Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть проблемы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Аристотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т. е. всеобщие и необходимые знания о сущности вещей? Чувства их не дают. Их дает разум. Но как он это делает? Каков процесс получения истинных знаний?
Согласно Канту, всеобщие, необходимые, т.е. истинные знания о сущности вещей мы получаем благодаря нашим априорным (доопытным, врожденным) формам познания и мышления.
Что это значит?
По Канту, в нашем познании мы имеем дело только с миром явлений. Проще говоря, с тем, что есть в нашей голове, с тем, что нам является. Но тогда почему разные люди имеют одинаковые представления и знания о вещах, о которых они ничего не знают? Потому, что голова у всех людей от рождения устроена одинаково. Все люди одинаково воспринимают мир и познают его. Эти природные, врожденные способности человека познавать и есть априорные формы мышления. Поскольку способности познавать у всех людей одинаковы (врожденны), то все они получают одинаковые представления и знания. В результате наши знания имеют всеобщий и необходимый характер.
Признание существования априорного знания и априорных форм мышления – основа философии Канта. Поэтому в зависимости от того, признают их или нет, признают или нет его философию.
Процесс познания, по Канту, это сложный, всеобщий и необходимый процесс, с активным участием в нем человека. Он включает в себя три обязательных момента (ступени).
1. Чувственное познание.Априорными формами чувственного познания являются пространство и время. Это значит, что все свои ощущения человек упорядочивает в пространстве и во времени. Получается чувственный, наглядный образ. Отсюда следует два вывода:
а) мы не знаем, что представляет собой вещь вне головы, но нам она «является» во времени и пространстве;
б) пространство и время – это субъективные формы нашего мышления.
2. Рассудок.Полученные чувственные представления перерабатываются рассудком. Априорными формами рассудка являются категории, понятия. Рассудок – это способность составлять суждения, это способность мыслить. Мышление есть познание через понятия. Рассудок дает нам частные знания об отдельных областях действительности.
3. Разум. Знания, полученные рассудком, перерабатываются разумом. Априорными формами разума являются идеи. Идея о человеке, идея о мире и идея о Боге. С их помощью мы стремимся получить единые, всеобщие знания о человеке, мире и Боге. Но это в принципе невозможно. Почему?
Цель Разума – получить единое, всеобщее знание о человеке, мире и Боге. Разум опирается на рассудок. Рассудок опирается на понятия. Каждое понятие дает истинные знания, но сами эти понятия противоположны: случайность - необходимость, единичное – общее и т.д. Следовательно, понятия дают хотя и истинные, но противоположные знания. Как объединить эти истинные, но противоположные знания в единое знание и получить единые и всеобщие знания о человеке, мире и Боге? Возникает явное противоречие. Так Кант сформулировал проблему антиномий (проблему противоречивости самого знания).
Сам Кант объяснял это противоречие как «наказание» разуму за его попытки выйти за пределы «мира явлений». Пока разум остается в границах «мира явлений» – противоречий нет, но как только он выходит за эти границы и пытается познать ноуменальный мир, сразу возникают противоречия, поскольку о мире самом по себе он никакими данными не располагает. Поэтому, по Канту, любая теория, если она логически непротиворечива, является истинной по отношению к миру явлений и ложной по отношению к миру самому по себе.