Таким образом, исходный пункт философии Канта материалистичес­кий – объективный мир является источником наших ощущений и пред­ставлений.

Вопрос о том, как соотносятся наши знания о мире («предмет» в голове, «вещь для нас») с самим миром (предмет вне головы, «вещь в себе»), Кант решает дуалистически (двойственно).

С одной стороны, он признает объективное существование вещей вне го­ловы («вещь в себе»), с другой, он считает их непознаваемыми и утверждает, что мы имеем дело только с «предметами» в голове («вещь для нас»). «Пред­мет» в голове – это единственный «предмет», который нам является, который мы знаем и который представляет собой единственную реальность, с которой мы имеем дело. Что же касается «предмета» вне головы, то, поскольку он на­ходится по ту сторону наших ощущений, мы о нем ничего знать не можем. Да, он существует, да, он является источником наших ощущений, но каков он сам по себе, мы не знаем и никогда не узнаем. У нас в принципе нет такой позна­вательной способности. Природа нашего познания такова, что мы не можем выйти («трансцензус») за пределы наших ощущений и представлений и по­знать то, что стоит за ними. Отсюда вывод: мир вне нас – непознаваем. В этом заключается агностицизм Канта.

Так, мир в философии Канта раскололся на два мира – мир феноменальный (мир явлений, мир «вещей для нас», мир, данный нам в чувствах) и мир ноуме­нальный (мир субстанциальный, мир «вещей в себе», мир умопостигаемый).