С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существующей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно, наши знания – это знания о реальной природе и реальной истории.
Начинает Фейербах с критики религии. Критика религии приводит его к критике идеализма, прежде всего, идеализма Гегеля.
Источником наших мысленных образов является бытие. Поскольку идеализм устраняет реальное бытие, то он творит его с помощью разума, так же, как Бог творит мир. Поэтому идеализм – это «рациональная теология», а «философия Гегеля есть последнее убежище, последняя рациональная опора теологии». Учение Гегеля есть лишь рациональное выражение теологического учения о сотворении мира Богом. Превращение реального бытия в мыслимое бытие и есть основной порок идеализма.
Фейербах отвергает уверения о том, что идеализм необходим для спасения свободы человека.Напротив, «все спекулятивные рассуждения о праве, о воле, о свободе, о личности помимо человека, вне его или даже поверх его – все это рассуждения без единства, без необходимости, без субстанции, без основания, без реальности. Человек есть бытие свободы, бытие личности, бытие права. Только в человеке коренится Я Фихте, монада Лейбница, коренится абсолют».
Человек – центральный пункт философии Фейербаха. Отсюда и ее главные задачи. Она не претендует на то, чтобы «изъяснить человека». Ее задача - вытащить человека из болота теологии и «абсолютной философии», в которое он был погружен до сих пор. И на этой основе из философии абсолюта, т. е. из теологии, вывести необходимость философии человека, т. е. антропологии.
Человек, по Фейербаху, – единственный, универсальный и высший предмет философии. Мысль Фейербаха - обратиться к непосредственному изучению самого человека - абсолютно верна. Дело в том, что все попытки объяснить природу и сущность человека внешними причинами приводят к тому, что человек превращается в «продукт» кого-либо или чего-либо. В результате исчезает самобытность самого человека, ускользает его сущностная характеристика как существа активного, деятельного, свободного и творческого.
Отличительными признаками человека Фейербах считает разум, волю и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувств – любовь. Все это, конечно, верно. Но это антропологическая характеристика человека. Она описывает то, что присуще человеку, но она не раскрывает природу и сущность человека.
Проблема состоит не в том, чтобы сказать, что человек обладает разумом, волей и чувствами. Это ясно и без философии. Дело в том, чтобы выяснить, как они формируются, от чего зависят – от Бога, от природы, от общества? Почему разум, воля и чувства такие разные у разных людей? Почему у одних они направлены на добро, а у других на зло? Вот вопросы, которые стоят перед философией и которые с позиций антропологического материализма Фейербаха трудно решить.
Первая обязанность человека, по Фейербаху, состоит в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливым и других. Стремление к счастью – движущая сила человеческой воли, которая с необходимостью влечет за собой сознание нравственного долга, поскольку «Я» не может быть счастливым без «Ты».
Тождественным со стремлением к счастью является стремление к свободе. Свобода – это сущность природы человека, отличающая ее от остальной органической и неорганической природы.
Центральным понятием философии Фейербаха является любовь. Любовь рассматривается им как сущность и цель человеческой жизни как индивидуальной, так и общественной.
Немецкая классическая философия – крупнейшее достижение европейской философской мысли, оказавшей влияние на все стороны жизни Европы.
Контрольные задания:
I. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта:
1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;
2. Поступай так, как считаешь нужным;
3. Все поступки должны быть направлены на общее благо;
4. Все поступки должны быть целесообразными;
5. Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;
6. Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.
II. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:
1. Тождество;
2. Противоречие;
3. Количество;
4. Качество;
5. Мера;
6. Абсолютная идея;
7. Относительная идея;
8. Пространство;
9. Различие;
10. Материя.
III. Что для Фихте является высшим принципом деятельности?
1. Объективный закон;
2. Целесообразность;
3. Нравственный закон;
4. Необходимость;
5. Свобода выбора.