Революция стала менять их практически, социалистические теории – теоретически, выясняя пути и средства достижения «всеобщего блага».
Однако оказалось, что эта концепция внутренне противоречива, а ее воплощение на практике чревато катастрофическими социальными потрясениями.
Все дело в том, что для того, чтобы изменить среду и воспитание, нужны новые люди. Но новые люди могут появиться только при наличии новой среды и нового воспитания. Возникает замкнутый круг. Разорвать его берутся «новые люди», «герои», «учителя жизни» и т. д. Они выросли в том же самом старом обществе, но они убеждены, что они «новые», что они знают, как изменить среду и воспитание и как сделать человечество счастливым. Эти герои призваны «историей» или Богом и потому они готовы применить любые средства для «достижения счастья всего человечества».
Есть здесь и философский аспект проблемы. Если человек лишь продукт среды и воспитания, то снимается сама проблема человека. Человек лишается свободы и превращается в марионетку, лишенную собственной воли и совести, слепо подчиняющуюся внешним воздействиям и не отвечающую за свои поступки.
Подводя итог, можно сказать, что французский материализм оказал значительное влияние на развитие европейской философии. Однако он был продуктом своего времени, неся на себе все его ограниченности и ошибки.
Это прежде всего его механицизм, суть которого состоит в применении законов механики к процессам химического, органического и социального характера, в области которых механические законы хотя и продолжают действовать, но отступают на задний план перед другими, более высокими законами; метафизичность, т. е. понимание мира как чего-то вечного, постоянного и неизменного и неспособность понять его как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии; идеализм в понимании общества, т. е. движущей силой развития общества у французских материалистов остается сознание. Идеи и мнения движут миром и историей.
Контрольные задания:
1. Укажите основные философские направления Нового Диалектический материализм;
2. Диалектический идеализм;
3. Эмпиризм;
4. Гилозоизм;
5. Пантеизм;
6. Рационализм;
7. Метафизический материализм;
8. Механицизм;
9. Объективный идеализм;
10. Дуализм.